Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Театр "Школа драматического искусства" Анатолия ВАСИЛЬЕВА


Сегодня в выпуске:
МИНИСТР КУЛЬТУРЫ ФРАНЦИИ Г-Н РЕНО ДОННАДЬЕ ДЕ ВАБР.
ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА КОММАНДОРА "ОРДЕНА ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРЫ" АНАТОЛИЮ ВАСИЛЬЕВУ
ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА ШЕВАЛЬЕ "ОРДЕНА ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРЫ" НАТАШЕ ИСАЕВОЙ
Пресс-конференция директора театра "Школа драматического искусства" А. А. Малобродского
 
МИНИСТР КУЛЬТУРЫ ФРАНЦИИ Г-Н РЕНО ДОННАДЬЕ ДЕ ВАБР

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА КОММАНДОРА "ОРДЕНА ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРЫ"

АНАТОЛИЮ ВАСИЛЬЕВУ

Вторник, 27 марта 2007

Дорогой Анатолий Васильев,

Я весьма счастлив принимать Вас сегодня здесь, чтобы приветствовать в Вашем лице не просто режиссера, не просто педагога, но прежде всего выдающуюся фигуру всего современного театра. Вы так стремитесь придать словам их существенное место в драматическом представлении, - но Вы же сами одновременно бросаете вызов всем словарям, поскольку в них не найти подходящих слов, чтобы определить Ваше место, Вашу роль и Вашу особую ауру в истории театра нашего времени.

Сама Ваша жизнь уже читается как роман. Сначала Вы были исследователем в Институте химии в Сибири, затем отправились во Владивосток на борту корабля океонографических исследований, и в конце концов прибились к берегу в Академии Драматического Искусства в Москве, чтобы там учиться театру.

Получив формирующее образование по методу Станиславского, увлекшись Антоненом Арто и укрепившись в своих изысканиях, пройдя через испытание Пиранделло, Достоевским и Пушкиным, - но также и Платоном Гомером и Мольером, - вы сами стали пролагать затем новые пути в увлекательнейшей области режиссуры и подготовки актеров.

После скитальческих дебютов, часто – без прибежища и укрытия, - Ваша труппа смогла на какое-то время (благодаря Юрию Любимову) распаковать чемоданы в Театре на Таганке в Москве. В Москве же Вы основали в 1987 году Ваш театр, школу-театр, уникальный образец исследований и экспериментов, нацеленный на поиски новой театральной эстетики. В Вашей «лаборатории» актеры не просто репетируют роли, - они изучают и практикуют метод.

Ваши исследования быстро распространяются по всему миру, актеры и режиссеры из всех стран приезжают, чтобы принять участие в ваших мастерских и семинарах.

Вы оказали нам большую честь, пройдя именно в нашей стране через важнейшие этапы Вашего славного пути. Вы хорошо известны на Авиньонском фестивале, Ваше имя – одно из тех величайших имен, которые прямо способствовали тому, что этот город превратился во всемирную столицу театра.

Французская публика обнаруживает Вас там в 1988 году со спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло. С тех пор Вы возвращаетесь в Авиньон регулярно, чтобы служить там самым великим текстам, а также создавать визуальные празднества, тайной и несравненным мастерством построения которых Вы владеете. Среди прочих, хочется упомянуть «Медею-материал» Хайнера Мюллера, поставленную с Вашей актрисой-талисманом, Валери Древиль; этот спектакль, без сомнения, наложил неизгладимую печать на сознание всех, кто его видел. В прошлом году Вы заняли в Авиньоне знаковую площадку – саму под стать Вашей несоразмерной величине – Бульбонский Карьер, чтобы показать там две свои грандиозные фрески – «Моцарт и Сальери. Реквием» Пушкина и грандиозную постановку «Илиады», плод работы, вызревавший во время многочисленных мастерских по всему миру, от Италии до Японии.

