Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 2 марта 2007 г.
Пушкинцы движутся против течения

И это оценили столичные критики

Что греха таить – красноярские театры в последние годы не избалованы вниманием серьезных театроведов. И уж тем более – их благожелательными оценками. Хотим мы признавать или нет, но факт остается фактом – Красноярска нет на театральной карте России. Однако визит ведущих российских критиков Романа Должанского и Олега Лоевского в театр им. Пушкина показал: есть надежда переломить сложившуюся ситуацию.

Таланты есть таланты

Как ни печально осознавать, но постановки наших театров давно не были востребованы на значимых фестивалях. А редкое попадание туда (как в случае с прошлогодним показом на «Золотой маске» балета «Ромео и Джульетта» Красноярского театра оперы и балета), скорее, подтверждало печальную данность: театральная жизнь в городе развивается хаотично. Чего, кстати, не скажешь о маленьком Минусинске – он известен всем отечественным профессионалам от театра. И, прежде всего, благодаря главному режиссеру Минусинской драмы Алексею Песегову – его постановки неизменно вызывают интерес как критики, так и зрителей.

В чем, на мой взгляд, корень большинства проблем красноярских театров – здесь явный дефицит настоящих творческих лидеров. Людей высокопрофессиональных и харизматичных, способных увлечь за собой труппу и продвинуть ее дальше. Единственное исключение до недавнего времени – художественный руководитель театра оперы и балета Сергей Бобров, сумевший значительно усилить балет. Будет ли он столь же успешен с реформой оперной труппы, покажет время.

Приход в театр им. Пушкина на должность главного режиссера Олега Рыбкина (его называют сегодня ведущим российским режиссером среди поколения 40-летних) еще раз подтверждает очевидную истину – даже самая сильная труппа несостоятельна без яркого художественного лидера. До Рыбкина театр долгое время не вызывал интереса извне. Но в прошлом году его спектакль «Таланты и поклонники» с успехом прошел на столичном фестивале «Островский в Доме Островского». В апреле он отправится в Самару на I Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны». Год назад постановке не хватило всего одного(!) голоса, чтобы попасть на «Золотую маску». Но, заявись «Таланты и поклонники» в этом году, у спектакля были бы все шансы стать не только номинантом, а, вполне возможно, одним из лауреатов «Маски» – он значительно вырос с тех пор. Что оценили и приезжие критики.


«Таланты и поклонники», фото Александра Мищенко

– В «Талантах и поклонниках» – на редкость гармоничное соотношение внутренних сил спектакля, режиссерских идей, зрительской поддержки и внимания со стороны, – подчеркнул Олег Лоевский. – И в нем много внутренних открытий, связанных с самой пьесой Островского. Просто прорыв в осмыслении этого материала, на который было так много постановок! Главная тема спектакля – соблазн обаяния денег – внятно и убедительно подан режиссером и обеспечен актерскими работами. Поражает очень хорошая работа актрисы, играющей Негину (Ольга Белоброва. – Е. К.). Ее героиня с наивной искренностью восхищается предполагаемым жизненным комфортом. И в то же время – абсолютно уверена, что ее этот соблазн не коснется. Однако вскоре он становится серьезным испытанием для Негиной – не случайным, не бутафорским. И актриса очень тонко и глубоко сумела показать, как это происходит.

Среди актерских работ Лоевский также выделил исполнителя роли Мелузова (Владимир Скробан). Артист с помощью режиссера избежал главной опасности своего героя – за счет самого текста пьесы впасть в назидательность. А в режиссуре критик особенно отметил удачно найденный тон, который пронизывает весь спектакль, – ощущение абсолютного внутреннего покоя. Покоя как понимания устроенности жизни и места, занимаемого в ней человеком.

– Покой разливается по всей истории, начиная с выхода на сцену Домны Пантелеевны (заслуженная артистка России Светлана Ильина. – Е. К.), – добавил Лоевский. – И вот в эту устоявшуюся жизнь постепенно, постепенно входит энергия Великатова и иных соблазнов. А еще одна режиссерская находка в том, что предложения других искусителей – князя и Бакина – поданы в сатирическом ключе. И сразу понятно, что для Негиной они не представляют соблазна.

И похвалили, и покритиковали

Новый спектакль Рыбкина на пушкинской сцене, «Король Лир», по оценкам критиков, не столь бесспорен. Однако же, как заметил Роман Должанский, то, что к этой пьесе одновременно обратились три известных режиссера современного русского театра – Лев Додин, Юрий Бутусов и Олег Рыбкин, – уже говорит само за себя. И есть нечто, что роднит их столь разные постановки.


«Король Лир»

– Еще в конце 80-х «Лира» ставили как историю о власти и о государстве. Режиссеры пытались исторически осмыслить себя и крушение страны, крушение наследства исторических традиций. Сейчас у постановщиков во главе угла иные ценности – семейные. Додин, например, как режиссер, в своем спектакле выясняет отношения с учениками. Что он оставляет после себя – театр марионеток или живые души?.. И то, как необычно показаны семейные взаимоотношения у Рыбкина, тоже запоминается. Особенно, как мне показалось, интересно, через три ипостаси, воплощено перерождение душ старших дочерей Лира. Еще очень важно возвращение в театральный обиход перевода Осии Сороки, открытый для театра 16 лет назад, – с тех пор к нему почему-то больше не обращались. Хотя, быть может, это лучший перевод «Лира». Сегодня ни один из классических переводов уже не удовлетворяет режиссеров.

Но пока что есть в спектакле и некоторые недоработки. Насколько точно разработана тема Лира и дочерей, настолько непонятны взаимоотношения Глостера с сыновьями. Как заметил Олег Лоевский, «недостаточно информации, в какой степени близости они находились, – не выявлена подоплека. В чем обида незаконного сына Эдгара, откуда она выросла? Слова героев приходится принимать на веру, но это неубедительно». Как неубедительна пока и сцена бури в конце первого акта – по мнению критиков, в ней не хватает каких-то эмоциональных точек. Никак не совмещены друг с другом семейная история и вселенская, голого человека на голой земле, его взаимоотношений с природой. Отсюда – некая монотонность в середине спектакля, провисание его ритма. И все-таки, несмотря на отдельные просчеты, спектакль все равно цепляет, подчиняет себе и вызывает внутреннее сопереживание. И – потребность время от времени к нему возвращаться. Как к умному собеседнику, с которым можно спорить и не соглашаться. Но в общении с ним каждый раз открываешь для себя (и в себе) что-то новое и интересное. Уникальный секрет постановок Олега Рыбкина – они становятся глубже и совершеннее от показа к показу.

А самое главное, как отметили гости, в Красноярском театре им. Пушкина есть ощущение живого организма. К сожалению, сегодня по России становится все меньше и меньше мест, где ведется серьезная театральная работа. Театры, поставленные перед жесткой необходимостью зарабатывать, скатываются в развлекательность, коммерцию. В пушкинской труппе заметно желание двигаться против течения. И это настроение передается зрителям – чувствуется, подчеркнул Лоевский, настоящее единение артистов и публики. А еще – что главный режиссер нашел контакт с театром.

Однако, как добавил Роман Должанский, настоящего Рыбкина красноярская публика узнает после того, как увидит в его постановке спектакль по современной западной пьесе – в этом ему сегодня нет равных в России. И первая такая премьера, «Полковник-птица» Х. Бойчева, состоится уже в этом сезоне.

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное