При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Jewish News" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ ... Как уже говорилось, наиболее вероятным является предположение, согласно которому предки современных кавказских татов были переселены на Кавказ в последние годы правления шаханша-ха Кавада I или, скорее всего, в первые годы правления его сына Хосрова I Ануширвана. Эта гипотеза опирается на недвусмысленные сообщения арабского историка ал-Белазури (X век) и автора дагестанского исторического сочинения „Дербенд-наме" (XVII век). Ни эти, ни какие-либо другие источники не содержат никаких указаний на то, что среди переселявшихся на Кавказ иранцев были и евреи. Однако, согласно одной дагестанской хронике, к приходу арабов в Дербенд (652 год) в Табасаране жило много евреев. Кроме того, тот факт, что в 627 году евреи оказались и среди жителей нового города — Партава, построенного Кавадом I между 508 и 513 годами и заселенном им, а затем и его сыном Хосровом Ануширваном переселенцами из Ирана, позволяет говорить о том, что среди этих переселенцев в VI веке были и евреи. Упоминание о партавских евреях является самым достоверным свидетельством того, что к VII веку предки горских евреев уже жили на Восточном Кавказе, и косвенно указывает на то, что их появление в этом крае было напрямую связано со строительной деятельностью там Кавада I и особенно Хосрова I Ануширвана. Все остальные обстоятельства переселения евреев из Месопотамии на Кавказ восстанавливаются лишь гипотетически. Материалом для этого служат горско-еврейские предания, сообщения древних армянских историков и сведения очень позднего еврейского документа, содержащего, в частности, рассказ о политической жизни евреев Вавилонии в V — VI веках. Неизвестный автор этого документа (IX век) рассказывает о том, что в те времена, когда в Иране развернулось движение маздакитов, еврейский князь Мар-Зутра II, управлявший еврейскими общинами Иранской державы, поднял мятеж против шаханшаха и выделил в отдельное государство четыре месопотамских округа, население которых составляли, главным образом, евреи. Как предполагается, эта акция была вызвана тем, что маздакитское учение, в основе которого лежала идея социального равенства, было поддержано шаханшахом Кавадом I, а Мар-Зутра II, будучи противником идей Маздака, старался уберечь еврейское население Вавилонии от их влияния. Несмотря на это, сторонники мадзакитства нашлись и среди евреев, и, судя по всему, их оказалось достаточно много. О характере движения маздакитов мало что известно. Сведения о нем сохранились, в основном, в пересказе довольно поздних арабо-персидских, сирийских и греческих источников. Они нередко дают довольно искаженную информацию о Маздаке и его сторонниках. Среди примеров подобных искажений можно назвать якобы проповедовавшуюся маздакитами общность жен; в действительности же речь должна идти о довольно сложной системе браков у персов-зороастрийцев, о которой поздние арабо-персидские, а также сирийские авторы практически ничего не знали. Можно уверенно говорить о том, что маздакитское движение привело к довольно сильным деформациям в иранском обществе и к коррозии зороастрийской религии. Так называемое „Письмо Тансара" характеризует это время в следующих выражениях: „слуга стал господином", „дошло до того, что рабы осмелели на владык, а жены на мужей". К концу своей жизни Кавад I стал ограничивать маздакитов, а в 527 году развернул репрессии против них. Через четыре года, сразу же после смерти Кавада, его сын Хосров I Ануширван жестоко расправился с лидерами маздакитов (их живьем зарывали в землю) и полностью подавил их влияние в стране. Накануне широкой пропаганды Маздакитства почти все иранское еврейство было сосредоточено в юго-западных, главным образом в месопотамских областях Иранской державы. Еврейская культура в Иране в этот период переживала небывалый расцвет. Несмотря на притеснения властей, соперничавшие друг с другом ешивы Суз и Пумбадиты вывели еврейскую науку на небывалый уровень. Был закончен Вавилонский Талмуд. Уровень грамотности еврейского населения Ирана был уникальным для того времени явлением. Борьба идей внутри Иудейства становилась все более острой, и протекала она не изолировано, в высших и наиболее образованных слоях, а охватывала практически всю массу иранского еврейства. Благодаря этому был окончательно оформлен гибкий и универсальный механизм законотворчества, позволявший приспосабливать традицию к самым неожиданным и самым суровым условиям политической и социальной жизни. Необычайный рост еврейской культуры в Иране в III — V веках омрачался действиями некоторых шаханшахов, способствовавших подрыву устоев иранского еврейства. Так, Ездигерд II (439 — 457) запретил чтение в синагогах той части молитвы „Шма Исраель", в которой восславляется Бог, Царь Вселенной. Евреи нашли выход в том, что этот фрагмент стал прочитываться дома — вслух, а затем во время литургии в синагоге еще раз — про себя. Кстати, такой порядок сохраняется и поныне — за исключением особых случаев. Тот же Ездигерд II запретил празднование Субботы, и этот запрет держался целый год, до самой смерти царя. Сын Ездигерда II, шаханшах Пероз (459 — 484) пошел еще дальше и приказал силой отнимать еврейских мальчиков у их семей и отдавать на воспитание в зороастрийские храмы. И хотя эти действия были ограниченными, они не могла не способствовать подрыву приверженности еврейского населения отеческим традициям. Особенно болезненно это сказалось в тех общинах, которые были удалены от крупных центров еврейской учености, и в которых приверженность к традиции и без того была очень слабой. Таких общин особенно много было в Сузиане (современная провинция Хузестан в Иране). Они не столь активно принимали участие в борьбе идей, охватившую в то время иранское еврейство, поскольку уровень образования в их среде был несравнимо ниже, чем в крупных еврейских центрах. Кроме того, они нередко роднились с язычниками и неизбежно воспринимали некоторые из их обычаев и суеверий. При этом они были еще и бедны. Именно эти слои еврейского общества Ирана и являлись потенциальной почвой для разлагающего действия маздакитских идей. Идея полного и безусловного равенства совершенно чужда еврейской традиции. Одним из наиболее важнейших принципов этой традиции является стремление к установлению справедливого порядка в общественной жизни еврейских общин. Принцип справедливости редко отмечается в законодательных актах Устной Торы, но именно в стремлении к установлению и поддержанию справедливости в общественных и межличностных отношениях и кроется смысл создания той громады законодательных постановлений (галохот) еврейских школ и отдельных мудрецов. Однако идея всеобщего и безусловного равенства является лишь плоским отражением идеи справедливости, и могла соблазнить только плохо образованную и, главное, разложенную антииудейскими действиями властей часть иранского еврейства. Представители же духовной элиты народа едва ли могли примкнуть к маздакитам. Упомянутый выше еврейский документ сообщает о том, что несколько лет самостоятельности Мар-Зутры II закончились тем, что его государство было ликвидировано персидскими властями, а сам он казнен. В документе также говорится о том, что накануне этого события в ряды дружинников Мар-Зутры II вступили и евреи-маздакиты, которых, по-видимому, объединила с князем опасность, одинаково угрожавшая и им, и сторонникам Мар-Зутры. Хронологические указания этого документа очень недостоверны, поэтому точную дату разгрома Мар-Зутры II и евреев-маздакитов рассчитать невозможно. По мнению одних исследователей, эта дата лежит ближе к 520 году, по мнению других — около 530 года66, по мнению третих — около 531 — 532 годов. Последняя дата связана с началом правления Хосрова 1Ануширвана (сентябрь 531 года). Как уже говорилось, именно он начал проводить жестокие и, главное, последовательные репрессии против маздакитов. Исходя из этого, можно предположить, что им же и были разгромлены сторонники Мар-Зутры II и примкнувшие к нему евреи-маздакиты. Продолжение следует... |
Выходит 2 раза в месяц
|
|
Ведущий: Яков Ильягуев Http://juihur.narod.ru E-mail: juhur@narod.ru |
ПОСЕТИТЕ JUHUR.NAROD.RU
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||