Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Предания старины далёкой

  Все выпуски  

Воспитание гигиенических навыков у детей


 

Живая старина

 

Воспитание гигиенических навыков у детей

Воспитание гигиенических навыков — задача важная, требующая от родителей терпения и настойчивости. К сожалению, не все родители уделяют этой стороне воспитания достаточно внимания.

Вспоминаю один случай. Как-то летом на даче рядом с нами жила еще одна семья. Галина Васильевна и ее муж работали и приезжали вечером, а с детьми, пятилетним Сашей и семилетней Ниной, оставалась бабушка.

В начале лета ребята помогали Галине Васильевне сажать овощи, поливать и пропалывать грядки.

Овощи поспели, и ребята частенько лакомились только что сорванными морковками и огурцами. Когда я сказала бабушке, что дети едят немытые овощи, она ответила:

«Ничего, здоровее будут». Однако бабушкино предсказание не сбылось. Сначала заболел Саша. У него начался понос, поднялась температура. Галина Васильевна не повезла ребенка к врачу, решила обойтись домашними средствами. Однако Саше становилось все хуже, а через 5 дней заболела и Нина. Только тогда их отвезли в Москву в больницу. У детей оказалась острая дизентерия. Особенно тяжело болел Саша, он почти 2 месяца пролежал в больнице.

А ведь этой болезни не было бы, если бы Сашу и Нину приучили к тому, что овощи, фрукты и ягоды можно есть только мытыми.

Гигиенические навыки следует воспитывать с самого раннего возраста ребенка, тогда они становятся стойкой привычкой, потребностью, ребенок не представляет, как можно поступить иначе,

Приведу пример. Моя мать родилась в Иркутске. В их семье детей приучали пить только кипяченую воду. Насколько сильна была у детей эта привычка, судите сами. Однажды в доме начался пожар, детей отвели к соседям, Когда там им дали напиться, одна из девочек, взволнованная, напуганная, всхлипывая, все-таки спросила; «А вода у вас кипяченая?»

Как же приучить ребенка к определенным гигиеническим нормам, как сделать эти нормы привычкой, навыком?

Навыки, или привычки,— условный рефлекс, то есть ответная реакция организма, возникающая в результате воздействия на него окружающей среды. В отличие от рефлексов безусловных, которые являются врожденными реакциями организма, передаются по наследству и не требуют личного опыта и обучения (например, сосательные движения новорожденного при первом прикладывании его к груди матери), условные рефлексы образуются в течение индивидуальной жизни человека,

Условный рефлекс (или навык) возникает в результате длительных упражнений. Воспитание ребенка и заключается в образовании условных рефлексов, или навыков. Например, если требовать, чтобы ребенок мыл руки перед едой, и каждый раз напоминать ему об этом, то с течением времени мытье рук перед едой сделается у него навыком, потребностью.

Следует создавать необходимые условия для закрепления навыка и, наоборот, устранять все то, что может препятствовать его осуществлению. Например, надо чтобы мыло и сухое полотенце всегда были в определенном месте, откуда ребенок может их легко взять.

Приведу пример. У школьника первого класса воспитывают навык правильной посадки. От ребенка требуют, чтобы он сидел прямо, не горбясь, положив локти на парту. Сначала ему трудно сидеть в таком положении, вынужденная поза его утомляет. Однако, если учитель постоянно обращает внимание ребенка на его посадку, а дома родители требуют, чтобы он правильно сидел за столом во время приготовления уроков, такая посадка станет для школьника привычкой.

Многие родители ошибочно полагают, что воспитание ребенка начинается лишь со школы. Достигнуть хорошего результата в воспитании ребенка можно только в том случае, если оно начинается с самого раннего возраста.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза говорится: «Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».

Если гигиеническому воспитанию не уделялось внимания в течение первых семи лет, часто приходится говорить не о воспитании, а о перевоспитании ребенка, о борьбе с вредными привычками.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко говорил: «Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то бывает, и поленились, запустили ребенка — тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа перевоспитании — уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и, больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется... Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно».

далее


Игра как ознакомление ребенка с окружающей средой

Игра — это ознакомление ребенка действовать в окружающей среде. Он пытается воспроизвести то, что делают другие. Двухлетний ребенок с восторгом размешивает палочкой песок и "варит" суп, как мама. Он хочет нажимать на кнопки, как поступает она, включая кухонные приборы.

Он хочет и "щелкать", как папа, если тот фотографировал в его присутствии. Хочет обследовать тарелки, которые весело звякают, когда их перед едой достают из шкафа. Он хочет деятельно участвовать во всем, что делают взрослые. Он переживает свершение в своей активности, а не в созерцании превосходной пластмассовой куклы или гримасничающего животного.

далее


Перевозки грузов и пассажиров || Строим Дом || музыка нойз Братья Шимпанзэ

 

 

 

 


В избранное