Вы освещали своим присутствием самые известные сцены-символы, - «Комеди Франсез», где, по приглашению Антуана Витеза вы поставили «Маскарад» Лермонтова; «Картушери», где Вы были в 1998 году у Арианы Мнушкиной с одной из Ваших величайших постановок, памятным «Дон Жуаном или Каменным гостем» по Пушкину.

Каждый из Ваших спектаклей – это новый опыт. А потому мы с нетерпением ждем, когда через несколько дней, в «Одеоне – Ателье Бертье», нам откроется Ваше последнее творение, спектакль «Тереза-философ», новый итог ваших неустанных поисков в области драматических форм, где Валери Древиль, которая уже с давних пор продолжает работу с Вами, как никто другой воплотит – я в этом совершенно уверен – Ваши самые тонкие намерения и замыслы.

Ваше присутствие в театральном пейзаже Франции распространяется также на сферу высшего образования – Вы отвечаете за всю педагогическую сторону «Отделения обучения и исследования в области режиссуры» в Высшей Национальной Школе Театральных Искусств и Умений (ЭНСАТТ) с самого момента основания этого Отделения в Лионе, в октябре 2004 года.

«Я не свободен ни от себя самого, ни от своего театра, ни от своей страны», - сказали Вы.

Однако же, в моих глазах, именно Вы воплощаете образ творца, исследователя и того, кто передает талант и умения, оставаясь при этом подлинно свободным, - того, кто по-настоящему превратил театр в некий всемирный язык.

Анатолий Васильев, от имени Французской Республики, мы вручаем Вам Орден Командора "Ордена Искусств и Литературы".



МИНИСТР КУЛЬТУРЫ ФРАНЦИИ Г-Н РЕНО ДОННАДЬЕ ДЕ ВАБР

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА ШЕВАЛЬЕ "ОРДЕНА ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРЫ"

НАТАШЕ ИСАЕВОЙ

Вторник, 27 марта 2007

Дорогая Наташа Исаева,

Я весьма счастлив принимать Вас сегодня, приветствуя Ваш блестящий путь, который Вы проходите бок о бок с Анатолием Васильевым, чьи художественные изыскания Вы сейчас постоянно сопровождаете. Ваши знания и ваша храбрость внушают самое живое восхищение и величайшее уважение.

Сейчас Вы нашли себе прибежище и гавань в Лионе, где вы стали деканом Отделения, где Анатолий Васильев является художественным руководителем, в Высшей Национальной Школе Театральных Искусств и Умений (ЭНСАТТ).

Вместе с тем Вы сохраняете почетное звание Ведущего научного сотрудника в Институте востоковедения Академии наук России. Вы достигли в этой области выдающихся знаний и всемирно признанной репутации. Ваши труды по индологии были опубликованы не только в России, но и в Англии, Соединенных Штатах, Индии. Вы принимали участие в многочисленных международных конференциях в Европе, Индии, Соединенных Штатах, вы читали в Оксфорде курс истории индийской философии и религии.

Вы также замечательная переводчица. Английский, французский, итальянский языки не хранят от Вас никаких секретов.

Владея также немецким и датским, вы перевели на русский язык четыре трактата Сёрена Кьеркегора и Вы готовите сейчас к изданию его пятый трактат, тем самым поддерживая свою репутацию крупнейшего специалиста по датской философии и теологии. Вы также переводили на русский язык тексты Антонена Арто, пьесы Сэмюэля Беккета, театр Жене и Кольтеса.

И вправду, драматическое искусство всегда было для Вас истинным голосом сердца, и сегодня Вы соединяете собственные исследования с работой Анатолия Васильева, в которой всегда тесно сочеталась сценическая практика и изучение философии искусства.

Оставаясь помощницей и переводчицей, Вы одновременно сопровождаете и питаете его путь режиссера, театрального мыслителя и педагога, Вы обогащаете его Вашим собственным опытом и Вашим собственным взглядом на великие тексты и тех авторов, которых Вы сами называете «классиками современности».

Мы обязаны Вам переводом для Васильевской инсценировки «Терезы-философа», репетиции этого спектакля идут сейчас в «Одеоне – Ателье Бертье»; это эротическая и философская классика, - но также и тайная история человеческой души, трогательное приближение к раскрытию чаяний и мечтаний женщины.

В ЭНСАТТе Вы стали деканом «Отделения обучения и исследования в области режиссуры». Вы организуете там теоретические курсы, Вы определяете и развиваете программу обучения философии, Вы сами находите преподавателей. Вы ставите на службу своей миссии всю благодарность, которой Вы обязаны университетской и академической среде, равно как и весь свой интерес к самым любимым областям знания. Вы читали там курс по датскому протестантизму и его связи с искусством, эстетикой и театром, а также курсы по восточным традициям, прежде всего индийской и китайской.

В этом Вы буквально следуете наставлениям Анатолия Васильева, который стремится прежде всего развивать воображение будущих режиссеров, питая его не только историей театра, но также и историей идей.

Я приветствую сегодня исключительную женщину, которая посвятила свою жизнь научным исследованиям – и одновременно театру, женщину, которая отстаивает свободу людей – и прежде всего свободу мыслителей и творцов.

Наташа Исаева, от имени Французской Республики, мы вручаем Вам орден Шевалье "Ордена искусств и литературы".



КОММЕНТАРИЙ К МЕДАЛЬКАМ

Когда случается так, что земная жизнь пройдена уже не «до половины», а пожалуй, и чуть больше, полагается оглянуться, задуматься. Только вот сумрачный лес дышит в спину, идешь все быстрее и быстрее, торопишься, спотыкаешься. Пусть уж кто-нибудь со стороны посмотрит на твой путь, коли интересно. Если не на родине, так со стороны, сбоку… Французская республика (с которой – свои трудности, свой роман, свои взаимные очарования и непонимания) решила, что заметить есть что. Спасибо за знак, за эти «инсигнии» - разноцветные ордена на лентах и без. У Васильева – три штуки, разных, - кроме полного «Ордена искусств и литературы» (а Командор – абсолютно высшая степень), - есть еще и «Академические пальмы». У меня – Шевалье, солдатик, служивый – под началом у Командора.

Тут, во Франции, наверняка есть свои ревности, свои косые взгляды. Но вот вам счет: открыли Отделение режиссуры в Высшей Национальной школе театра (хотя обучение режиссуре – это штука для галлов в принципе чуждая и непонятная); в Авиньоне приветили легендарным, бруковским Бульбонским карьером (для «Илиады» и «Моцарта и Сальери», которые в России если и сохранятся теперь – то разве что чудом); в «Одеоне», в Национальном театре, сделали гастроли «Онегину» и постановку «Терезы-философа»; за год напечатали три книжки про Васильева и номер театрального журнала, целиком ему посвященный, при этом вышло Бог весть сколько теоретических статей и журнальных рецензий; на радио подготовили с десяток передач в прямом эфире (в том же Авиньоне и в Париже); сейчас на «Франс-культур» будут делать радоспектакль по той же «Терезе», а в Лионе бережно хранят, снимают с аудиокассет и переписывают курс теоретических лекций - в этом архиве предстоит кормиться еще не одному поколению исследователей! Это всего лишь факты, короткие, лапидарные, просто французская хроника за последние год-полтора, что тут еще добавить... Спасибо чужой стране, где дали работать в полную силу, где на тебя смотрят с любопытством, порой с недоумением, - но где одновременно стремятся тебя понять и кое-что успевают увидеть. Спасибо чужой стране.

Наташа Исаева

 

Пресс-конференция директора театра "Школа драматического искусства"
А. А. Малобродского.

22 мая 2007 г., начало в 15:00, театр "Школа драматического искусства",
Сретенка, 19/27, Тау-зал.


Участвуют: арт-директор Международного музыкального фестиваля «Антиквариум» Ольга Филиппова и руководители Комитета по культуре Москвы.

В июле созданный Анатолием Васильевым театр завершит 20-й сезон – возможно, самый трудный и драматичный в своей истории. Ситуация в "Школе драматического искусства" активно освещалась в прессе, но интерес вызывал исключительно конфликт Васильева с московской властью, завершившийся реорганизацией театра и отказом Васильева от должности художественного руководителя. Дирекция театра до сих пор воздерживалась от дискуссий и комментариев. Цель предстоящей пресс-конференции – рассказ о жизни театра в эту непростую пору, о результатах работы неполного сезона, ближайших премьерах и проектах.

Разумеется, сегодняшний день и будущее театра обусловлены состоянием и перспективой решения вопросов творческого руководства: возможности возвращения в театр А.А.Васильева, ожидаемого назначения на пост худрука Игоря Яцко, роли режиссерского совета… Мы не намерены обходить острые вопросы вниманием.
В то же время, основная цель конференции – дать прессе и театральной общественности информацию о насыщенной ежедневной работе в "Школе драматического искусства" - творческой, педагогической, организационной и производственной.

Соответственно этой цели предлагаются основные темы пресс-конференции:

1. Итоги двадцатого театрального сезона (2006-2007 гг.)
Директор Алексей Малобродский представит общую картину работы театра в завершающемся сезоне; расскажет о принципах формирования текущего репертуара, о работе над новыми постановками; о продолжении работы лабораторий под руководством Б.Юхананова, И.Лысова, Д.Крымова; возможностях продолжения работы на Поварской.

2. Премьера спектакля "Кориолан" У. Шекспира (пер. О.Сороки), в постановке Игоря Яцко.
Это первая шекспировская премьера в зале театра, подобном лондонскому "Глобусу". "Кориолан" - итог многолетней лабораторной работы, начатой Анатолием Васильевым и законченной, по поручению Мастера, его учеником Игорем Яцко. Даты премьерных спектаклей: 26, 28, 30 мая, 5, 8, 10 июня.

3. Международный музыкальный фестиваль "Антиквариум".
Арт-директор фестиваля Ольга Филиппова представит журналистам программу концертов, которые пройдут в театре с 27 мая по 3 июня. Международный музыкальный фестиваль "Антиквариум" посвящен музыкальным традициям и инструментарию минувших времен, объединенных общим понятием исторического исполнительства, от позднего Средневековья до эпохи романтизма.

4. Премьера спектакля "Чудо со щеглом" Арсения Тарковского.
Постановка приурочена к 100-летию со дня рождения поэта (25 июня). Режиссер Александр Огарёв с актёрами "Школы драматического искусства" сочинили поэтический, музыкальный спектакль, продолжающий стилистическую линию в репертуаре театра, начатую спектаклями А.Васильева «Пушкинский утренник» и «Из путешествия Онегина». Даты премьерных спектаклей: 22, 23, 24, 25 июня.

5. Планы сезона 2007/2008.
Основу репертуара, предположительно, составят спектакли Анатолия Васильева.

Также готовятся к выпуску:

∙ октябрь 2007 - "Корова" А. Платонова, в постановке Д. Крымова;
∙ октябрь 2007 - "Гойя. Генезис смеха", в постановке японского хореографа М. Танаки;
∙ весна 2008 - "Фауст" И. В. Гёте, в постановке Б. Юхананова.

В планах театра лабораторная работа режиссеров театра:

∙ И. Яцко ("Саломея" О. Уайльда, "Каменный ангел" М. Цветаевой),
∙ А. Огарёва ("Диалоги" Платона и Э. Роттердамского, "Горе от ума" А. Грибоедова),
∙ К. Мишина ("Мцыри" М. Ю. Лермонтова),
∙ В.Ющенко ("Свадебка" И. Стравинского),
∙ Б. Юхананова ("Голем" Гальперна Лейвика),
∙ И. Лысова ("18.48", "Бред вдвоем", "Марлен и слова");
∙ А. Эпельбаума ("Optimus Mundus")

Театр намерен продолжить работу по организации концертов, фестивалей, семинаров.

Директор театра "Школа драматического искусства" А. А. Малобродский.


 

постоянный адрес публикации - http://info.sdart.ru/item/361

 

В избранное