Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Театральный вестник"

  Все выпуски  

"Театральный вестник"


«Какие то му…ки, решили в войнушку сыграть…»

 

«Мамочки» - спектакль по одноименной пьесе В.Зуева. Дипломная работа выпускников режиссерского факультета Театрального института им.Б.Щукина. Курс, народного артиста России, профессора А.М. Вилькина. Режиссер-постановщик – доцент Вячеслав Терещенко. Февраль 2011 года.

Спектакль, который совершенно не хочется «разбирать». В стенах «Щуки» произошло событие, переоценить которое невозможно, а вот недооценить,  думаю, попытаются… уверен, попытаются!!! И вот, почему…

Мамочки – это матери пропавших солдат, пропавших во время Чеченской «кампании»… Женщины, по чьим деткам проехали БТРом, смешав их тела с землей, чужой и тяжелой землей. Это те, кого мы, молодые и сильные презираем в больничных очередях и общественном транспорте, это те, неуклюжие и ничего, с нашей точки зрении, я не понимающие,  в жизни тетки, так раздражающие своей медлительностью и глупостью. НО… Это они, не мы, а они со своей «женской» логикой, бросив все отправились туда, в горы, где стреляют, где ужас и смерть, искать своих, всегда маленьких и самых красивых деток. И как бы ни пытались соблюсти политкорректность авторы спектакля, речь идет  о войне в Чечне.

И вот здесь для меня произошло первое открытие.  Я НЕ ЗНАЛ, что матери солдат, так и не добившись ни у кого известий о судьбе сыновей, в ОДИНОЧКУ, отправлялись туда, где на каждой стене, красовалось приветствие: «Добро пожаловать в Ад». Уже там они находили друг друга, такие же черные от грязи и горя, и вместе, день за днем, разрывая свежие и не очень могилки искали своих и чужих детей… А война продолжалась, впереди, за спинами, вокруг. Смерть бродила рядом, собирая урожай из «наших», «не наших», и самих «мамочек»…

Старшенькая, Младшенькая, Вера и Роза. Ежедневно, из своего подвала они выходят в горы на поиски останков своих детей, и все же продолжают верить, что те живы. И только одна (Роза) обнаружит фамилию сына в списке пленных на обмен. Вера и Младшенькая тоже обретут сыновей (погибших солдат в белом  - Колю и Андрея), но для этого мамочкам придется «найти» свою мину, свою «растяжку». И только Старшенькая, в одиночестве продолжит свою страшную экспедицию, а ее Сережа свою войну:  «Я мама, тут свою войну веду. Мне один человек умный сказал, что придет срок твой, и найдут тебя. А пока я не все еще сделал.»

А главное, и это основная ценность постановки – абсолютная ясность позиции исполнителей и постановщика, совершенно однозначная оценка, не так давно произошедших, и еще вполне не завершившихся событий… И нет никакого заигрывания, дескать, это не «те» что «сейчас», это «другие»… Говоря словами Лёли-корреспондентки, пытающейся сделать карьеру на этой войне, и отказывающейся от материнства: «… и чтобы однажды я как они пошла?! (пауза) Зачем их <детей> в такую срань приводить? Чего тут есть такого, ради чего стоило бы их рожать?.. бабы эти чокнутые!.. Растили, ночами не спали, а потом какие-то мудаки бац и в войнушку решили сыграть. И всё!!!!».

И всё!!! Всё понятно!!! Никаких «других», и «тогда» нет. Это всегда «те же»… сволочи, для которых наши дети просто мясо, на развалах его Величества Мирового рынка…

А затем, погибший солдат… Теперь, превратившись в «груз 200», отлично понимает КТО противник… И бой его теперь со «своими» генералами, пустившими под нож целое поколение… «…Надо в мозги к политикам замазаться. Представь, что мы к тебе живому, всей своей мертвой армейкой в сон завалимся. Во всей красе! И так каждую ночь! И мрачно шептать станем: «Выводи, сука, войска! Или добей тут всех к ебене матери!». Таким вот образом мозг им разрушить всем.»

И совсем не смешно звучит в исполнении «бывших» солдат, некогда стёбовая песенка группы «ХЗ» - «…а подмога не пришла, подкрепление не прислали. Вот такие, брат, дела, как обычно нае… обманули…»

Артистам, и постановщику удалось донести главное: мамочки, их погибшие сыновья, журналисты – это наш народ, абсолютно нормальные героические люди. И получилось у исполнителей это без нажима, ложной патетики, абсолютно правдиво, но и не бытово. Все образы жизненны. Режиссер обошелся без единого выстрела, хотя в подобной драматургии соблазн, ох, как велик. Потрясающее музыкальное и световое оформление создают атмосферу, абсолютно точно погружающую в  те душевные переживания, чувства, владеющие героями.

Спектакль надо видеть. Для меня случились открытия. Один из зрителей, уже после, получая свое пальто, говорил, видимо своему товарищу: «Жаль не увидят те, кто за все это в ответе…». А Вячеслав Терещенко говорит: «Хорошо, что увидели те, кем мы гордимся – МАМОЧКИ». На каждом спектакле треть зала это ОНИ. Комитет солдатских матерей организовал посещения спектакля настоящими мамочками, теми, от лица которых и говорили артисты. Их слезы и слова благодарности, их признательность и похвалы – лучшая оценка за эту очень важную и непростую работу режиссерского факультета и всего курса выпускников «Щуки».

Повторюсь, ребята этот спектакль и сейчас играют. Их пригласил на свой фестиваль Н.Коляда. Есть еще приглашения. И очень хочется, чтоб эта работа и дальше жила, а эти ребята-режиссеры нашли свой театр, право же, им есть что сказать. И сказать честно.

P.S. Если кому-то из читателей захочется узнать подробнее, или обсудить возможность показа спектакля, а может и пригласить одного из выпускников на постановку, пишите на электронную почту art-rej-birja@mail.ru мы обязательно свяжем вас с Вячеславом Терещенко.

Алексей Козлов

 

  


В избранное