Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 10 января 2006 г.
Такие разные спектакли

Картинки с Рождественского фестиваля, часть 2

Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске, что традиционно проходит в этом городе раз в два года, интересен не только приездом столичных знаменитостей. Но и возможностью увидеть самые знаковые культурные проекты принимающей стороны. К чести организаторов – новосибирцам есть что показать.


«Simейные истории»

На последнем, шестом фестивале (в декабре прошлого года) для театралов таковыми, без сомнения, стали постановки академического молодежного театра «Глобус». Красноярцам он знаком по спектаклю «Белая овца» Даниила Хармса, представленному в мае на фестивале «Сибирский транзит».

Я лично открыла для себя этот театр пару лет назад, благодаря тогда еще красноярскому режиссеру Алексею Крикливому. Его постановка «Ю» по пьесе Оли Мухиной в «Глобусе» вызвала одновременно восторг и некоторую зависть. Радостное изумление от удивительной целостности режиссуры, сценографии и потрясающей актерской игры – подобную гармонию на сцене встретишь нечасто. Зависть – от того, что этот спектакль мог бы появиться в Красноярском театре им. Пушкина. Мог бы, но прежнее руководство театра не поддержало идею этой постановки…

Впрочем, к Рождественскому фестивалю данные события имеют отношения лишь постольку, поскольку Крикливый с тех пор благополучно обосновался в «Глобусе». И две его работы – мюзикл «НЭП» и премьеру «Simейные истории» – можно было посмотреть в рамках фестивальной программы.

«Педагогический» мюзикл

Столь несхожие между собой спектакли трудно даже и представить – и по сюжету, и по жанру, по самой подаче. И все же есть в них что-то неуловимо объединяющее. «НЭП» (расшифровывается как «новое экономическое поколение») – творческий эксперимент театра, первый опыт постановки оригинального мюзикла, написанного местным автором, на драматической сцене. Композитор и либреттист Елена Сибиркина взяла за основу «Педагогическую поэму» Антона Макаренко, выделив из нее несколько сюжетных линий. Это был необычный опыт и для самого режиссера – прежде, как признавался Алексей Крикливый, он просто ненавидел жанр мюзикла, воспринимал его как нечто плоское и неинтересное. Но в процессе работы его представления на этот счет кардинально поменялись.


«НЭП»

В результате получилась яркая, солнечная сказка, светлая история о любви, верности и дружбе. Можно упрекать создателей спектакля в некой натянутости и сентиментальности истории, отдельных сюжетных нестыковках – роман Макаренко переродился на сцене «Глобуса» в наивный социалистический лубок. Но все внешние, кажущиеся недостатки перекрывают искренняя, заводная энергетика молодых актеров, занятых в спектакле, их мощный позитивный посыл, обращенный к публике. Даже вне социальной подоплеки история нравственного перерождения беспризорников времен Гражданской войны оказалась близка и востребована сегодняшним зрителем. Как, однако, мы соскучились по этим самым вечным ценностям…

Собака как символ надежды

«Simейные истории» (название спектакля явно отсылает к «поколению NEXT») позволяют увидеть, что происходит, когда пресловутые ценности отторгаются жизненными реалиями. Кстати, здесь заняты те же молодые актеры, что и в «НЭПе». С Андреем Кислицыным, Аней Михайленко, Сашей Соловьевым и Наташей Тищенко Алексей Крикливый начал репетировать «Simейные истории» еще во время их учебы в театральном вузе. Приход актеров в «Глобус» позволил поставить спектакль на профессиональной сцене.


«Simейные истории»

В пьесе современного сербского драматурга Биляны Срблянович (в оригинале – «Семейные истории») четверо детей в возрасте 10–12 лет на окраине полуразрушенного Белграда разыгрывают сценки из семейной жизни. Папа, мама, сын и собака – казалось бы, чем не эталонный набор персонажей домашнего благополучия? Но в постановке Крикливого детские представления о семье на поверку далеки от счастливой гармонии. Взрослые через призму их взгляда предстают нервными и жестокими, нелепыми до гротеска в своем тупом самодовольстве. В одной из сцен абсурдизм происходящего еще больше подчеркивают клоунские парики и подушки, засунутые под костюмы родителей. Детям же здесь достаются лишь грубость, тычки и пошлые нравоучения. Что, в свою очередь, порождает ответное равнодушие и агрессию – и не только к своей семье, но и ко всему окружающему миру. И лишь присутствие собаки – открытого, искреннего существа, еще позволяет надеяться на что-то лучшее…

Ушат холодной воды

А вот в постановке известного столичного режиссера Романа Козака «Господин Кольперт» с подобными иллюзиями можно распрощаться сразу же и навсегда. Спектакль по пьесе современного немецкого драматурга Давида Гизельманна для части сибирской публики (кстати, в «Глобусе» состоялась российская премьера этого произведения) оказался как ушат холодной воды. С насилием и нарушением всевозможных табу на киноэкране мы уже давно смирились. К слову, мысль о влиянии современного кинематографа на недоразвитые обывательские умы проходит сквозной идеей через весь спектакль Козака. Но созерцать это на сцене театра под силу не каждому.


«Господин Кольперт»

Тема «Господина Кольперта» в общем-то не блещет оригинальностью – потерю смысла жизни, когда люди от скуки пускаются во вся тяжкая, сегодня обыгрывают многие европейские драматурги. В Красноярске подобную историю можно посмотреть в театре им. Пушкина – пресыщенных жизненной рутиной персонажей «Бунтовщиков в Интернете» Игоря Бауэршима (кстати, в постановке Крикливого) тянет на суицид. В «Господине Кольперте» сюжет покруче – герои здесь развлекаются убийствами. И не по злобе – так, от нечего делать. От равнодушной обыденности их поступков может запросто снести крышу…

А можно – и, пожалуй, даже стоит – взглянуть на все иначе. Не случайно сам жанр спектакля обозначен как черная комедия: всерьез, без иронии воспринимать эти игры «зажравшихся буржуев» просто нелепо. Равно как бессмысленно примерять на постановку Козака «традиционные» представления о театре – его спектакль любопытен, прежде всего, непривычностью своего языка. Во всяком случае, в наших широтах.

Чем и интересен Рождественский фестиваль – в его программе всегда очень разные спектакли.

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.newslabtheatre
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное