Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 19 августа 2005 г.
Петр Аникин: «Опыт управленца бесценен, но театр мне ближе»

Полтора года назад, когда Петр Аникин согласился возглавить Красноярский театр им. Пушкина, его решение казалось сущей авантюрой. Шутка ли – за театром числился долг в 20 миллионов рублей! Как можно добровольно решаться на такую ответственность? Но, как показало время, Петр Анатольевич – не из тех, кто пасует перед трудностями. А дух авантюризма, по его мнению, в какой-то мере должен быть присущ каждому руководителю. Но только – расчетливого авантюризма.


Пётр Аникин (в центре)

Возвращение к любимой профессии

- Нужно четко делать свое дело, не кидаясь из крайности в крайность, иначе просто все угробишь. Что в полной мере проявилось в руководстве моего предшественника Игоря Яковлевича Бейлина: именно его авантюрный характер довел театр до таких огромных долгов. Причем, провалы были не только финансовые, но и организационные, репертуарные – очень многое пришлось разгребать.

- И насколько успешно?

- Судите сами. Меньше чем за год долг театра сократился до 6 миллионов. Тоже, конечно, немалая цифра. Но, думаю, вскоре мы сможем закрыть и ее. Постепенно обновляем репертуар, стараемся выдержать разумный баланс высокохудожественных и кассовых постановок, чтобы можно было и деньги зарабатывать, и успешно позиционировать себя и Красноярский край. Радует, что находим в этом поддержку у краевых властей.

- Петр Анатольевич, помнится, одно время муссировалось, что ваше назначение – знак немилости со стороны нового руководства краевого управления культуры. Мол, вы – «человек Татьяны Давыденко», вот Зоя Благих и подвинула вас с должности своего заместителя…

- Вы знаете, я работал с тремя начальниками управления, и со всеми у меня были нормальные отношения. А предложение Зои Борисовны принял потому, что в театре сложилась кризисная ситуация, и мы не смогли найти директора по конкурсу.

- И как – не жалеете?

- Нисколько! Я вернулся в профессию, которую очень люблю. Пятилетний опыт управленца бесценен, но живая работа, театр мне ближе – все-таки, 16 лет отдал ему в Минусинске.

- Раз уж заговорили о любимой профессии – как это вы вдруг решились изменить морской романтике ради романтики театральной?

- Вот уж не знаю, наверное, сказались отцовские гены! (Смеется.) Мой отец был актером Красноярского театра музыкальной комедии, я все детство провел за кулисами. Он же предложил мне после службы на флоте поступить в институт искусств – тот как раз только-только здесь открылся… Но я нисколько не жалею, что в свое время четыре года отучился в речном училище. Да, там была суровая школа: полувоенная дисциплина, мы жили в училище, первые полгода нас даже в увольнение не отпускали – представляете, каково это было для пацана, которого в 15 лет оторвали от мамки? Но именно училище, мужская компания очень сильно повлияли на характер, научили самостоятельности и целеустремленности.

«Спонсоры к нам неравнодушны»

- В театре эти качества вам пригодились?

- В театре без них не обойтись – особенно на должности директора.

- А какой полезный опыт приобрели, работая в управлении культуры?

- В частности, обзавелся хорошими связями – это и сегодня очень помогает в решении разных вопросов.

- У представителей бизнеса удается найти поддержку? Многие деятели культуры часто жалуются на равнодушие спонсоров.

- Думаю, им стоит жаловаться, прежде всего, на самих себя. Надо работать, доказывать, что ты нужен! Быть партнерами, а не нахлебниками. У нашего театра много друзей. И, скажу больше: если бы не их поддержка, мы вряд ли смогли бы так быстро рассчитаться с частью долгов. Театр давно сотрудничает с энергетиками, Сбербанком, ОАО «Пикра», КрАЗом – очень многими предприятиями. В последнее время наладились хорошие отношения с СУЭК, и, надеюсь, что на ближайшие годы эта компания станет нашим генеральным спонсором. Сейчас в бизнес вообще приходит много ответственных людей, они понимают, что нельзя отгораживаться от социальных проблем. И если ты хочешь ходить в красивый, необшарпанный театр, смотреть качественные спектакли – в это нужно вкладывать.

- Судя по потекам на стенах, здание театра действительно нуждается в серьезных вложениях…

- К сожалению, масштабная реконструкция нам пока не по карману. Проект, предложенный Бейлиным, страдал гигантоманией. Будь Игорь Яковлевич немного поскромнее, реалистичнее, в театре сейчас уже заканчивали бы капитальный ремонт. Но мы имеем то, что имеем. В последующие три года управление культуры обещает нам выделить деньги на проектно-сметную документацию реконструкции. Но я же понимаю, что бюджет не безразмерный, и придется изыскивать дополнительные средства. Прежде всего, нужно отремонтировать крышу. Перестанут рушиться потолки – можно будет заняться всем остальным, в том числе обновлением света и звука.

- Петр Анатольевич, а театральной реформы не боитесь? Или не так страшен черт?

- Черт действительно не так страшен, как это, может быть, кажется. (Улыбается.) Театр им. Пушкина по-прежнему остается в краевой собственности, мы не меняем форму управления. Вопрос в другом: для театра неприемлема существующая ныне казначейская система. Например, один художник сделал дорогую декорацию, а другому для воплощения замысла достаточно бревна на сцену. Как при этом строить планы на год, прописывать в деталях, сколько и чего необходимо на постановки? Это же смешно! Разумнее выделять театру какие-то дотации, чтобы мы сами прикидывали, сколько и на что потратить – разумеется, с обязательным учетом и проверкой. И мне не нравится, что государство сейчас старается уйти из социальной сферы, переложить на театры необходимость самим себя обеспечивать. Да, у нас неплохие показатели – до сорока с лишним процентов самоокупаемости. Но окупить самостоятельно абсолютно все расходы театры не в состоянии.

Основная проблема – главный режиссер

- Труппа с пониманием относится к трудностям руководства?

- Мне было очень приятно найти поддержку у старшего поколения артистов, с большим вниманием прислушиваюсь к их советам. Но хотелось бы перетянуть на свою сторону и среднее поколение.

- Чем же вы им не угодили?

- Не могу сказать, что у нас какой-то конфликт. Просто актеров нужно заразить – дать им работу, интересные роли. Иначе, какой бы хороший ты ни был, они все равно будут недовольны. Но нельзя делать поспешные выводы, не зная подводных течений. Почему мы не повышаем зарплату, ставим те спектакли, а не эти? Я бы и рад был пустить больше денег на развитие театра, на новые постановки – но в прошлом сезоне пришлось погашать долги. Надеюсь, эти трудности вскоре останутся позади… Вообще, хотелось бы, чтобы душа наших артистов больше лежала к театру. Но, поскольку зарплаты не хватает, им приходится много работать на стороне. Конечно, это изматывает, и они не могут полноценно выкладываться в театре. А актерам нужен комфорт. Нужна достойная зарплата, жилье, удобные гримерки, возможность принять душ после спектакля… И моя задача – создать людям комфортные условия. А в целом – все хорошо. Труппа у нас сильная и гармоничная. Разве что великовата – 52 человека, хотя в театре вполне хватило бы и сорока. Но с этим я уже ничего не могу поделать.

- Жесткие меры вам не по душе?

- Человек отработал в театре 20-30 лет за мизерную зарплату, прожил здесь жизнь, и сказать ему – ты не нужен, уходи… Да у меня рука не поднимется! Понимаете, актер – зависимая профессия. Сегодня он занят, а завтра вдруг выпал из репертуара – в новых спектаклях для него просто не было ролей. Но это вовсе не значит, что он плохой актер!

- Если труппу нельзя сократить, зачем ее увеличивать, принимать молодых актеров?

- А как иначе? Молодые – это приток свежей крови, и, возможно, мне каждый год придется кого-то брать. Например, сегодня театру нужна молодая героиня – глубокая, драматическая. Нужен хороший драматический герой. Надеюсь, мы сможем вырастить, подготовить тех ребят, что пришли недавно. Но пока что они еще только пробуют себя.

- Жилищный вопрос как-то удается решать?

- Мы обратились с просьбой к городским властям, чтобы хотя бы раз в год нам выделяли одну квартиру. Люди мыкаются по десять лет – должна же у них быть надежда на свое жилье! Да и аренда съедает порядка 2,5 миллионов рублей в год – а ведь эти деньги могли бы пойти на развитие театра. Надеюсь, власти пойдут нам навстречу, и проблема начнет потихонечку рассасываться.

- Петр Анатольевич, а какая у театра сейчас самая большая проблема?

- К сожалению, нам так и не удалось найти главного режиссера – и не исключено, что придется проработать без него еще один сезон. У меня нет желания и амбиций заниматься его обязанностями, хотелось бы найти человека неслучайного, с которым бы мы были союзниками и единомышленниками. Человека, который бы любил и берег нашу труппу, со вниманием относился к ее традициям. И был бы при этом творческим лидером, видел направление, в котором театр должен развиваться. Хотелось бы сломать стереотип, что Красноярск – не театральный город. А как это сделать? Подготовить спектакли, с которыми не стыдно показаться ни на фестивалях, ни на гастролях.

- С главным художником вы уже определились?

- Пусть его кандидатуру предложит главный режиссер, им очень часто придется работать в тандеме. При чем, не обязательно приглашать со стороны, в крае есть сильные художники. Посмотрим…

Сезон откроется празднованием юбилея

- Как планируете отмечать 130-летие театра? Помнится, вы обещали к этой дате спектакль по русской классике?

- Хотим сделать целую череду мероприятий, посвященных юбилею. Изначально была идея поставить «Анну Каренину» Толстого, даже предварительно договорились на этот счет с Сергеем Черкасским. Но, к сожалению, он не смог найти окно в своем плотном графике. Надеюсь, все же, что мы еще сможем пригласить его на какую-нибудь постановку.

- Сколько премьер планируете на следующий сезон?

- Если все получится – семь, одну из них на 85-летие народной артистки России Екатерины Ивановны Мокиенко. На большой сцене молодой режиссер Олег Юмов, ученик Сергея Женовача, репетирует «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. Музыку к спектаклю пишет красноярский композитор Ирина Белова – это уже четвертая ее работа для нашего театра. В прошлом сезоне у Ирины была очень удачная работа в «Игроке». Вообще, мы охотно готовы приглашать молодых режиссеров на постановки – пусть пробуют, экспериментируют. Есть договоренность с театральными академиями в Питере и Москве, они будут присылать к нам ребят на стажировку.

- А кого из известных режиссеров ожидаете в ближайшее время?

- Вообще, очень хотелось бы, чтобы к нам приезжали самые интересные, самые передовые постановщики – актерам нужен разный опыт. Театр открыт к сотрудничеству. В октябре мы прощаемся со спектаклем «Вишневый сад», а после Нового года Олег Рыбкин поставит у нас что-нибудь другое по Чехову, название пока уточняем. Я готов работать с Алексеем Песеговым, Алексеем Крикливым, Григорием Козловым, Сергеем Ражуком, Геннадием Тростянецким – они ставили здесь очень удачные спектакли. Думаю, актерам было бы интересно поработать и с Евгением Марчелли – у него другая, непривычная для нашего театра эстетика.

- Что намерены предложить юным зрителям?

- Сейчас у нас в репертуаре две сказки - «Кот Леопольд» и «Снежная королева», вскоре хотим запустить еще одну. Возможно, это будет «Золушка» Шварца, с названием пока до конца не определились. Но хотелось бы привлечь в театр не только детей, но и молодежь, подростков, предложить им что-то для них созвучное. Думаю, им будет интересно посмотреть наш новый спектакль на армейскую тематику «Чрезвычайное происшествие» в постановке Александра Савчука – его премьера намечена на октябрь.

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.newslabtheatre
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное