Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 16 мая 2008 г.
Пушкинцы пережили «Ночь ошибок»

Под занавес сезона Красноярский театр им. Пушкина выпустил сразу две незаурядные премьеры – «Ночь ошибок» и постановку Алексея Крикливого «Похороните меня за плинтусом». Абсолютно несхожие между собой истории, разные жанры, разные постановки. Но что их объединяет – явная ностальгия режиссеров по своему детству и юности. Той беззаботной поре, когда деревья были большими и впереди ждало только счастье…

Да, счастье есть!..

Судя по музыкальному оформлению спектакля «Ночь ошибок», его постановщик, главный режиссер театра Олег Рыбкин, в золотые денечки своей молодости увлекался рок-н-роллом. На соответствующий лад настраиваешься уже на входе в театр: на его фасаде – огромная афиша с «Желтой субмариной» (поклонникам битлов значение этого символа объяснять нет необходимости). Как выясняется, так называется усадьба одного из героев спектакля, сэра Хардкасла (заслуженный артист России Александр Истратьков). А предвкушение путешествия в страну рок-н-ролла усиливается от самого вида сцены: она сплошь завалена виниловыми пластинками. Тут же на авансцене установлен проигрыватель.

Но звучит из его динамиков не только классический рок – у младшего поколения иные запросы, и извечный конфликт отцов и детей здесь проявлен еще и музыкально. Дочь Хардкасла Кэт (Ирина Костенко) – поклонница диско, его пасынок Тони Ламкин (Андрей Доряло) – ярый панк. Что подкреплено детально точной сценографией Ильи Кутянского. На переднем плане – дискотечный танцпол, подсвеченный изнутри: время от времени на нем выдают зажигательные коленца (особенно эффектен Владимир Скробан в стильном белом костюме, с прической-коком «под Элвиса»). Не менее емко оформлен бар, где выступает Tony’s band – рок-группа нерадивого пасынка, этакого enfant terrible благородного семейства. Кстати, Андрей Доряло поет здесь вживую, и хиты «Счастье есть» в его исполнении (из репертуара питерской группы Billy’s band) и финальные «Кораллы» Ильи Лагутенко – самые забавные гэги постановки. Равно как и облик Тони – в шотландском килте и с пышным ирокезом на голове.


Фото: Сцена из спекткля Ночь ошибок

Его сводная сестрица, напротив, чем-то напоминает Мэрилин Монро и Бриджит Бордо одновременно – американская раскованность и милое кокетство с французской элегантностью. Изысканные костюмы Кэт, как и выразительный внешний облик всех героев постановки в целом, – несомненная удача художника Елены Турчаниновой.

В актерском ансамбле «Ночи ошибок» вообще немало запоминающихся образов. И просто невозможно не выделить среди них Наталью Морозову в роли убойной провинциальной красотки Бэт Баунсер. Фишка в том, что Наталья – не актриса, а помощник режиссера. И Рыбкин настолько мастерски использовал ее острохарактерную фактуру, что убери этот образ из «Ночи ошибок» – и спектакль сразу же многое потеряет. Ну как тут не понять чувства Тони, по уши влюбленного в Бэт!

Наблюдая все это разновкусие – как в музыке, так и в одежде, – нетрудно догадаться, что действие спектакля Олег Рыбкин перенес в 70-е годы прошлого века. В эпоху, где на пятки классическому рок-н-роллу наступали сладкие ритмы диско и одновременно – отрицающий все и вся панк. И кто бы мог подумать, что в основе постановки – комедия XVIII века?! От пьесы Оливера Голдсмита в этом творческом переосмыслении (в котором с энтузиазмом приняла участие вся актерская команда спектакля) остался только сюжет. Старшее поколение строит в отношении отпрысков свои матримониальные планы, а у тех совсем иные запросы – и все это благополучно разрешается после чехарды уморительных недоразумений. История стара как мир – и столь же вечна. Недаром спектакль воспринимается как остроумная пародия на этот вневременной сюжет – и отсюда же невольные ассоциации со шпионской комедией «Остин Пауэрс», с ее яркостью красок и искрометной музыкой. «Ночь ошибок», с ее легкостью и озорной непосредственностью, приглашает нас вспомнить самое лучшее, что в нас есть, и посмеяться над неудачами: они не стоят наших переживаний. Уже за одно это стоит сказать спасибо театру – невозможно описать ту позитивную энергетику, которая мощной волной накрывает зрительный зал. Оказывается, радость так заразительна!

Куда уходит детство

Красноярский режиссер Алексей Крикливый, ныне работающий в новосибирском «Глобусе», спустя несколько лет выпустил новый спектакль на сцене театра им. Пушкина. Для своей постановки он выбрал не пьесу, а прозу – нашумевшую повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Взгляд на мир глазами восьмилетнего мальчика Саши Савельева, история смешная и одновременно трагичная. Но сквозь призму переживаний Саши красной нитью проходят воспоминания режиссера о его собственном детстве.

И вновь в эту ностальгическую волну с первых же сцен погружает удачно подобранный музыкальный ряд – большая часть сюжета выстроена на музыку из «Гостьи из будущего». Использование в театральных постановках мелодий из популярных кинофильмов редко оказывается удачным – ассоциации зрителей на знакомую тему могут не совпасть с замыслом постановщика. Но в спектакль Крикливого незабываемая музыка Евгения Крылатова из культовой отечественной детской саги 80-х ложится как нельзя лучше – именно ту эпоху, свое детство, вспоминает главный герой постановки (Даниил Коновалов). И пусть (как вскоре становится понятно) оно было далеко не безоблачным, музыка настраивает нас вполне определенно – в детстве Саши была любовь. А значит, все не так ужасно.

Дальнейшее развитие событий лишь укрепляет в этом ощущении. Несмотря на многочисленные внешние противоречия. Посудите сами, в какой атмосфере проходит детство героя: замызганная квартира, заставленная допотопной мебелью с изобилием какого-то случайного хлама везде и всюду – от старых кастрюль до нелепых сувениров. Сумрачный дедушка (заслуженный артист России Алексей Исаченко), вечно прячущийся за газетой. И с не меньшим постоянством ругающаяся бабушка (заслуженная артистка России Галина Саламатова) – откуда у нее столь богатый словесный запас!

Еще в жизни Саши есть мама (Ирина Иванова) – но она, как праздник, приходит к нему лишь изредка. Сам мальчик часто хворает – это и предмет бесконечных забот бабушки, и неизменный повод для ее упреков: приличные дети столько не болеют! Но, несмотря на всю эту ругань, сразу же веришь в ее бесконечную любовь к внуку. И дикая, необузданная ревность к собственной дочери, приходящей навестить мальчика, – тоже от любви: «Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул, как на тебя смотрит». Пусть она такая вот, уродливая, как с горечью произносит бабушка в финале спектакля, но кто усомнится в искренности ее чувств? «Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него», – как раненая волчица воет она под дверью дочери, забравшей внука. И моментально помертвевшая, уходит, осознав, что он к ней больше не вернется. Ее трагический исход закономерен: зачем жить, если потерян последний островок любви?..

Финальный монолог Галины Саламатовой – вообще что-то страшное и завораживающее одновременно. Актриса всегда отличалась каким-то обостренным проникновением в души создаваемых ею образов – героинь Саламатовой ни с чьими не сравнишь и не спутаешь, каждая ее новая работа не похожа на предыдущие. Но мощь и глубина трагедии саламатовской бабушки – это уже где-то над актерскими возможностями. Как выразить всю силу страха и боли этой немолодой одинокой женщины, всю жизнь ищущей любви – и так и не нашедшей ее? А вот и последнюю радость отнимают – как с таким смириться?.. От проклятий к уговорам, от симуляции сердечного приступа к новым угрозам – весь этот отчаянный поток она выдает дочери, словно на бегу, боясь остановиться: кажется, стоит замолчать – и тонкая ниточка надежды оборвется… Сердце сжимается, когда слушаешь и видишь все это в исполнении Галины Саламатовой – такое можно только прожить, не сыграть.

Но все-таки, несмотря на трагизм истории, в ней немало комичного и светлого. Есть это и в повести, но еще больше – в спектакле Алексея Крикливого. Чему, помимо музыки, способствует точный метафорический ряд, отражающий дух эпохи: забавные октябрята, мальчишеские ценности вроде складного ножика или дедушкиной бритвы, гордость за советских спортсменов – все это было с нами совсем недавно. Невольно сглатываешь комок, когда в одной из сцен раздается: «До свиданья, наш ласковый Миша» – прощальная песня московской Олимпиады-80. И вот уже улыбающийся олимпийский медвежонок уносится вдаль на своих воздушных шариках – так, как вдруг ушло наше детство…

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Александра Мищенко


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное