Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 6 апреля 2007 г.
Галина Микова: «В куклы я так и не наигралась»

Такое ощущение, что артисты-кукольники в детстве не наигрались с куклами. Вот и возвращаются к ним спустя годы, уже взрослыми людьми. Ведущая артистка Красноярского краевого театра кукол Галина Микова «играет в куклы» на сцене двадцать лет. 5 апреля театр проводит ее творческий вечер.

Жизнь подкинула шанс

– Если бы мне в юности сказали, что я буду работать в театре кукол, – ни за что бы не поверила! – улыбаясь, говорит Галина Александровна. – Я ведь по образованию драматическая актриса, впереди ждали роли на большой сцене, а тут вдруг куклы – это же несерьезно! Но когда впервые увидела, как актеры берут палочку с тряпьем и легко ее оживляют, – прониклась таким уважением и восхищением к ним! Дай, думаю, попробую. А у меня как была палка, так палка и осталась… Когда подержала ее минут десять, почувствовала, что рука отваливается. Представляете, каково артистам почти по часу на сцене с поднятой рукой! Загорелась – я непременно должна овладеть этим искусством! И нисколько не жалею. Вы знаете, в детстве у меня не было красивых кукол – мама просто не могла себе этого позволить. И я мечтала: вырасту – накуплю себе таких кукол, каких захочу! Вот жизнь и подкинула шанс – до сих пор не наигралась! (Смеется.)


Ведущая артистка Красноярского краевого театра кукол Галина Микова

Уродовалась, как могла

Артистка сама не перестает удивляться поворотам в своей судьбе. Но контрастность ей только в радость – иначе неинтересно жить! Хоть и занималась в детстве танцами и в драматической студии, об актерской профессии даже не мечтала. До самого окончания школы была уверена, что станет хирургом. Но руководитель студии убедил пойти в театральное училище. Попробовала – и поступила с первого раза, это ли не судьба?.. Азы профессии постигала в Минусинском драмтеатре, у замечательного режиссера-педагога Николая Климентьевича Гудзенко. Потом ее забросило в Казахстан, в Петропавловский драмтеатр – там работали очень сильные артисты из Ленинграда. Молодая актриса многому у них научилась.

– Мой педагог Лиана Георгиевна Микаэлян, царство ей небесное, говорила: «Галя-джан, у тебя прирожденный дар трагедийной актрисы, ты просто этого не знаешь». Но я почему-то никогда не стремилась играть героинь. Любила острохарактерные роли, где можно разгуляться. Не понимаю, что такое быть красивой на сцене, – для меня это не самоцель. Наоборот, уродовала себя, как могла, в разных характерных ролях: главное – создать образ! Замазывала себе зубы черным, изображая старух. Делала такие прически – куда там взрыву на макаронной фабрике! (Смеется.) И это увлечение – менять себя до неузнаваемости – потом очень помогло мне в театре кукол. Здесь приходится играть настолько разноплановых героинь: от маленьких девочек до, например, кормилицы, где я говорю чуть ли не басом, – представляете, какой широкий должен быть голосовой диапазон!

Не только голосовой, но и репертуарный – в творческом багаже Галины Миковой всевозможные персонажи, от эпизодических червячков до Джульетты. Артистка утверждает, что для нее нет маленьких ролей, и она готова играть кого угодно. Она с таким удовольствием описывает этих самых червячков и мошек – вы еще попробуйте их сыграть!

Собирала залы

В жизни для Галины Александровны тоже не существует незначительных занятий. Когда по возвращении в родной Красноярск она первое время не могла найти работу по специальности, устроилась в ТЮЗ уполномоченной по продаже билетов. Для другого артиста расставание со сценой, возможно, стало бы трагедией. Но только не для Миковой.

– Случалось всякое, но я никогда не теряла оптимизма, никогда! В любом деле нужна полная самоотдача – а иначе зачем браться? И в профессии уполномоченного нашла настоящий кайф – из кожи вон лезла, чтобы собрать полные залы. С тех пор просто преклоняюсь перед распространителями билетов – нужно еще суметь так разрекламировать театр, чтобы люди захотели приходить сюда снова и снова.

…На сцену театра кукол Галина Микова впервые вышла в спектакле «Война» по Гольдони. По воле случая: друзья-артисты попросили станцевать, заменить заболевшую актрису. И очень растерялась, когда после спектакля к ней подошел актер Александр Кикоть: «Не хотите попробовать у нас поработать?» Однако… чем черт не шутит? Вспоминает, как мелькнула тогда у нее случайная мысль: пересижу здесь, пока в драме не появится вакансия.

Но кукла так просто от себя не отпускает.
– Сейчас мы с куклой друг без друга уже не можем. Для меня она друг, коллега, равноправный партнер. И просто палочка-выручалочка. Когда в жизни какие-то неприятности – приходишь в театр, берешь куклу, начинаешь работать и забываешь обо всем. Я даже куклой ее назвать не могу – это живое существо! И с ней нельзя быть равнодушным. Бывает, человек проработал в театре много лет, но кукла ему так и не раскрылась – он не смог ее понять и полюбить. Вот это самое страшное…

С полуслова – недостаточно

Кукла не прощает невнимания к себе. И непременно накажет за это. Галине Александровне несколько таких уроков запомнились на всю жизнь. - Однажды у моей куклы оторвалась голова – прямо во время спектакля, представляете! Благо я не растерялась, и коллеги прикрыли, пока я быстро заменила куклу Рикки (в спектакле «Рикки-Тикки-Тави». – Е. К.) на его маму. Они очень похожи, и зрители ничего не заметили. Как потом оказалось, у Рикки просто стерся механизм. Мой недогляд – не проверила перед спектаклем. К кукле нужно очень бережно относиться. Она ведь тоже болеет – у нее стираются пружинки, краска на лице… Да и одежда приходит в негодность – они же у нас постоянно в работе, по три спектакля в день! За куклой нужен глаз да глаз, вовремя отдавать ее на лечение нашим «докторам»-бутафорам. Хотя всего не предусмотришь – у кукол тоже свой срок, как и у человека… Помню, в «Звездном мальчике» у моей куклы вдруг отвалились ноги – просто это очень старый спектакль. И опять спасли коллеги, отвлекли внимание публики. В театре кукол коллективная ответственность еще сильнее, чем в драме. Мы работаем локоть в локоть, должны чувствовать друг друга с полудыхания. Если с полуслова – этого уже недостаточно…

Спасибо Машеньке

Ее первой куклой стала Красная Шапочка. Причем однажды Галина Микова уже сыграла эту роль, но только в драме – в Петропавловске. Однако в театре кукол, как признается артистка, испытание оказалось посильнее.

– Первое условие нашей работы – кукла должна держать пол. Ни сантиметра над ширмой – ни вверх, ни вниз! Не плавать, нырять или взлетать – кукла должна ходить. И когда мне вручили Красную Шапочку, сказали – ничего руками не делай, просто держи ее на нужном уровне! Ой, как я боялась пошевелиться и всех подвести – аж рука закостенела! Но все равно подвела: засмотрелась, как классно рядом работали актеры, и рука невольно опустилась. И тут сразу окрик – пол! (Смеется.)

Я озвучивала свои роли изначально, просто движения были скупы – мои куколки были какие-то протезные. И воспринимала их как тяжелое орудие труда, которое нужно долго держать над головой. Не случайно артисты театра кукол рано уходят на пенсию, спустя 25 лет, – у нас очень непростые условия труда…

Потихоньку открывались разные тонкости, кукла становилась все легче и легче – актриса училась вдыхать в нее жизнь. И все-таки прошло почти четыре года, прежде чем кукла раскрылась ей полностью. Первой удачей для Галины Миковой стала сказка «Машенька и медведь».

– Пришел новый режиссер Владимир Анатольевич Гусаров и спросил: «Кто хочет играть?» Я вызвалась и испугалась: водить почти не умею, вдруг он меня выгонит? Каждый день упорно репетировала, даже по ночам думала о своей кукле. И на премьере вдруг почувствовала – она мне доверилась! Вы не представляете, какой это восторг! А сейчас могу работать с Машенькой не глядя – до того мы друг друга чувствуем. Уверена в ней, как в самой себе. Даже на немецком языке ее озвучивала, когда мы были на гастролях в Германии и Австрии.

Я люблю свою профессию. Театр кукол – это вообще очень ответственно. Мы первые встречаем малышей после маминых и бабушкиных сказок. И самое главное – не разочаровать их. Научить детей любить, сопереживать нашим сказочным героям. Если они нам поверят, потом и в драму пойдут, и в оперу.

Одно жаль, говорит Галина Александровна: сегодня все популярнее паркетные куклы, ростовые – режиссеры стараются показать актера, его взаимоотношения с куклой. Но, по мнению Миковой, это больше похоже на ТЮЗ. А в театре кукол главное – Ее Величество Кукла. Чудо, каждый раз оживающее на глазах у зрителей. Пусть это волшебство остается для них непостижимым – актер должен находиться в тени.

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное