Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 5 декабря 2007 г.
Артем Рудой: «Перчик меня прославил»

У актера Артема Рудого в этом году творческий юбилей – четверть века на сцене. Выпускник первого набора театрального факультета Красноярского института искусств, в 82-м он пришел в театр им. Пушкина. И с тех пор ему не изменяет.

Неужели ни разу не было желания сменить обстановку?

Пару раз, в отчаянии от отсутствия ролей, подумывал о такой возможности. Присматривался к театрам Ярославля, обращался в новосибирский «Красный факел». Но, к счастью, до переезда дело не дошло.

Настолько привязаны к родному Красноярску?

Я вообще домашний человек. (Улыбается.) Когда по окончании института ректор хотел направить меня в Москву учиться режиссуре, изрядно понервничал – пришлось бы как минимум на пять лет уехать из дома! Но в те годы еще не было платного образования. И когда в столице меня отказались принять на второе очное, признаться, вздохнул с облегчением. К тому же Натан Израилевич Басин сразу же пригласил в театр им. Пушкина – в то время он был его главным режиссером. Согласился с радостью. Жаль, что он вскоре ушел из нашего театра…

Басин был вашим педагогом?

Да, он сразу же набрал курс, как только в Красноярске открылся театральный факультет. Мне вообще очень повезло – нашими педагогами по мастерству были практикующие режиссеры. Помимо Басина у нас преподавали Николай Иванович Хомяков и Генрих Сергеевич Оганесян. Окончил с красным дипломом, он у меня под номером вторым. Первый – у моей однокурсницы Люси Яковлевой, у нее было на одну четверку меньше. Сейчас она заслуженная артистка России, работает в рязанском ТЮЗе. У нас вообще был сильный курс – сразу девять человек взяли в театр им. Пушкина!

Это был целевой набор для краевой драмы?

Скорее, это был набор для театров края. Еще двое наших выпускников попали в красноярский ТЮЗ. А многие разъехались по стране, кто куда… И работают не только актерами – есть режиссеры, сценографы, один даже стал директором театра в Перми. Словом, многостаночники. (Смеется.)

В каждом актере живет режиссер

Учиться в Москву вы, Артем Михайлович, не поехали, но в режиссуре себя все-таки попробовали?

И не раз. Кстати, увлечение режиссурой – заслуга Генриха Сергеевича. Он любил повторять: «Актер – режиссер своей роли». Работа над ролью, выстраивание ее, попытка связать с обстоятельствами – это действительно напоминает режиссуру. Начинал с самостоятельных отрывков, а потом уже невольно захотелось режиссировать других.


Фото: Сцена из спектакля Полковник Птица

По отношению к вашим сегодняшним партнерам у вас такое желание не возникает?

Иной раз хочется что-то подсказать или договориться с партнерами о каких-то определенных взаимоотношениях наших персонажей. Но давать советы коллегам… Очень деликатный вопрос. Помню, в юности мы на это реагировали весьма нервно. Да и сейчас… Когда мы выпускали в антрепризе спектакль «Радикулит – это отнюдь не весело», все мужчины, занятые в спектакле, пытались внести свою лепту в режиссуру. Причем из лучших побуждений! Но когда во время репетиции раздается хор подсказок, голова идет кругом. Поэтому я подобные порывы стараюсь в себе сдерживать. А самостоятельные спектакли я выпускал в кукольном театре. Один сезон, не уходя из драмы, даже проработал главным режиссером Красноярского краевого театра кукол. Поставил там сказки «Рикки-Тикки-Тави» и «Привет, Чиполлино!» на музыку Ирины Беловой. Но после этого наше сотрудничество с театром закончилось. Для его руководства я остался чужим человеком – представителем драматического театра…

Куклы – любовь моя

Сожалеете об этом?

Очень сожалею. Куклы – моя любовь с детства. Когда папа, уезжая в командировки, интересовался, что мне привезти, всегда просил – кукол! Но не пупсиков, а таких, что на руку надеваются. Помню свою первую куклу – это был Петрушка. А в шестилетнем возрасте мама отвела меня в детский самодеятельный кукольный театр «Клуб веселых человечков». Занимался там все школьные годы. И сразу же начал озвучивать взрослых – у меня уже в то время был довольно низкий тембр голоса. В своем первом спектакле, по повести Гайдара «Р.В.С.», играл раненого комиссара, представляете? (Смеется.)

Моя первая постановка – тоже с куклами: в 7-м классе поставил «Зайку-зазнайку» Сергея Михалкова. В середине 80-х три года руководил кукольным кружком в Краевом дворце пионеров. Так что к куклам я периодически обращаюсь. Это удивительный вид театрального искусства – ему подвластно решение любых проблем, связанных с условностью! Можно ставить любые произведения, зачастую недоступные драматическому театру. Куклы не ограничены возможностями человеческого тела.

Почему же в таком случае не пошли учиться на актера или режиссера кукольного театра?

Все по той же причине – не хотел уезжать из дома. (Улыбается.) А в Красноярске на театральном факультете в 78-м году была всего одна специальность – актер драматического театра и кино. Родители тоже не допускали мысли, что я буду учиться где-то в другом городе. Да и мое желание стать артистом восприняли без энтузиазма. Папа поначалу отвел меня в политех – он всю жизнь проработал на заводе телевизоров и хотел, чтобы я тоже стал инженером. Благополучно поступил на факультет радиотехники. Но потом забрал документы и пошел сдавать экзамены на театральный. В политехе не хотели отпускать – я был золотым медалистом.

После 40 жизнь только начинается

Как складывалась работа в театре? Прежний главный режиссер театра им. Пушкина Александр Бельский не занимал вас в своих постановках…

Да, ни в одной. Наверное, не видел… Актерская судьба – вообще как лотерея: трудно объяснить, чем ты не угодил тому или иному режиссеру. Вот у Сергея Дмитриевича Черкасского, который работал у нас в начале 90-х, я был занят. Играл у Басина, Максимова, Гурфинкеля, у нынешнего главного режиссера Олега Рыбкина… Вы знаете, Генрих Сергеевич Оганесян мне еще в институте сказал: «У вас, Артем, актерская работа будет только после 40 лет».


Фото: Сцена из спектакля Ханума

Так и получилось?

По большему счету, он оказался прав. Наверное, мои психофизические данные не подходили для ролей молодых героев. Уже в своем первом спектакле я сыграл острохарактерную роль старика – Сыча в сказке «Бэмби». А сейчас возраст меня потихоньку догоняет…

А с первых лет работы в театре особенно запомнился спектакль «Лев зимой» в постановке Юрия Шилова, где я сыграл принца Джона. Этакий прыщавый подросток, никем не любимый, кроме своего отца. И при внешнем гоноре – страдающий от этой нелюбви.

У вас вообще какие-то, по большему счету, трагикомические персонажи…

Для меня очень важно показать в герое разные нотки, неоднобокость. Помню, как репетировал немецкого санитара Лемке в «Веселом солдате» у Геннадия Рафаиловича Тростянецкого – это одна из самых дорогих мне ролей. Лемке – не плакатный враг, а живой человек, милосердный. Клятва Гиппократа для него – ну не пустой звук, он готов спасать и немцев, и русских. Но война слишком жестока, и неизвестно еще, откуда прилетит шальная пуля – от своих или чужих… Геннадий Рафаилович – режиссер европейского уровня, я очень волновался, начиная работать в его постановке. Тем приятнее было услышать от него: «Ты – актер моего театра».

А после какой работы вас стали узнавать вне стен театра?

Пожалуй, после «Поминальной молитвы» – я сыграл в ней Перчика. Это вообще спектакль-легенда. Знаю зрителя, который посмотрел его 42 раза! Самого меня не раз окликали на улице: «Перчик!» А однажды, когда проходил мимо одной из школ, ученики, стоявшие на крыльце, хором начали скандировать имя моего героя. Тогда я и почувствовал – вот она, слава! (Смеется.)

Ваши герои как-то влияли на вашу жизнь?

Очень сильно повлиял приказчик Акоп в «Хануме». Почему-то большинство персонажей в моей актерской биографии – жалкие, ничтожные личности. Если все время играть одних ничтожеств – как жить?! И тут вдруг Акоп – гордый, уверенный в себе человек – прежде таких не играл! На первых репетициях было непросто, голос подрагивал. Спасибо режиссеру – Андрей Николаевич Максимов был очень тактичен и терпелив. И уже перед выпуском спектакля он вдруг сказал: «Ну вот, гораздо лучше получается. Ты и чисто по-человечески изменился». И действительно – в жизни я стал гораздо увереннее, самооценка выросла. Это тоже стоит немалого…

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Натальи Барановой и Андрея Минаева


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное