Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Предания старины далёкой

  Все выпуски  

Предания старины далёкой


 

Живая старина

 

 

Вера сказочников в сказки

 

На вопрос о том, верят ли сказочники в действительность описываемых ими в сказках событий, можно ответить скорее утвердительно, чем отрицательно. По крайней мере, некоторые сказочники изредка прерывали свое рассказыванье вполне искренним восклицаньем: «Не знаю только, правда это или нет!». И, слушая это восклицание, можно с большою достоверностью догадываться, что во всех прочих случаях сомнению в душе рассказчиков места не было.

Доказательством веры сказочников в описываемые ими сказочные приключения может служить и то, что в сказках рядом с собственно сказочными лицами действуют также и почитаемые православною церковью святые, в существовании коих, конечно, ни у одного из сказочников никакого сомнения нет. В сказках мы видим Миколу Милостивого, который дает герою ковер-самолет, скрипку-самогуд и волшебную ягоду, а безымянный небесный старец на сивом коне дает другому герою волшебные предметы — саблю, ремень и дудочку. Раз волшебные предметы даны святыми угодниками, то можно ли сомневаться в существовании и действительности этих предметов?

Еще в сказках мы встречаемся с случаями чудесного прозрения слепых после умыванья глаз росою, причем этот способ леченья был открыт герою во сновидении. Известен также случай чудесного исцеления благочестивой безрукой матери с ребенком в сказке о «девице с отрубленными руками». Таким образом, и в этих случаях волшебная сказка опять-таки приближается к легенде , сливается с легендою до невозможности отличить, где кончается сказка и начинается легенда; указанные чудеса, описанные в сказке, ничем в сущности не отличаются от тех христианских чудес, которые описаны в прологах и житиях святых. При вере в последние естественна и вера в первые, так как разобраться критически в том, где имеется освященное церковью предание и где сказочная традиция, народ не в состоянии.


 

В избранное