Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О горских евреях

  Все выпуски  

О горских евреях


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПОСЕТИТЕ JUHUR.NAROD.RU

РАССЫЛКА "О ГОРСКИХ ЕВРЕЯХ"

  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕСУРС ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ http://JUHUR.NAROD.RU

К истории развития и изучения татского литературного языка

Происходящие в обществе и народном образовании перемены обусловили в Дагестане поворот к более всестороннему изучению истории национальных языков наших народов.

Создание национальных групп по обучению родным языкам настоятельно диктует и активизацию научно-педагогической деятельности по татскому языку. Результаты в этой области пока еще слабы за неимением специалистов. 
Более результативна работа в г. Дербенте. В Педагогическом техникуме несколько лет назад было открыто отделение татского языка и литературы, в котором преподавателем этих дисциплин является Э.Изгияева. В прошлом году состоялся первый выпуск отделения. В помощь учащимся она подготовила «Словарь татского языка с картинками». Ею был издан небольшой орфографический словарь татского языка. В настоящее время она завершает работу над татско-русским словарем горских евреев. 
Весьма плодотворна научная деятельность Е.Назаровой. В трудах Московского еврейского университета в 1996 г. опубликована ее работа «Татский язык горских евреев», являющаяся первым серьезным исследованием за многие годы, посвященным истории и грамматике татского литературного языка. Но это пока лишь частные попытки возрождения лексикографической работы по татскому языку. 
Определенная индифферентность в изучении нашего языка связана на современном этапе не только с отсутствием специалистов, но и эмиграцией части нашего народа, в основном в Израиль, а также переездом многих из них в связи с военной ситуацией в Чечне в центральные города России, особенно в Москву, где в настоящее время насчитывается 15-тысячная община горских евреев.
Несмотря на отток представителей нашего народа с исторических мест их расселения, в Дагестане продолжает проживать значительная часть горских евреев, татов, не желающих покидать свою республику и принимающих активное участие в ее экономической и культурной жизни.
Для науки о языке не имеет значения численность народа, говорящего на том или ином языке: язык любой этнической группы представляет ее богатство. Если даже он схож с языком другого народа, все равно он имеет свою специфику и уникальность. А исследование татского языка горских евреев - одного из литературных языков - тем более является исторически обусловленной задачей дагестанского языкознания. 
Полностью приостановившееся обучение на татском языке по воле наших же первых прагматиков - «экспериментаторов», в течение почти полувека, привело к застою в развитии самого литературного языка. Молодые авторы, недостаточно владеющие литературным языком, внедряют в него диалектизмы, что ведет к искажению его норм, особенно при их нетребовательности к себе, прибегая часто к калькам с русского языка, нарушающим «ауру» (термин академика Д.С.Лихачева) национального языка. Такими нарушениями в последние 20-30 лет грешили и поэзия и радиопередачи на татском языке, многие материалы выходившего с 60-х гг. до начала 90-х гг. ежегодника «Ватан Советиму», переводы с русского и других языков. Неточность становится обычным явлением. Происходит насилие над языком, его «аурой», особенно после ухода из жизни почти всех поэтов и писателей старшего поколения. 
«Любой язык, формирующийся веками, по природе своей создание очень хрупкое. При неблагоприятных условиях он быстро деформируется, разрушается и гибнет», - справедливо пишет известный кавказовед М. Кумахов, специалист по адыгским языкам. 
На современном этапе вновь появилась группа амбициозных прагматиков из представителей нашего народа, в основном из околонаучной среды, экспериментирующих теперь над историей нашего народа. А так как язык любого народа тесно связан с его историей, то и в осмыслении истории нашего языка не обошлось без домыслов и прямых искажений.
Все можно было бы посчитать курьезом отдельных любителей истории, если бы это не происходило без поддержки влиятельных в 70-80-е годы идеологических структур республики и центра и, что особенно удивительно, не без поддержки некоторых влиятельных тогда ученых центрального Института этнографии и антропологии им.Миклухо-Маклая Академии наук СССР и если бы последствия не оказались для нашего народа вновь весьма драматичными. 
И потому следует прежде всего коснуться сути вопроса. Наши новые экспериментаторы решили придумать горским евреям новую этническую историю, выдавая их за часть исконных татов (иранцев), якобы принявших иудаизм, проживая на Кавказе в период принятия правителями Хазарии еврейской религии, при этом искажая исторические данные, существующую научную литературу, отвергая данные антропологии, считая ее буржуазной наукой.
В угоду политическим соображениям отбрасывались научные истины. Главным в тот период было удержать горских евреев под названием «таты-иудаисты» от возможной их эмиграции в Израиль, соответственно «скоординировав» их этническую историю, ибо Израиль после своего появления на исторической арене в 1948 г., кстати при активной поддержке СССР как одной из великих держав мира, объявил всех евреев мира своими гражданами и развернул активную пропаганду идеи объединения евреев на исторической родине. 
В этих условиях фальсификация истории горских евреев приобрела почти силу закона, при негласно действовавшем запрете вступления в полемику с авторами этих утверждений.
К чести дагестанской академической науки, она никогда не поддерживала эту затею. Много раз тогда еще объединенный Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР представлял в высшие идеологические инстанции республики справки о действительной этнической истории горских евреев. А автору этих строк была дана возможность для исследования истории литературы нашего народа.
Данные и археологии, и антропологии в разных научных центрах страны опровергали миф о татском происхождении горских евреев. 
Однако установка на уменьшение численности горских евреев в тот период и стремление скрыть их под названием «таты-иудаисты» оказалась драматичной для нашего народа в двух последних переписях, особенно в результате переписи 1989 г. И суть не в разнобое в наименовании народа и не только в уменьшении численности записавшихся горскими евреями и в троекратном увеличении «татов», а в том, что эти две части нашего народа представлены как два отдельных этноса, да еще часть горских евреев попала в графу «евреи» (ашкеназы). А в уменьшенном виде они уже, каждая в отдельности, попадают в разряд малочисленных народностей и этнических групп, о которых на этнической карте Дагестана порой уже и не упоминают.
А ведь свыше 30 лет до последней переписи на этнической карте Дагестана и Азербайджана уже не было исконных татов (иранцев), которые слились с азербайджанцами и выступают под одним этнонимом с ними: разве не об этом свидетельствуют все выпуски справочника, изданного Президиумом Верховного Совета ДАССР в 80-е годы по административно-территориальному делению нашей республики, содержащие данные по народонаселению, в которых нигде не указываются «таты», как и не указываются «горские евреи». В исконных селениях татов, например около Дербента: Джалган, Митаги и др. - в качестве основного их населения указываются азербайджанцы, но не таты, и основным языком называют азербайджанский (См.: Дагестанская АССР. Административно-территориальное деление. Справочник. Махачкала, 1990. Составитель Н. А. Амаев. Издатель: Президиум Верховного Совета ДАССР).
Единственной «зацепкой» выстраивания хитросплетений превращения горских евреев в татов явилась языковая близость татов и горских евреев, которые являются носителями двух основных диалектов татского языка - одного из иранских языков. Причем каждый из этих диалектов имеет и свои говоры.
Однако еще в конце XIX в. первый исследователь татского языка, известный русский академик В. Ф. Миллер охарактеризовал двух основных носителей этого языка генетически разными этносами.
С течением времени обозначились и существенные различия между этими языками в их функциональной роли. Еще до октября 1917 г. еврейско-татский язык стал развиваться как письменный, после создания для него алфавита на основе древнееврейской письменности ученым-раввином А. Пинхасовым из Дербента, С. Мардахаевым из Грозного, потом проживавшего в Дагестане. Используя этот алфавит, Асаф Пинхасов издал и первые две книги на татском языке в Вильно в 1908, 1909 гг. 
В то время как язык горских евреев приобретал статус литературного, язык же исконных татов так и остался бесписьменным на уровне диалекта. Они даже не воспользовались письменностью горских евреев, когда проводились в стране реформы языка в 1928 г. и 1938 г., ибо никогда исторически не отождествляли себя с горскими евреями, а воспользовались азербайджанским языком в качестве языка школьного обучения. Сторонники же «татизации» горских евреев пытаются утверждать, что для всех татов в советское время была создана единая письменность, явно приписывая факт истории еврейско-татского языка исконным татам. Не мешает напомнить и следующий факт: ни один вопрос социально-политического и национального развития горских евреев в Дагестане в советский период не решался вместе с татами (иранцами), вопреки утверждениям инженера Мататова, запутывающего несведущего читателя жонглированием терминами «таты» и «таты-иудаисты». Руководители Дагестана (и Азербайджана) хорошо знали, что это два разных народа по происхождению. 
Во всех хитросплетениях наших воителей за татизацию горских евреев никакой вины самих татов нет. Понятия же «татская литература», «татский алфавит», «татский театр и драматургия», «татская газета» обозначают явления культуры горских евреев. 
Для горских евреев и татов выдающимся событием стал Первый Международный симпозиум, состоявшийся в Москве в конце марта 2001 г., специально посвященный рассмотрению вопросов их истории и современности в свете более широкой научной программы: «Проблемы сохранения культуры и религий малочисленных народов и этнических групп Российской Федерации», на котором восторжествовала истина. Это знаменательное событие было проведено в Академии государственных служб при администрации Президента России с участием известных ученых Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, научных центров и институтов по иудаике Москвы и С.-Петербурга, специалистов из республик Северного Кавказа, ближнего и дальнего зарубежья. 
Активное участие приняли в работе этого научного форума представители Государственной Думы, Московского правительства, Министерства культуры РФ, представители посольств стран проживания горских евреев, представители еврейских и исламских служб Москвы, Московский фонд сохранения и развития еврейской культуры и широкая общественность из среды горских евреев, татов Москвы и Азербайджана. 
Не вдаваясь в подробности, отметим, что на симпозиуме вновь была опровергнута идея «татизации» горских евреев и наоборот, как не соответствующая истории народа, названная «политической спекуляцией» недавнего времени. Весьма знаменательным был первый доклад известного ученого-этнографа, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН, заведующего сектором Кавказа ИЭА РАН С. А. Арутюнова «Важность изучения горских евреев в этнографии Кавказа». В докладах двух других ученых этого института - заведующего сектором демографических исследований и этнической статистики, доктора исторических наук П.П.Пучкова и старшего научного сотрудника М.А.Членова - прозвучала критика и в адрес бывшего руководства института за поддержку этой «политической спекуляции», отразившейся на результатах последней переписи, особенно в разделении нашего народа на два этноса.
Не был забыт и тот факт, что нашей группе фальсификаторов каким-то образом удалось заполучить справку из этого института о том, что исконных татов и горских евреев можно считать одним народом. Все это упоминалось как «ошибочная» и даже «позорная страница» истории этого ведущего научного центра страны, что весьма знаменательно накануне новой переписи населения России.

Г. Б. Мусаханова,
кандидат филологических наук

Народы Дагестана 12.07.2002г.

Обсудить>>>

Интернет-журнал "ГОРСКИЕ ЕВРЕИ"

На сайте http://juhur.narod.ru ...

 

Ведущий: Яков Ильягуев
Http://juihur.narod.ru
E-mail: juhur@narod.ru

ПОСЕТИТЕ JUHUR.NAROD.RU



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное