Между
отдельными группами горских евреев
нет каких-либо существенных
различий ни в
физико-антропологическом, ни в
языковом, ни в культурном плане.
Несмотря на свою разбросанность на
значительной территории - при
небольшой численности (в начале ХХ
века их число едва ли превышало 30
тысяч), они представляют собой
довольно монолитную
этнографическую группу, которая, в
то же время, не имеет никаких
признаков родства с кавказкими
татами (персами). Однако это не
стало препятствием на пути тех, кто
в силу политических (!) причин
развернул компанию по навязыванию
горским евреям название "тат".
Навязывание шло через прессу, через
литературу, которую издавали
специально для горских евреев.
В связи со
сказанным небезынтересен вопрос о
названиях и самоназваниях горских
евреев. В XIX веке, после завоевания
кавказа Россией, официальные
власти стали применять в отношении
восточнокавказких евреев эпитет
"горские". С тех пор сочетание
"горские евреи" вошло в
русскую исследовательскую
литературу. Существует, впрочем,
мнение, согласно которому
восточнокавказкие евреи и сами
называли себя "горскими" (dog
juhur), но это не более чем домысел
очень позднего происхождения.
Обычно
горские евреи называют себя juhur,
термином, который присходит от
тюрко-персидского juhud, juud или jihut,
прозвища еврев на Среднем Востоке.
Как известно, juhud - это искаженное
jahud, которое, в свою очередь,
происходит от самоназвания евреев -
ehudi, "иудей". Горские евреи тоже
называют себя ehudi, но более
употребим термин juhur, которым
обозначаются не только горские
евреи, но и все евреи вообще. При
необходимости вводится уточнение:
juhurhojmu, "наши (т.е. горские)
евреи". Переход d(t) в r (juhud = jihut >
juhur) произошел в последствии
ротацизма, яаления, очень
характерного для языка горских
евреев.
Горские
евреи всегда осознавали родство
своего языка с языком кавказских
персов, но при этом никогда себя с
ними не отождествляли. В то же время
для кавказских персов термин
"тат" всегда служил в качестве
самоназвания, как и для всех
западных персов вообще. Однако к
началу ХХ века процесс тюркизации
татов Азербайджана зашел так
далеко, что в очень многих местах
татский язык стал выходить из
употребления, и в настоящее время
лишь в очень редких случаях еще
продолжается сохраняться
азербайджано-татское двуязычие.
Кроме того, под влиянием
тюрков-азербайджанцев, у которых
термин "тат" означает название
покоренного населения, кавказские
таты вовсе перестали применять
этот древний этноним в отношении
себя, предпочитая термин
"азербайджанец".
Таким
образом сложилась парадоксальная
ситуация: тот народ, для которого
термин "тат" всегда был
самоназванием, перестал называть
себя этим именем, а горские евреи,
которые татами себя никогда в
прошлом не называли, под влиянием
пропаганды стали применять этот
термин в отношении себя. Более того,
наименование горских евреев
"татами" вошло в
исследовательскую литературу и
прилипло к этому народу как второе
или даже первое название. В
результате весь тот слой культуры,
который при советской власти
создавался горскими евреями,
именовался "татским":
"татская литература",
"татский театр", "татская
песня" и т.д. Собственно же таты
(персы) писали по-азербайджански и
ту культуру, которая называлась
"татской", своей не признавали.
В
настоящее время большинство
горских евреев живет уже за
пределами Восточного Кавказа, края,
где они сформировались как особая
этнографическая группа еврейского
народа, но и по сей день еще
сохраняют связи с родиной своих
недавних предков и в новых местах
своего проживания нередко
группируются в более или менее
значительные по размерам общины.