Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Театр "Школа драматического искусства" Анатолия ВАСИЛЬЕВА Пресса на двадцатилетие


Пресса на двадцатилетие

Театр, которого больше не будет
Странный юбилей театра Анатолия Васильева «Школа драматического искусства»
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда» // 02.03.2007

Торжество драмы
Два двадцатилетия, отмеченные в столичных театрах, обозначили полюса театральной жизни столицы: весёлый юбилей "Табакерки" и сиротливый день рождения "Школы драматического искусства"
Марина Токарева, «Московские Новости» // 02.03.2007

Жизнь после смерти
«Школа драматического искусства» борется за право иметь худрука
В конце февраля «Школа драматического искусства» отмечает свое 20-летие – в самых пессимистических тонах. Создатель театра Анатолий Васильев, не отказываясь от российского гражданства, не видит себя больше в роли художественного руководителя «Школы драматического искусства». И вообще не представляет, как будет «заниматься театром на русской территории».
Ольга ФУКС, «Вечерняя Москва» // 01.03.2007

Невозвращенец Васильев
"Школа драматического искусства" отмечает юбилей в печали
Анатолия Васильева на пресс-конференции, посвященной предстоящему юбилею театра, не было. В духе диссидентов советских времен он решил не возвращаться в Россию после зарубежных гастролей. Почему?
Лебедина Любовь, «Труд» // 28.02.2007

"Битва за выживание театром еще не проиграна"
Актер и режиссер Игорь Яцко в интервью "Газете"
«Школа драматического искусства» отметила свое 20-летие. Настроение в театре Анатолия Васильева сегодня, впрочем, не праздничное.
Глеб Ситковский, «Газета» // 28.02.2007

Анатолию Васильеву не могут найти подходящего начальника
Накануне 20-летнего юбилея театр "Школа драматического искусства", в конце 2006 года реорганизованный по приказу мэра Москвы, созвал журналистов, но не по поводу юбилея, а по поводу очередного этапа затянувшегося конфликта. Рассказывает АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА.
«КОММЕРСАНТЪ» // 27.02.2007

Судьба Кориолана
"Школа драматического искусства" отметила 20-летие
С этой значительной для истории всего отечественного театра датой в "Школе драматического искусства" совпало сразу несколько знаменательных событий.
Алена Карась, «Российская газета» // 26.02.2007

Юбилейное
На днях два московских театра отмечают 20-летний юбилей - Театр-студия п/р Олега Табакова и "Школа драматического искусства", созданная Анатолием Васильевым именно как школа, отнюдь не для привычного проката выпекаемых спектаклей. В "Табакерке" ожидаются пышные торжества в просторном помещении МХТ им. А. П. Чехова, капустник, поздравления коллег и друзей. А в васильевском театре, который вот уже год как городские власти пытаются реформировать, провели пресс-конференцию, больше напоминающую поминки.
Марина Зайонц, журнал «Итоги» // 26.02.2007

«Письмо театра Брежневу»: ремейк-2007
Труппа Анатолия Васильева отметила самый грустный юбилей в своей истории
Елена Дьякова, «Новая Газета» // 26.02.2007

Как решится судьба театра Анатолия Васильева
Театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева в эти дни отмечает свое 20-летие.
Елена Карабин, радиокомпания «Маяк» // 22.02.2007


постоянный адрес публикации - http://info.sdart.ru/item/317

обсудить в форуме

Театр, которого больше не будет

Странный юбилей театра Анатолия Васильева «Школа драматического искусства»
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда» // 02.03.2007

Театру Анатолия Васильева исполнилось 20 лет.

В здании «Школы драматического искусства» на Сретенке шла пресс-конференция. Она могла бы показаться странной для непосвященного.

Анатолий Васильев давал интервью в далекой солнечной Франции, на каких-то древних ступенях, оно сопровождалось звонкими голосами детей, видно, игравшими неподалеку.

Мы смотрели запись.

Анатолий Васильев говорил: «Тот театр, который был, больше существовать не будет никогда… Я никогда не буду больше заниматься русским театром на русской территории». Звучало ужасно.

Кто-то из журналистов раньше написал, что режиссер отказался от российского гражданства. Анатолий Васильев опроверг это утверждение: «Я вырос в России, мои родители жили и похоронены в России, я воспитан на русской литературе, это невозможно».

Кто же выживает режиссера с мировым именем? И почему?

Беспрецедентные решения о судьбе уникального театра-лаборатории подоспели ровно к юбилею. Ранее отняли помещение на Поварской, любовно выстроенное им и его единомышленниками, – отняли фактически рейдерскими методами. Внедрили директора со стороны, отобрав директорские полномочия у художественного руководителя. Сделали это бестактно, неуважительно, поставив мастера перед фактом и сопроводив акцию туманными объяснениями в пользу единоначалия. Теперь, в связи с длительным творческим отпуском, который режиссер попросил, предлагается вернуться к единоначалию – но в виду имеется уже один директор. Между прочим, бывший аудитор, никогда не работавший в театре. Все – действия Московского комитета по культуре

Объяснение простейшее: недвижимость – лакомый кусок.

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин прислал письмо, в котором это говорится открытым текстом:

«Школа драматического искусства» - это театр, который был создан Васильевым, рожден его талантом, художественное пространство этого театра одухотворено только им и никем другим… Его театр – это не театральное помещение, которое можно захватить. Все, что он сделал, что он открыл… не может быть потеряно… Мне тяжело думать, что этот, не побоюсь сказать, великий режиссер не может вернуться в свой дом, а вынужден работать за рубежом».

Письмо заканчивается так: «Травля Васильева… уверен, запачкает каждого из нас, в очередной раз мы докажем, что мы нация, которая не дорожит своими великими художниками…».

К этому дню была приурочена презентация книги Полины Богдановой «Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим». Название – в яблочко.

…Мы проходили через служебный вход. Через общий – сновали люди, носили коробки. Виктор Славкин объяснил мне: вечером в помещении «Школы» празднуется юбилей певца Расторгуева, группа «Любэ».

  Торжество драмы

Два двадцатилетия, отмеченные в столичных театрах, обозначили полюса театральной жизни столицы: весёлый юбилей "Табакерки" и сиротливый день рождения "Школы драматического искусства"
Марина Токарева, «Московские Новости» // 02.03.2007

Марина Токарева


Торжество драмы

Анатолий Васильев заявил о том, что в России больше работать не будет.

На двадцатилетии "Школы" её создатель Анатолий Васильев присутствовал лишь виртуально. В глубине зала спустили экран: сидя на стертых ступенях амфитеатра, Васильев говорил о многом, слышней всего - о том, что театральным искусством в России заниматься больше не будет, но оставляет за собой право обратиться к федеральным властям - за пониманием...

Логики в этом не было. Ясности тоже.

Потом в полукруг перед журналистами сели ученики и последователи, чтобы сказать городу и миру: театр Васильева, в котором сегодня один руководитель - директор Алексей Малобродский, больше не существует.

Обстоятельства дела объясняет их письмо-обращение к первому заместителю мэра Москвы Л.И. Швецовой, которое мы приводим частично: "Режиссерский совет театра "Школа драматического искусства", созданный И. Яцко, Б. Юханановым, Дм. Крымовым, И. Лысовым, А. Огаревым, В. Ющенко, К. Мишиным, обращается к Вам в тяжелейшей, гибельной для нашего театра ситуации.

До реорганизации управление театром осуществлялось Анатолием Васильевым на принципах единоначалия. После реорганизации Комитетом по культуре был утвержден новый устав на принципах двуначалия. Не прошло и трех месяцев после ввода нового устава, как Комитет по культуре рекомендовал вновь изменить устав под единоначалие - только теперь директора А. Малобродского, то есть вместо художественного начала Анатолия Васильева было предложено исключительно директорское единоначалие. Мы убеждены, что такие манипуляции с театром, основатели которого А. Васильев и И. Попов были удостоены Государственной премии "За создание театра как уникального организма", с театром европейского уровня, снискавшим мировую славу, направлены исключительно на его уничтожение или ликвидацию... Просим Вас лично вмешаться в создавшуюся ситуацию, не допустить уничтожения театра и рассмотреть наше предложение об утверждении заслуженного артиста РФ, ученика А. Васильева, педагога и режиссера Игоря Яцко на должность художественного руководителя театра..."

Подписи: Дм. Крымов, И. Лысов, К. Мишин, В. Ющенко, Б. Юхананов, И. Яцко". К ним присоединился и сам Васильев в своем письме председателю Комитета по культуре Москвы Сергею Худякову: "Рекомендую вместо себя на пост художественного руководителя реорганизованного театра "Школа драматического искусства" Игоря Яцко, моего ученика, проработавшего в театре 17 лет".

В этой истории все смешалось, как в дурном сне. Идея театра-лаборатории и потребность "эффективного освоения площадей", на которой настаивают московские бюрократы, амбиции художника и амбиции чиновников, интересы творчества и интересы рынка.

Власти проиграли Васильеву два суда, сколько б ни присылали в "Школу" проверок "с заданием", не нашли нарушений. Главным итогом проведенной городским Управлением культуры реорганизации явилось то, что Москва осталась без Васильева.

"Травля Васильева, вся эта грязь вокруг его имени, уверен, запачкает каждого из нас, в очередной раз мы докажем, что мы нация, которая не дорожит своими великими художниками. Анатолий Васильев - из их числа", - сказал об этом в своем письме коллективу театра Александр Калягин.

Сегодня на Сретенке разброд и шатания. Кто-то выстраивает отношения с новым директором, кто-то сторонится "выстраивателей". Стремление работать любой ценой, невзирая на контекст - в театре не раз оборачивалось драмой.

На всех лицах в тот день, казалось, лежит тень поражения: на бледном под загаром лице экранного Васильева, на растерянных лицах учеников, на лицах журналистов, в который раз вынужденных выступать свидетелями разрушения.

А за стеной, в большом фойе "Школы" кипела жизнь: драпировались белым шелком столы, развешивались декоративные элементы, распаковывались цветы, протирались бокалы. Готовился большой праздник - Николай Расторгуев отмечал на Сретенке свой "Любэлей". Театр жизни клал на лопатки театр духа. Шел настоящий урок в "Школе драматического искусства.

Жизнь после смерти
«Школа драматического искусства» борется за право иметь худрука
В конце февраля «Школа драматического искусства» отмечает свое 20-летие – в самых пессимистических тонах. Создатель театра Анатолий Васильев, не отказываясь от российского гражданства, не видит себя больше в роли художественного руководителя «Школы драматического искусства». И вообще не представляет, как будет «заниматься театром на русской территории».
Ольга ФУКС, «Вечерняя Москва» // 01.03.2007

Жизнь после смерти
Жизнь после смерти

«Школа драматического искусства» борется за право иметь худрука

В конце февраля «Школа драматического искусства» отмечает свое 20-летие – в самых пессимистических тонах. Создатель театра Анатолий Васильев, не отказываясь от российского гражданства, не видит себя больше в роли художественного руководителя «Школы драматического искусства». И вообще не представляет, как будет «заниматься театром на русской территории».
   Формально оставаясь главным режиссером театра, взявшим творческий отпуск до конца сезона, Васильев не принимает никаких компромиссов – либо театру, чье «тело рассекли надвое», возвращается здание на Поварской (его родовое гнездо), либо, по словам Васильева, это уже не тот театр, который он создавал.
   Пока же «Школа драматического искусства» (а именно лаборатории Игоря Лысова, Бориса Юхананова и Дмитрия Крымова) арендует отобранное помещение на Поварской, чтобы играть спектакли, которые там родились. Перед своими учениками Васильев поставил почти неподъемную задачу – сохранять «художественную идею».
   Сложнейшую потому что, во-первых, никто из них не Васильев, чтобы делать так же как он. А во-вторых, потому что до сих пор неясно, по какому уставу будет жить злополучный театр.
   Рожденный по образу и подобию своего художественного лидера, театр рискует стать директорским, каковых в Москве много.
   Ученики Васильева – Игорь Лысов, Борис Юхананов, Василий Ющенко, Игорь Яцко – с согласия Анатолия Александровича предлагали в качестве компромисса создать режиссерский совет – коллегиального худрука. Московские власти это предложение отклонили.
   Далее от театра последовало предложение назначить худруком Игоря Яцко, главного протагониста васильевского театра.
   Комитет по культуре пока на это предложение никак не отреагировал. По этому поводу режиссеры созвали пресс-конференцию, на которую в качестве гостя пришел и новый директор театра Алексей Малобродский.
   Господин Малобродский не ответил на многие вопросы журналистов (в частности, этично ли, что в театре ведут расследования сотрудники ФСБ или что конкретно он успел сделать на посту директора), мотивируя это тем, что не обязан отвечать на чужой пресс-конференции, а свою он созовет к концу сезона.
   Но на главный вопрос все же ответил. Да, он поддерживает идею о наличии художественного руководства в театре, коллегиального или персонального в лице Игоря Яцко. Но если московские власти решат утвердить в театре директорское единоначалие, он «не подаст заявление об уходе» и будет единолично руководить театром, некогда авторским.
   Между тем даже на пресс-конференции было очевидно, что сотрудничество директора и васильевцев, мягко говоря, проблематично. Претензии к назначенному директору у осиротевших васильевцев самые разные – от невозможности убрать лишние фонари или получить необходимое количество репетиций до самой главной. Ее озвучил режиссер Адольф Шапиро (на эту пресс-конференцию пришло много театральных деятелей), выкрикнув с места: «При вас Васильев не вернется».
   …В день «юбилейной» пресс-конференции первый этаж здания театра на Сретенке был отгорожен – здесь должен был отмечаться юбилей Николая Расторгуева.
   
   КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «ВМ»
   Андрей ПОРВАТОВ, заместитель председателя Комитета по культуре правительства Москвы:

   – Предложение Васильева о назначении Игоря Яцко худруком мы получили 12 февраля. Правда, документ Васильевым не подписан – стоит лишь его факсимиле. А это, согласитесь, важный документ, и нам бы не хотелось играть роль испорченного телефона. Мы дважды предлагали Васильеву быть худруком. Но он в этой ситуации предпочел стать главным режиссером. А как только появится худрук, должность главного режиссера аннулируется. Уволить же Васильева у нас рука не поднимается. Мы хотим в перспективе оставить пост художественного лидера за Васильевым. И нам непонятно, что делать. Как вариант, предлагаем директору назначить Игоря Яцко и. о. главного режиссера. Мы назначаем только художественного руководителя, а назначение главного режиссера – кадровый вопрос, который решает директор.

Автор: Ольга ФУКС

Невозвращенец Васильев
"Школа драматического искусства" отмечает юбилей в печали
Анатолия Васильева на пресс-конференции, посвященной предстоящему юбилею театра, не было. В духе диссидентов советских времен он решил не возвращаться в Россию после зарубежных гастролей. Почему?
Лебедина Любовь, «Труд» // 28.02.2007


Анатолия Васильева на пресс-конференции, посвященной предстоящему юбилею театра, не было. В духе диссидентов советских времен он решил не возвращаться в Россию после зарубежных гастролей. Почему?


Не захотел дольше сражаться с московским Комитетом по культуре, отобравшим у него родовое гнездо на Поварской и предложившим новую должность главного режиссера взамен художественного директора? Так ведь второе здание - на Сретенке - по-прежнему принадлежит "Школе". Неужели основатель и многолетний руководитель легендарного коллектива, удостоенного чести называться Театром Европы, предал своих актеров?

Однако собравшиеся на эту встречу многочисленные ученики Васильева, прежде работавшие с ним (Адольф Шапиро, Альберт Филозов, Виктор Славкин, Николай Чиндяйкин, Дмитрий Крымов), молодые постановщики, создавшие недавно режиссерский совет, чтобы как-то защитить традиции своего коллектива, предателем Васильева не считают. Больше всего они боятся, что в театре восторжествует единоначалие директора Алексея Малобродского, который с благословения начальников по культуре постепенно сведет на нет художественные поиски Анатолия Васильева. И, таким образом, в Москве появится еще один театр, работающий исключительно на кассу, а не на серьезные театральные идеи.

Ситуацию со своим невозвращением Васильев объяснил в предельно откровенном и горьком интервью телеканалу "Euronews", запись которого показали участникам встречи. Режиссер рассказал, что столичные власти потворствуют исключительно развлекательному театру, приносящему доход. А потому в Москве ему делать нечего. В то же время иностранного гражданства он принимать не собирается, так как в России живет его семья, похоронены родители, здесь его корни, вера. Васильев говорил очень сдержанно, взвешивая каждую фразу, ибо знал: это не простое интервью, а своего рода послание к тем, кто продолжает верить в его идеи.

Более того, Васильев предпринял еще одну попытку сохранить театр. Он направил письмо председателю комитета по культуре правительства Москвы Сергею Худякову с просьбой не допустить окончательного развала "Школы драматического искусства" и назначить худруком театра актера и режиссера Игоря Яцко, прослужившего в нем 17 лет. Прямо скажем, это довольно сомнительная попытка, ибо никто иной, как господин Худяков, обвинял Васильева в неправильном расходовании денежных средств и насылал одну проверочную комиссию за другой. Пока никакой реакции на письмо Васильева со стороны Комитета по культуре не последовало. Это молчание красноречивее всяких слов.

Одно только радует: к 20-летию театра успела выйти книга Полины Богдановой "Анатолий Васильев: между прошлым и будущим", которую присутствующие на пресс-конференции расхватали мгновенно.

Лебедина Любовь

"Битва за выживание театром еще не проиграна"
Актер и режиссер Игорь Яцко в интервью "Газете"
«Школа драматического искусства» отметила свое 20-летие. Настроение в театре Анатолия Васильева сегодня, впрочем, не праздничное.
Глеб Ситковский, «Газета» // 28.02.2007

Сейчас, пытаясь найти выход из положения, театр обратился к московским властям с просьбой назначить на должность худрука васильевского ученика Игоря Яцко
"Битва за выживание театром еще не проиграна"
Актер и режиссер Игорь Яцко в интервью "Газете"
«Школа драматического искусства» отметила свое 20-летие. Настроение в театре Анатолия Васильева сегодня, впрочем, не праздничное. Прошлым летом у театра, который, по мнению московского комитета по культуре, был отягощен излишней недвижимостью, отобрали одно из зданий. И на этом неприятности не закончились. После того как столичные власти в директивном порядке навязали театру нового директора, Анатолий Васильев отказался от должности художественного руководителя и взял творческий отпуск до конца нынешнего сезона.

Сейчас, пытаясь найти выход из положения, театр обратился к московским властям с просьбой назначить на должность худрука васильевского ученика Игоря Яцко. Его кандидатура была поддержана и коллективом, и Анатолием Васильевым. Накануне юбилея театра корреспондент "Газеты" Глеб Ситковский взял у Игоря Яцко интервью.

- Сейчас театр стоит на пороге физического исчезновения, и вы выразили готовность с одобрения своего учителя возглавить его. Думаете, этим еще можно спасти театр от гибели?

- Думаю, да. Во всяком случае, это последний шанс для театра, и его необходимо использовать. Я просто услышал призыв Анатолия Васильева сохранять творческую работу. Если это необходимо сделать, то все мои страхи отступят и я готов пойти на этот шаг.

- Вы много лет были актером Анатолия Васильева. Почему вы сейчас занялись режиссурой?

- Меня интересовала режиссура, уже когда я поступал к Васильеву, но тогда я этого боялся. Своим режиссерским дебютом считаю акцию «Сто лет Леопольду Блуму», которую провел несколько лет назад. Я тогда был очень горд тем, что мне пришла в голову эта идея, связанная с романом Джойса «Улисс». Потом был спектакль «Мера за меру» по Шекспиру. Недавно сделал «Собаку на сене», а скоро будет премьера «Кориолана» Шекспира. Так что я - молодой режиссер.

- Театр Васильева не похож на другие. Это скорее лаборатория, чем репертуарный комбинат. Может быть, именно непохожесть и стала причиной катастрофы? Вероятно, в голове у чиновников просто не укладывается, что сама модель театра может быть другой?

- Театру сейчас исполнилось 20 лет. Конфликты с властью начались лет пять тому назад. А 15 лет до этого, получается, все было нормально? То есть раньше это укладывалось в голове у чиновников, а потом перестало укладываться? Думаю, все это связано скорее с размерами занимаемых помещений. Пока мы экспериментировали на маленькой площади, все было нормально. За нашу непохожесть нас награждали государственными премиями, а сейчас за нее изгоняют. Что же это получается? Время изменилось?

- Иногда говорят, что раз уж город дает театру дотацию, то он вправе требовать, чтобы работники театра вели себя так-то и так-то. Вы согласны с этим?

- Нет, не согласен. Да, в стране есть заводы, есть комбинаты, но есть ведь и лаборатории, и научно-исследовательские институты. Они, конечно, ничего не производят, но, может быть, им тоже надо запретить заниматься наукой за это? Культура - это не материальная сфера, и потери здесь, возможно, не так заметны. Но, мне кажется, в конечном счете потери в области духа оказываются гораздо более жестокими.

- Комитет по культуре города Москвы упрекал театр в «неэффективности использования площадей». А что такое эффективность театра? Количество спектаклей, проданных билетов?

- Эффективность театра - это культурная высота. И если мы эти высоты теряем, их занимает враг рода человеческого. Сегодняшние ценности, которые устремлены в сторону коммерческого успеха, мне кажутся очень сомнительными. По-моему, количество обслуженных театром зрителей не определяет духовную высоту искусства. Что такое количество спектаклей? Неужели мудр тот, кто заработал своими спектаклями много денег? Как-то сомнительно это. Может быть, властям это и нравится, но книги говорят нам о другом.

- Вы видите пути выхода из нынешней почти тупиковой ситуации? Как бы вам хотелось, чтобы она развивалась?

- Мне бы хотелось, чтоб театр был. И чтобы этот дом, созданный мыслью Васильева, продолжал существовать. Если отсюда уйдет некая художественная идея, то эти стены быстро переменят свое предназначение. И я думаю, что битва за выживание театром еще не проиграна.

- Борьба за выживание уже без Васильева?

- Думаю, с Васильевым. Он ясно написал в письме: то, что он сейчас не возвращается в Москву, - это его поступок, но он с нами и будет искать возможность вернуться. У нас достаточно поводов к отчаянию, но мы пока не отчаиваемся.

- Не думаете ли вы, что актеры, устав ждать Васильева, в какой-то момент начнут покидать театр?

- Я не исключаю этого. Но что вообще удерживает людей в театре? Наличие художественной и творческой работы. Этот сезон, несмотря ни на что, такой художественной работой наполнен. Спектакли репетируются, есть планы новых постановок. Этот сезон мы продержимся. А что дальше будет, не знаю. Я такой далекой перспективой пока не живу.

27.02.2007 / ГЛЕБ СИТКОВСКИЙ
Материал опубликован в "Газете" №36 от 28.02.2007г.

Анатолию Васильеву не могут найти подходящего начальника
Накануне 20-летнего юбилея театр "Школа драматического искусства", в конце 2006 года реорганизованный по приказу мэра Москвы, созвал журналистов, но не по поводу юбилея, а по поводу очередного этапа затянувшегося конфликта. Рассказывает АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА.
«КОММЕРСАНТЪ» // 27.02.2007

Анатолию Васильеву не могут найти подходящего начальника


// конфликт театр



В показанном в видеозаписи интервью, которое Анатолий Васильев дал в Лионе телеканалу Euronews, режиссер назвал все происходящее с ШДИ "не реорганизацией, а ликвидацией" и напомнил, что сам он находится в творческом отпуске

Концерт "Поющие ламы" в рамках проведения Международного фестиваля "Тибет". Концерт состоялся на сцене театра Анатолия Васильева "Школа драматического искусства" Выступления участников "Тайского балета" на сцене театра "Школа драматического искусства" Сцена спектакля "Смерть Эмпедокла" в рамках Чеховского фестиваля в театре "Школа драматического искусства Васильева"

Накануне 20-летнего юбилея театр "Школа драматического искусства", в конце 2006 года реорганизованный по приказу мэра Москвы, созвал журналистов, но не по поводу юбилея, а по поводу очередного этапа затянувшегося конфликта. Рассказывает АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА.

Пресс-конференцию созвал режиссерский совет театра – шесть режиссеров-учеников Анатолия Васильева (Игорь Яцко, Борис Юхананов, Игорь Лысов, Александр Огарев, Василий Ющенко, Константин Мишин) плюс режиссер-художник Дмитрий Крымов, получивший здесь приют два года назад. Напомним, весной прошлого года руководство Москвы предложимло театру освободить здание на Поварской улице, которое "Школа драматического искусства" (ШДИ) занимала со своего основания, мотивировав это тем, что еще в 2001 году мэрия Москвы преподнесла театру подарок в виде нового просторного здания на Сретенке (в нем театр помещается сейчас).
Не желавшему расставаться с "родовым гнездом" Анатолию Васильеву пришлось оставить пост художественного директора театра и перейти на должность главного режиссера. Осенью 2006 года указом комитета по культуре директором театра был назначен Алексей Малобродский, кандидатуру которого господин Васильев принципиально отверг. Это назначение произошло в то время, когда Анатолий Васильев преподавал в Лионской театральной школе. После чего режиссер оказался перед выбором: вернуться, то есть согласиться с действиями властей, или не вернуться, поставив под сомнение дальнейшее существование своего театра.
В показанном в видеозаписи интервью, которое Анатолий Васильев дал в Лионе телеканалу Euronews, режиссер назвал все происходящее с ШДИ "не реорганизацией, а ликвидацией" и напомнил, что сам он находится в творческом отпуске. Сколько продлится этот отпуск, он пока сказать не может, но призывает своих учеников продолжить жизнь его театра.
Ученики, семь режиссеров, организовали режиссерский совет ШДИ, но московский комитет по культуре признал его нелегитимным (пост худрука должно занимать физическое лицо, а не группа лиц). Режиссерский совет направил в комитет по культуре письмо, в котором просил назначить худруком театра ученика Васильева, ведущего актера и режиссера ШДИ Игоря Яцко. О том же просил комитет и сам господин Васильев в письме от 9 февраля. Члены режиссерского совета сообщили журналистам, что ответа на это письмо они не получили. Ъ связался с заместителем председателя комитета по культуре города Москвы Андреем Порватовым и задал ему вопрос о возможности назначения Игоря Яцко художественным руководителем ШДИ. Господин Порватов ответил: "В настоящее время Анатолий Александрович Васильев занимает пост главного режиссера, а не худрука. Рассматривать кандидатуру Игоря Яцко мы не имеем права: что же получается, Яцко будет руководить гениальным Васильевым?! Мы очень переживаем, что в силу недоразумений Анатолий Александрович так долго отсутствует. Считаем, что он просто отъехал, и надеемся, что вскоре он приступит к работе. Его в театре ждут: помните, как в 'Театральном романе' ждали, пока режиссер вернется из Индии". "Все, что мы можем,– добавил господин Порватов,– рекомендовать директору назначить Игоря Яцко исполняющим обязанности главного режиссера на время творческой командировки Васильева". Согласно существующему уставу театра, его художественного руководителя может назначить только комитет по культуре. Господин Малобродский сказал, что идею создания режиссерского совета он поддерживает, хотя "не покинет свой пост и в том случае, если комитет по культуре утвердит проект директорского единоначалия". От прочих комментариев директор отказался, пообещав к концу сезона созвать собственную пресс-конференцию.

Судьба Кориолана
"Школа драматического искусства" отметила 20-летие
С этой значительной для истории всего отечественного театра датой в "Школе драматического искусства" совпало сразу несколько знаменательных событий.
Алена Карась, «Российская газета» // 26.02.2007

С этой значительной для истории всего отечественного театра датой в "Школе драматического искусства" совпало сразу несколько знаменательных событий.

Первое - выход в свет книги Полины Богдановой "Анатолий Васильев: логика перемен". Многолетняя практика и теоретические изыскания крупнейшего российского режиссера уже стали объектом многочисленных исследований, вышедших в разных странах Европы, но попытка обобщающего труда на его родном языке появилась только сейчас. Записи репетиций, бесед, занятий со студентами, разговоры с актерами и учениками Васильева приоткрывают для широкого круга читателей уникальную творческую лабораторию режиссера, во многом опередившего эпоху.

Презентация книги, выпущенной издательством "Новое литературное обозрение", собрала тех, с кем Васильев работал в разные годы, - Василий Бочкарев, Альберт Филозов, Николай Чиндяйкин, Виктор Славкин и многие другие. Но поделиться мыслями о книге и своем учителе им так и не пришлось. Презентация, как и сам юбилей "Школы", совпали с драматическими обстоятельствами в ее судьбе.

В начале нынешнего сезона по решению московского правительства Васильев был лишен полномочий художественного директора, позволявших ему на основе единоначалия решать творческие и организационные вопросы театра. Комитет по культуре назначил директора, а самому мастеру предложил занять пост художественного руководителя, переписав Устав театра под двуначалие. Васильев отказался. Теперь он находится во Франции, где репетирует в парижском "Одеоне - Театре Европы". Уже в марте театру придется окончательно освободить помещения в "родовом гнезде" на Поварской улице (еще раньше Комитет по культуре передал их проекту "Открытая сцена").

Парадоксальность ситуации состоит в том, что власть директора не является легитимной, так как фактически не действует система двуначалия, то есть помимо директора театром не руководит никто.

Потому ученики и сотрудники Васильева, те, кто к моменту конфликта работал в "Школе драматического искусства", месяц назад проинформировали комитет о создании режиссерского совета. Комитет по культуре никак не отреагировал.

Собравшиеся накануне юбилея журналисты и друзья театра услышали о том, как режиссерский совет (а в него вошли, в частности, Дмитрий Крымов, Борис Юхананов и Игорь Яцко) видит разрешение сложившейся ситуации. Они прочитали письмо к первому заместителю мэра Москвы Людмиле Швецовой, в котором предлагают назначить художественным руководителем театра его первого актера, многолетнего ученика и сотрудника Васильева Игоря Яцко.

Журналисты попытались задать вопросы и директору театра Алексею Малобродскому. На вопросы о том, как ему видится будущее театра, он отвечать отказался. Но пообещал продемонстрировать "некую дееспособность": "По мере того как ситуация будет нормализовываться, театр не может и не имеет права объяснять свою бездеятельность соображениями политического толка". О каких именно соображениях идет речь, директор не сказал, но заверил всех, что поддержал решение, изложенное в письме вице-мэру режиссерским советом.

Абсурдистски-мрачную атмосферу собрания усугубило письмо председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина: "Травля Васильева, вся эта грязь вокруг его имени, уверен, запачкает каждого из нас, в очередной раз мы докажем, что мы нация, которая не дорожит своими великими художниками".

В день рождения, 24 февраля, театр по традиции показал своим друзьям новую работу. На этот раз (и, судя по концепции Игоря Яцко, совсем не случайно) ею оказалась трагедия Шекспира "Кориолан". В ней гордый, страстный, недипломатичный и бескомпромис-

сный богатырь, принесший отечеству не одну славную победу, становится жертвой интриг и изгоняется из Рима, чтобы в финале погибнуть от коварства римских врагов.

 Версия для печати

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4302 от 26 февраля 2007 г.

Юбилейное
На днях два московских театра отмечают 20-летний юбилей - Театр-студия п/р Олега Табакова и "Школа драматического искусства", созданная Анатолием Васильевым именно как школа, отнюдь не для привычного проката выпекаемых спектаклей. В "Табакерке" ожидаются пышные торжества в просторном помещении МХТ им. А. П. Чехова, капустник, поздравления коллег и друзей. А в васильевском театре, который вот уже год как городские власти пытаются реформировать, провели пресс-конференцию, больше напоминающую поминки.
Марина Зайонц, журнал «Итоги» // 26.02.2007

На днях два московских театра отмечают 20-летний юбилей - Театр-студия п/р Олега Табакова и "Школа драматического искусства", созданная Анатолием Васильевым именно как школа, отнюдь не для привычного проката выпекаемых спектаклей. В "Табакерке" ожидаются пышные торжества в просторном помещении МХТ им. А. П. Чехова, капустник, поздравления коллег и друзей. А в васильевском театре, который вот уже год как городские власти пытаются реформировать, провели пресс-конференцию, больше напоминающую поминки. Председатель театрального союза Александр Калягин быть не смог и прислал письмо, на формальное поздравление ничуть не похожее. Там, в частности, говорится: "Васильев создал свой уникальный авторский театр, в него нельзя войти чужакам и приспособить под себя. Его театр - это не театральное помещение, которое можно захватить". Меж тем его именно что захватили. То есть сочли, что театр - это всего лишь здание, а не какой-то там храм искусства и тому подобные красивости. Приказом Комитета по культуре отняли помещение студии на Поварской, а для более эффективного управления театром прислали своего директора. С Васильевым его кандидатуру не сочли нужным согласовать, он вспылил, отказался с этим человеком работать, взял творческий отпуск и уехал во Францию. Там у него режиссерская школа в Лионе, контракт с "Комеди Франсез" и прочие радости. На пресс-конференции показали запись его недавнего интервью, данного русской службе Euronews. Печально глядя в камеру, Васильев заявил, что после всего случившегося он не будет больше заниматься театром на российской территории. Это не означает, что он не вернется, но это значит, что театру "Школа драматического искусства" конец.

Ну да, Васильев призвал своих учеников попытаться продолжить то дело, которым они двадцать лет занимались. А именно - лабораторные исследования в области театрального искусства. Оказалось, едва ли возможно и это. Согласно новому уставу, спущенному в театр вместе с новым директором, руководить процессом должны двое - директор (хозяйственные вопросы) и художественный руководитель (творческая деятельность). Васильев быть им отказался, и театр выдвинул идею режиссерского совета с Анатолием Александровичем во главе. От этого отказался Комитет по культуре и рекомендовал в очередной раз переписать устав в сторону директорского единоначалия. Тогда театр вместе с Васильевым предложил в качестве художественного руководителя актера и режиссера Игоря Яцко. Но вот уже месяц как комитет молчит. Дальнейшее очевидно - во главе театра станет менеджер, перестроит лабораторию под репертуарный театр (с уже имеющимися не знают, что делать), и делу конец. Их право, конечно. Кто деньги дает, тот и спектакли заказывает. Вопрос один: ради кого?

На пресс-конференции задаю вопрос директору: "Как вы себе представляете дальнейшую жизнь театра?" Ответ был выразителен: "Не хочу об этом говорить". Словом, целесообразность поступка не просматривается даже в бинокль. Поварскую отобрали под проект "Открытая сцена" - мол, молодым негде больше себя проявлять. Полгода прошло - тишина, никто так и не проявился. Вот Лопахин в известной чеховской пьесе ударил топором по вишневому саду, чтобы дачи построить и деньги делать, а тут ведь так просто топором машут, больнее ударить стараются. Юбилейное письмо Калягина заканчивается отчаянно: "Травля Васильева, вся эта грязь вокруг его имени, уверен, запачкают каждого из нас, в очередной раз мы докажем, что мы нация, которая не дорожит своими великими художниками". К режиссеру Васильеву можно по-разному относиться, но точнее о нынешней ситуации не скажешь.

«Письмо театра Брежневу»: ремейк-2007
Труппа Анатолия Васильева отметила самый грустный юбилей в своей истории
Елена Дьякова, «Новая Газета» // 26.02.2007

24 февраля 2007 года «Школе драматического искусства» исполнилось 20 лет. 21-го театр созвал юбилейную пресс-конференцию. Еще раз подтвердилось: сюжета печальнее и нелепее в театральной Москве нет.

Дали слово мэтру. Слово было в записи: 30-минутное интервью для Euronews из Лиона. Анатолий Александрович говорил: «Власть сейчас воспитывает средний класс как буржуа. Со всеми его вкусами. Маленький буржуа — ее истинная опора. Именно поэтому она всячески поощряет коммерческое искусство.

Я встал на путь мистериального театра. Вернулся к истокам, ко временам, когда русский национальный театр был литургической драмой.

А меня рассматривают как часть городской буржуазной культуры.

…Я взял творческий отпуск до конца сезона. У меня в Европе постановка, у меня Лионская школа, наконец. Не знаю, что я буду делать, но чувства у меня очень простые: никогда больше не заниматься театром на русской территории, в русской среде».
Впрочем, русская среда была представлена «на юбилее» письмом А.А. Калягина, председателя СТД РФ:

«Васильев создал свой уникальный авторский театр, в него нельзя войти чужакам и приспособить под себя. Его театр — это не театральное помещение, которое можно захватить. Все, что он сделал, все, что он открыл… не может быть потеряно.
…Мне тяжело думать, что этот, не побоюсь сказать, великий режиссер не может вернуться в свой дом, а вынужден работать за рубежом.

Казалось бы, ситуация банальная, сигналы о конфликтах между директорами и художественными руководителями я получаю в СТД все время. Понятно, что все конфликты необходимо разрешать, но не решить эту ситуацию — значит, под удар поставить действительно уникальный театр…

Травля Васильева, вся эта грязь вокруг его имени, уверен, запачкает каждого из нас, в очередной раз мы докажем, что мы нация, которая не дорожит своими великими художниками. А Анатолий Васильев — из их числа».

Эта тоскливая одурь длится чуть ли не пятый год. Сначала г. Москва по-детски пытался «отобрать назад подарок» — новое здание «Школы драматического искусства» на Сретенке. Потом Комитет по культуре г. Москвы пытался секвестрировать актерское общежитие «Школы драматического искусства». Актеры Васильева подали в суд — и выиграли его. И вот в 2005-м, наперегонки с ценами на московские «площадя», вновь воспалился вопрос о жизни мистериально-лабораторного театра на двух сценах сразу.
Причудливое помещение на Поварской, 20, где родился и прожил лучшие годы театр Васильева, было отобрано со скандалом. Сначала директором «театра на Поварской» назначили аудитора И.Л. Габелко. Затем «город» насильственно, в приказном порядке снабдил «Поварскую» (отобранную под проект «Открытая сцена») новым директором Ю.А. Захаренковым, а «Сретенку» (оставленную театру Васильева) — новым директором А.А. Малобродским.

Все это — без намека на согласование с художественным руководителем.

Анатолий Васильев с директором Малобродским работать отказался.

…На Поварской, у входа в бывшие апартаменты княгини Мещерской висит бумага: «Вход в театр — только по пропускам за подписью директора Захаренкова» (у людей из команды Анатолия Васильева срок действия этих пропусков закончится аккурат 28 февраля). Жизнь там теплится специфическая. Репетируют по-прежнему ученики Анатолия Васильева: Дмитрий Крымов ставит «Корову» Андрея Платонова, Борис Юхананов — спектакль по «Голему» Майринка, Александр Огарев — «Чудо со щеглом» по поэме Арсения Тарковского.

Только теперь «Школа драматического искусства» платит «аренду» за репетиции в стенах alma mater.
А на Сретенке — свой апгрейд «Вишневого сада».

Директор Малобродский полон решимости сделать здесь репертуарный, коммерчески успешный театр. (Как и с кем — абсолютно непонятно. Пока вопрос успешности решается отдачей здания в аренду под юбилеи эстрадных звезд.)

Ученики Васильева со здали Режиссерский совет из шести человек: Игорь Яцко, Борис Юхананов, Василий Ющенко, Дмитрий Крымов, Иван Лысов, Константин Мишин. Что соответствовало новому, насильственно введенному уставу осиротевшей «Школы…». Коль скоро Анатолий Александрович после изъятия сцены на Поварской уехал из Москвы, театром было предложено руководить «на принципах двуначалия». («Две головы»: директор Малобродский как креатура Комитета по культуре и Режиссерский совет.)
Однако 19 декабря 2006 г. Комитет по культуре г. Москвы направил на Сретенку новое указание.
«Возложение прав и обязанностей художественного руководителя возможно только на физическое лицо. Считаем целесообразным рекомендовать внести соответствующие изменения в устав… руководство… осуществляется на условиях единоначалия — директором…»

Директор, напомним, появился в театре почти как гауляйтер в смоленской деревне, намедни отошедшей к территории рейха. А.А. Малобродский «был спущен» на эту должность Комитетом по культуре Москвы при «распиле» площадей Поварской и Сретенки. Без согласия А.А. Васильева. Без опыта работы с этим театром в мирное время. И если «с намереньем оскорбить», то удалось: интервью Васильева Euronews это подтверждает

В канун «юбилейной» пресс-конференции театр предпринял последнюю попытку нормализовать свою жизнь. 9 февраля Васильев обратился к властям Москвы с письмом. Даже с просьбой. (В памяти крутится дурацкая присказка православных неофитов 1970-х: «Это вам, голубчик, для смирения». Но, несомненно, смирение во спасение дела тут проявлено; глава Гильдии режиссеров России явно «переступил через себя» и через свою обиду.)

Предложение Анатолия Александровича просто и разумно: назначить художественным руководителем театра Игоря Яцко — Дон Гуана и Моцарта в знаменитых спектаклях «Школы…», режиссера (сейчас он репетирует «Кориолана»), педагога тонкой и потаенной васильевской школы, нравственного лидера труппы.

20 февраля Режиссерский совет театра письменно обратился с той же самой просьбой к первому заместителю мэра Москвы Л.И. Швецовой.

Если Игорь Яцко будет назначен «на должность», примет на себя это бремя, — Анатолий Васильев сможет вернуться и работать.
Если нет — дело явно завершится развалом уникальной труппы-лаборатории. Что бы ни «прокатывали» в белых стенах на Сретенке.

Ведь в опустевших театрах живет особо нервный и злопамятный гений места. Не знаю, есть ли в РАТИ тайный чердачный факультет театральных домовых, но выучку они в Москве проходят хорошую и спуска обидчикам не дают.

Здание ТиМа, выстроенное на Триумфальной площади именно для театра Мейерхольда, не пустило в себя никакого другого режиссера, стало в конечном итоге Залом Чайковского с его вечно мучительной для оркестров акустикой.
Театр на Малой Бронной лихорадит уж лет тридцать — с момента ухода А.В. Эфроса.

Театр Станиславского имел шанс на новую жизнь в 1977-м, когда туда пришел главным режиссером А.А. Попов и привел трех молодых постановщиков — Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. Вскоре Москва затрубила о спектакле Васильева «Первый вариант «Вассы Железновой».

Затем по идеологическим причинам был изгнан Райхельгауз. Позже не своей волей ушли Морозов и Васильев. Умер А.А. Попов. И домовой «золотых метров» на Тверской что-то затаил: все надежды на возрождение Театра Станиславского не сбываются.

К 20-летию театра вышла книга Полины Богдановой «Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим» (М.: НЛО, 2007). На тяжелой пресс-конференции 21 февраля презентация книги была скомкана. Между тем она полна отличного материала. И внятно, устами композитора Владимира Мартынова, драматурга Виктора Славкина, актеров Натальи Колякановой, Николая Чиндяйкина, Игоря Яцко объясняет, что дано Москве в театре Васильева. И что город готов потерять.

Но «в свете событий» сильнее всего бьют строки Богдановой о 1970-х. «Помню, как однажды мне позвонил Васильев, который вместе с несколькими актерами из Театра им. Станиславского понес письмо от театра на имя Брежнева (письмо было подписано Андреем Поповым и выражало просьбу оставить молодых режиссеров в театре…).

Но когда я услышала растерянный голос Васильева, который не знал, где принимают подобные послания, я представила себе ужас этой ситуации. Темный зимний день. Снег. Несколько человек бредут по Москве с письмом к генсеку, чтобы отстоять свои гражданские и творческие права.

Письмо это, естественно, осталось без ответа».

Прошло почти 30 лет. Время описало полный круг. Тогда пиры да балы заваривала идеология, теперь — «рентабельность».

И снова несколько человек (теперь — ученики Васильева) бредут зимним днем по Москве с письмом во власть…

Елена Дьякова

26.02.2007

Как решится судьба театра Анатолия Васильева
Театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева в эти дни отмечает свое 20-летие.
Елена Карабин, радиокомпания «Маяк» // 22.02.2007

Театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева в эти дни отмечает свое 20-летие. Рассказывает наш корреспондент Елена Карабин.

КАРАБИН: Свое 20-летие театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева отметит если не тихо, то, похоже, безрадостно. Столы с белоснежными скатертями в фойе театра на Сретенке, хотя и дышали праздником, но праздник этот, как выяснилось, был на другой улице. Солист группы «Любэ» отмечал здесь свой юбилей. Вот уже 1,5 года, как основатель и художественный руководитель театра Анатолий Васильев покинул эти стены. Живет во Франции, в Россию возвращаться не хочет. И чем живет театр, ему рассказывают его ученики. Те, кто следил за судьбой театра Васильева, знает о конфликте между театром и столичным Комитетом по культуре, который длится 2 года.

В 2005 году театру было предписано оставить помещение на Поварской улице и переехать в специально построенное здание на Сретенке. Васильев заявил тогда, что здание на Поварской родовое, потому что благодаря актерам театра, их труду оно стало частью театральной культуры России, Европы, и в этом смысле оно собственность театра. Комитет по культуре города Москвы в ответ выпустил распоряжение о реорганизации театра Васильева. В соответствии с ним помещение на Поварской, в котором находились творческие лаборатории и квартиры актеров, были отданы под проект «Открытая сцена». А у театра на Сретенке появилось новое руководство - директор Алексей Малобродский. Васильеву предложили тогда остаться в театре в должности художественного руководителя, но он отказался. Формально Васильев еще остается главным режиссером театра, правда, до конца года находится в творческом отпуске.

Судя по видеоинтервью, которое отец-основатель театра дал из Франции, своего мнения о произошедшем он не изменил и убежден, что создавал не репертуарный театр, а театр-лабораторию. Сейчас, когда изменился устав Школы драматического искусства, а следовательно, и ее статус, он должен покинуть театр. Ситуация с новым уставом театра оказалась запутанной. Из всех объяснений разной степени экспрессивности стало ясно, что в театре сегодня двуначалие. Есть директор Алексей Малобродский и временный режиссерский совет во главе с актером Игорем Яцко и режиссером Борисом Юханановым. О том, как будут развиваться события, рассказал Борис Юхананов.

ЮХАНАНОВ: Идет время, смутное время. Надо составлять планы. Продолжаются репетиции. Театр хочет сохранить спектакли, которые сделаны Васильевым и театром, и он сохраняет эти спектакли. Идет очень большая и интенсивная репетиционная работа. При этом реального устава, который мог бы руководить этим театром, нет. Это время смутное. Режиссерский совет, который принимает на себя практически в еженедельных совещаниях всю жизнь театра, не обличен никакой властью, он просто нечто образованное, как энтузиазм, как инициатива. По сути своей, реальная власть у директора, который тоже ей, на самом деле, не наделен в силу того, что устав-то не принят, он не соответствует ситуации. Тогда мы делаем еще одно предложение, которое, на наш взгляд, является последним шансом для спасения театра. Это предложение, принятое всем режиссерским советом, рекомендованное Васильевым в его письме Комитету по культуре. Мы предлагаем сделать художественным руководителем театра Игоря Яцко, который родился в художественном смысле в этом театре, вырос, является носителем художественного стиля этого театра, имеет прекрасную режиссерскую квалификацию.

КАРАБИН: Директор театра Алексей Малобродский, который следил за прениями с балкона, и не вышел бы, если бы его ни призвала публика, тушуясь, заявил, что поддерживает кандидатуру Игоря Яцко. Но если не Яцко, а его лично назначат на должность руководителя театра, то он примет и это предложение. Открытое письмо к первому заместителю мэра Москвы Людмиле Швецовой уже написано и даже зачитано присутствующим. Вот только как доставить его лично в руки, минуя препоны, режиссерский совет театра пока не знает, поэтому просит вмешаться в сложившуюся ситуацию.


 

Репертуар театра: http://info.sdart.ru/timetable.php

Статьи, интервью, критика: http://info.sdart.ru/press.php

История.Спектакли. Васильев: http://info.sdart.ru/about.php

Педагогика. Лаборатории. Ученики: http://info.sdart.ru/scool.php

Европейское присутствие театра: http://info.sdart.ru/europe.php

Заказать билеты: http://info.sdart.ru/boxoffice/

Форум театра: http://forum.sdart.ru/

http://info.sdart.ru/


 

 


В избранное