Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 28 января 2008 г.
«Маленький принц» в поисках зрителя

Не раз слышала в театральном закулисье ироничное высказывание: если спектакль получился – хвалят режиссера, если нет – ругают актеров. Но судя по двум недавним красноярским премьерам («Маленький принц» и «Снегурочка»), это не всегда так. К артистам особых претензий как раз нет – в обоих случаях. А вот к режиссуре – предостаточно.

Вокруг постановки в ТЮЗе «Маленького принца» ажиотаж разгорелся еще в прошлом сезоне. Щедрый губернаторский дар театру (полтора миллиона рублей на спектакль), пребывающему в затяжной творческой депрессии, вызвал откровенную иронию в театральном сообществе. И даже не по отношению к самому театру – никто не верил в постановщика. Стоит ли удивляться – за годы своего руководства главный режиссер ТЮЗа Андрей Няньчук не поразил публику ни одной мало-мальски удачной постановкой. А тут вдруг – замах на мюзикл, да еще «Маленький принц»! Затея изначально воспринималось как провальная.

Во-первых, есть одноименный французский мюзикл Ришара Коччианте (автор знаменитого мюзикла «Нотр-Дам де Пари») – аналогии с ним, во всяком случае у части зрителей, были неизбежны. И, кроме того, режиссера поджидал еще один подводный камень – это произведение вообще опасно брать для театра. Как и кэролловская «Алиса», написан «Маленький принц» для взрослых, а ставят их обычно для детей. В лучшем случае получается красивая сказка. Но не более того – вся философия и глубина произведений размывается.


Фото: Маленький принц

Что произошло и в постановке Няньчука. Андрей Анатольевич умеет увлечь других. Но в процессе работы он словно охладевает к своему замыслу – результат режиссеру неинтересен. Отсюда – ощущение незавершенности во всех его спектаклях. И эта скука волной передается в зрительный зал.

На два главных вопроса – для кого и о чем мюзикл «Маленький принц» – ответить затруднительно. Однозначно – ни для детей и ни для взрослых. Для первых там слишком мало сказки, для вторых – переизбыток пафоса. Тогда кому направлен посыл – подросткам? Тоже спорный вопрос. Современных подростков вообще очень трудно завлечь в театр. А история обращения взрослого человека к собственному детству, поиск в себе ребенка, которым он перестал быть, им пока мало близки и понятны. Нет целевой аудитории – так зачем было браться за этот материал? Даже на премьере не было аншлага (кстати, вопреки заявлениям, что билетов в кассе нет…).

Что касается самого постановочного решения, то здесь прямой отсыл к работе Андрея Няньчука на телевидении. Не спектакль – видеоклип! Нарезка из отдельных сцен. Поменяй их местами – ничего не изменится. Да, зрелищно, картинка впечатляет (заслуга художников Виктора Чуткова и Елены Турчаниновой), есть интересные технические эпизоды (например, финальная сцена, когда Маленький принц возвращается на свою звезду). Но не более того.

Не говоря уже об отвратительном звучании фонограммы. Музыкальное сопровождение нередко заглушало голоса актеров. Хочется надеяться, что это всего лишь премьерные недоработки.

Впрочем, нельзя сказать, что в спектакле все однозначно плохо. В роли Маленького принца удачно дебютировали солисты студии «Волшебный микрофон» – 12-летний Коля Овчинников и 8-летний Саша Лазин. Это настоящая находка для театра, не удивлюсь, если они еще не раз выйдут на его сцену в других постановках.


Фото: Коля Овчинников, Андрей Няньчук, Саша Лазин

«Маленький принц» вновь показал, что в ТЮЗе – поющая труппа (в последний раз артисты пели лет семь назад в мюзикле «В джазе только девушки»). И не использовать их умение просто грешно.

Да и сама работа заметно встряхнула труппу – такого энтузиазма, как на репетициях «Маленького принца», в театре не было уже давно. В спектакле занята почти вся труппа, работали над ним сутками напролет. Но вопрос – как надолго сохранится такое настроение?..

«Снегурочка» растаяла

«Снегурочка» – вторая работа молодого режиссера Николая Покотыло в Красноярске. Дебютировал он здесь в начале сезона постановкой мюзикла «Овод» в театре музкомедии. Некоторую невнятность режиссуры в нем прикрыли актерские работы и интересное пластическое решение балетмейстера Марины Суконцевой. В «Снегурочке» фокус не прошел.

Постановочная задача в «Оводе» была проще – этот мюзикл Александра Колкера не особенно раскручен. Иное дело «Снегурочка», которая идет чуть ли не в каждом втором театре страны, а то и чаще – попробуй найди здесь оригинальное решение! Впрочем, режиссер попытался – добавил эротизма. Но то ли смелости не хватило использовать эту «находку» до конца, то ли элементарного понимания – а зачем это здесь вообще? Попытка внести некоторую пикантность в сказочный сюжет? Маловероятно. Представьте себе сцену, где целомудренная Снегурочка, еще минуту назад не знавшая любви, ложится перед Мизгирем – бери меня, любимый. Быстро же она созрела! А сцена, где Мизгирь, разгоряченный страстью, сначала валит любимую наземь, а потом, с упорной настойчивостью малыша из детсада, начинает зачем-то тягать ее за ногу – это что за «оригинальный» прием?!


Фото: Снегурочка

Подобными эпизодами нашпигован весь спектакль. От столь грубого обытовления поэтичная атмосфера сказки, заданная музыкой Римского-Корсакова и очень удачным художественным оформлением Кристины Федоровой, рушится прямо на глазах. Да разве проблема только в атмосфере! Спектакль настолько статичен, что о многих событиях в нем приходится лишь догадываться. Когда, например, Мизгирь успел влюбиться в Снегурочку? По сюжету он заметил ее, когда приехал выкупать свою невесту Купаву. Но эта сцена (как и многие другие) в постановке отсутствует – логика действия нарушена. А Мизгирь, простоявший столбом на заднем плане, пока Купава простодушно хвасталась своим счастьем, вдруг отвергает ее и устремляется к Снегурочке.

Или сцена его самоубийства – абсолютно никак не обыграна! После гибели Снегурочки отчаявшийся Мизгирь прыгает куда-то за сцену – лишь отчетливо слышен хлопок от прыжка. Оказывается… он утопился! И об этом тоже остается лишь догадываться. Как шутили зрители в антракте – не хватает бегущей строки. И претензии здесь не к артистам – мизансцены не выстроены режиссером. А бесконечная перебивка сюжетных линий занавесом – просто примитивна.


Фото: Снегурочка

Кстати, видимо, для самых непонятливых в программках было изложено краткое содержание происходящего. Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное при просмотре русских опер? В западных, идущих на языке оригинала, или в балетных постановках это уместно. Но – в отечественных, на родном языке?! Впрочем, в этом спектакле без шпаргалки не обойтись – четырехактную оперу сократили в два раза. Иначе, мол, публика не высидит.

Подобная установка – вопрос, по меньшей мере, спорный. Но дело не в этом – сокращать нужно с умом. Художественный руководитель театра Сергей Бобров, как известно, весьма вольно обращается с балетным материалом. Но делает это так тонко, что вырезанные сцены даже не вспоминаются – настолько целостны и органичны его постановки. В «Снегурочке» подобная целостность и единая логическая выстроенность отсутствуют.

Все, что остается, – насладиться интересным художественным решением и голосами вокалистов. И Снегурочка (заслуженная артистка России Вера Баранова), и Лель (Анастасия Лепешкина), и Купава (Светлана Левчук) – выше всяких похвал. Весьма достоверен молодой солист Алексей Бочаров – рослый, фактурный, именно таким и представляется роковой красавец Мизгирь. Обидно, что его мужская стать обыграна столь сомнительным способом.

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Минаева


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.


В избранное