Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Jewish News" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
О горских евреях
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕСУРС ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
О МУЗЫКЕ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ Манашир
Абрамович Якубов, 1936 г.р., музыковед, автор более 1000 публикаций по
теории музыкальных форм и мелодике. С 1960 г. по 1980 г. М. А. Якубов
опубликовал монографические работы о С. А. Агабабове, Г. А. Гасанове, М.
М. Кажлаеве, Н. С. Дагирове, Ш. Р. Чалаеве, С. А. Керимове, К. М. Шамасове,
«Очерки истории дагестанской советской музыки» и сотни статей о творчестве
композиторов Страны гор. С 1987 г. принимал участие в международных
конференциях в Италии, Германии, США, Финляндии, Японии. Традиционная музыка горских евреев в своих двух ипостасях - в культовых напевах, связанных с иудаизмом, и в неконфессиональном вокальном и инструментальном фольклоре - органично сочетает древнейшие самобытные истоки и разнообразные влияния, обусловленные необычной судьбой народа, его широкими и разнообразными контактами и длительным культурным взаимодействием с другими этносами. Синагогальное пение представляет собой преимущественно короткие напевы в пределах небольшого диапазона со свободной, неметризованной речитацией, основное назначение которых состоит в произнесении нараспев текстов Торы и других молитвенных текстов. Музыке принадлежит также большое место в различных календарных, трудовых и бытовых обрядах горских евреев. Исполнением специальных песен «Мигьи’д хори’ дурини’» отмечалось начало полевых работ (пахоты). Обряд вызывания дождя сопровождался песней «Гуди’л, гуди’л». Обряды семейного цикла: обручение («хофтеи’») и свадьба («арси’»), совершаемые с участием своего рода «режиссеров» - организаторов праздничного веселья («хундекучи’» и «серпои’») и включающие торжественные шествия невесты в сопровождении музыкантов, песни и танцы отличаются особым богатством репертуара и его большой функциональной дифференцированностью. В нем наличествуют, например, хоровые девичьи песни подруг невесты, песни, сопровождающие обряд окрашивания хной ногтей на руках родственников и гостей - «Эй, бенигору, бенигору»; церемонию преподнесения подарков или денежного взноса гостей - «Ай шомо’ш»; специальные песни в честь женщин, готовящих пищу для свадебного пиршества - «кейвони’». Во время свадебного пиршества поют профессиональные свадебные певцы-мужчины. Они используют подобно среднеазиатским исполнителям «катта’ ашула’» в качестве своего рода тембротрансформатора небольшую тарелку («бишко’п»): во время пения исполнитель подносит бишкоп сбоку ко рту и, покачивая его, достигает эффекта особой вибрации и дополнительной полетности звука. В поминальном
обряде горских евреев центральное место занимают плакальщицы, исполняющие
плачи и причитания («гирьегъо’», «домоё’с»). Среди замечательных представителей народного песенно-поэтического творчества горских евреев XIX-XX вв. выделяются Мардахай Овшолум (1850-1925), имя которого стало символом нацио-нально-поэтической традиции, и сказитель Хизгиё-Эми Дадашев (1854-1954). Инструментальная музыка связана, прежде всего, с сопровождением танцев. Среди самых популярных танцев горских евреев наибольшую известность получил «Харс». В национальном инструментарии, кроме таких общераспространенных на Кавказе инструментов, как тар, кеманча (струнный, смычковый), гармоника, баян, аккордеон, кларнет, барабан, бубен, широко распространенный в прошлом, но ныне встречающийся значительно реже - дудук и полностью исчезнувшая из горско-еврейского музыкального обихода зурна, можно назвать не встречающийся у других народов древнейший еврейский инструмент, упоминающийся еще в Торе (Ветхом завете), - шофар - рог, используемый только в синагогальном обряде в праздник Нового года Рош-а-Шана, а также упоминающийся в сказках струнный музыкальный инструмент ашугов - тевердин. Искусство свадебных музыкантов, особенно гармонистов, издавна славилось и высоко ценилось не только в среде горских евреев: их приглашали на свадьбы других, живших бок о бок, народов. В свой репертуар они, разумеется, должны были включать танцевальную музыку и песни этих народов и, таким образом, естественно, способствовали распространению лучших образцов фольклора по всему региону, выступая в уникальной роли энергичных катализаторов процесса межнационального музыкально-культурного общения. Изучение музыки горских евреев началось в первые десятилетия ХХ века. В 1900-е годы выдающийся немецкий ученый-кавказовед Адольф Дирр впервые осуществил в Дагестане (Хасавюрт, Аксай) фонографические записи горско-еврейских хоровых религиозных песнопений, но эти записи остаются до настоящего времени нерасшифрованными и неопубликованными. К горско-еврейскому фольклору обращались в своем творчестве дагестанские композиторы Гасанов (первая дагестанская опера «Хочбар», 1937), Дагиров (Фантазия «Харс» на тему татского народного танца для фортепиано, 1964), С. Керимов. На 20-30-е годы ХХ века приходится начало становления профессиональной музыкальной культуры горских евреев. Важное, во многом определяющее место занимала музыка в спектаклях Дербентского театрально-драматического кружка, возникшего в 1924 г. и превратившегося впоследствии в национальный театр. В 1935 г. в Баку при Татском рабочем театре возник «Первый ансамбль татского танца», который организовал Т. С. Израилов, в будущем - создатель, художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля «Лезгинка», народный артист СССР. Первым профессиональным горско-еврейским композитором стал Х. М. Ханукаев (1898-1970), заслуженный деятель искусств Дагестана, автор ряда камерных инструментальных сочинений (Струнный квартет, 1948, Соната и Вариации для скрипки и фортепиано), популярных песен (мелодия одной из них - «Советский Дагестан» - долгие годы служила позывными Дагестанского радио), произведений для оркестра народных инструментов. В начале 1920-х годов Х. М. Ханукаев был директором первой в республике музыкальной школы в Дербенте. В середине 1930-х годов стал одним из основателей Ансамбля песни и танца Дагестана, в котором долгие годы был руководителем оркестра. Большое место в его творческой биографии занимала педагогическая деятельность. Ханукаев явился создателем первых в Дагестане пособий для обучения на национальных дагестанских инструментах: самоучителя игры на агач-кумузе, самоучителя игры на таре, ему же принадлежит первая монография о музыкальном фольклоре Страны гор: «Дагестанская народная музыка» (Махачкала, 1948), написанная совместно с М.И.Плоткиным. Известность и признание получили песни и театральная музыка Д.Ш.Ашурова, который долгие годы работал музыкальным руководителем Татского театра в Дербенте и выступал как исполнитель на таре. Заслуженный деятель искусств Дагестана, композитор В.Л.Шаулов (1952) - автор симфонических, камерных, хоровых сочинений, музыки к спектаклям кукольного театра. Среди наиболее значительных его произведений выделяется Концерт для скрипки с оркестром, драматическим, лирическим и жанровым образам которого присущ яркий национальный характер. Глубинной связью с фольклором горских евреев, значительностью содержания, богатством фантазии и современностью мышления отмечено творчество композитора П. Элиягу, проживающего ныне в Израиле. В настоящее время Элиягу - художественный руководитель Академии восточной музыки Израиля, он возглавляет ансамбль народной музыки, его произведения исполняются в разных странах мира. Первым профессиональным музыковедом стал в Дагестане Манашир Якубов, работы которого оценены как значительный вклад в развитие музыкальной культуры республики. Первый среди горских евреев оперный и симфонический дирижер С. Ю. Ханукаев работал в различных оперных и оркестровых коллективах СССР и России, в том числе в Московском театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в Московском театре «Геликон-опера», гастролировал в странах Европы (Австрия, Венгрия, Бельгия, Германия и др.), около 10 лет работал в Израиле, где возглавлял камерный оркестр и дирижировал оркестром Иерусалимской оперы, в частности оперой Мусоргского «Борис Годунов» с участием «Шаляпина ХХ века» - Пааты Бурчуладзе. В настоящее время С. Ю. Ханукаев живет и работает в США. В репертуаре дирижера около тридцати опер и балетов от Моцарта («Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Дон Жуан»), Доницетти, Россини, Даргомыжского и Гуно до Верди, Мусоргского, Вагнера и Чайковского. С. Ханукаев - единственный из дагестанских музыкантов - лауреат Международного конкурса: в 1992 году он принимал участие в Международном конкурсе дирижеров в Австрии и завоевал там Специальный приз и звание лауреата. Среди музыкантов-исполнителей прежде всего следует назвать выдающуюся певицу, солистку Дагестанского радиокомитета, народную артистку Дагестана М. Щербатову. Огромной популярностью пользовался прекрасный певец (тенор), режиссер и артист Татского театра, мастер исполнения лирических газелей (на азербайджанском языке), заслуженный работник культуры Дагестана А. Авдалимов. Среди певцов-солистов Дагестанского радио назовем также М. Рабаева и Г. Сосунова. Талантливыми хормейстерами и педагогами зарекомендовали себя Ю. М. Ханукаев и Ю. З. Авшалумов. Легендарную славу снискал еще при жизни знаменитый гармонист-виртуоз (комончачи) Папа Иримов. Народы Дагестана 12.07.2002г. |
|
|
Ведущий: Яков Ильягуев |
ПОСЕТИТЕ www.gorskie.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||