Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 2 июня 2005 г.

Театральный фестиваль "Сибирский транзит" в Красноярске благополучно завершился, жюри раздало "слонов". Однако далеко не все оценки критиков вызвали однозначное приятие.

Накануне оглашения итогов председатель жюри, профессор РАТИ Алексей Бартошевич заверил журналистов, что критерий оценки был один – художественный уровень спектаклей. И что ни география театров, ни тематика спектаклей не брались в расчет. А ярких актерских и режиссерских работ было настолько много, что жюри "пришлось изрядно поломать голову и даже пойти на не вполне ординарные решения". Алексей Вадимович пользуется заслуженным уважением и авторитетом, и не только в российских театральных кругах. Но оценка итогов фестиваля зависит не от одного человека. И говорить об отсутствии беспристрастности и субъективности здесь, к сожалению, не приходится.

Акела промахнулся

Чем объяснить, что приз за лучшую мужскую роль получил норильский актер Лаврентий Сорокин? Безусловно, Сорокин – яркий, талантливый артист, настоящий любимец публики. Но даже самые преданные его поклонники с сожалением отмечали после просмотра спектакля "Сирано де Бержерак" Э. Ростана, что роль Сирано – не самая удачная в его репертуаре.


Сирано де Бержерак

Спектакль норильчан вообще вызвал некоторое разочарование. И от актерских работ: сегодня мало кто из артистов умеет естественно и непринужденно произносить поэтический текст. Не получилось этого и у Сорокина, во всяком случае, в роли Сирано. Немногие, кто уверенно справился с задачей – заслуженные артисты России Сергей Игольников (де Гиш) и Сергей Ребрий (Рагно). Кстати, Ребрий, один из ведущих артистов заполярной "маяковки", играет Сирано на пару с Сорокиным (вот уж поистине иезуитский ход режиссера Александра Зыкова!). Очень хотелось бы посмотреть его в этой роли…

И по режиссуре: режиссер безжалостно купировал текст, убрав из него многие интересные куски (например, марш гвардейцев). А о музыке и говорить не хочется – бессмысленный микс из фрагментов классики в современной обработке. Вообще, в последнее время во многих российских драматических театрах авторская работа композитора становится столь же неотъемлемой, как и работа художника. Но на "Сибирском транзите" хорошим музыкальным оформлением мог похвастаться лишь спектакль "Чудаки" М. Горького в постановке омского "Пятого театра". Награжденный, кстати, "За создание спектакля-ансамбля", а фактически это Гран-при. Что тоже далеко неоднозначно.

Нечудные «Чудаки»

"Чудаки" в постановке Анатолия Праудина вызвали немалые споры на фестивале. Кто-то (и не только члены жюри) принял его безоговорочно – мол, настоящий русский психологический театр, чего так не хватает сегодня. Кто-то еле выдержал затянутое действие, с бесконечным множеством пауз – больше трети зрителей ушло после первого акта. И дело не только в трехчасовой продолжительности – те, кто видел, например, спектакли Алексея Песегова, согласятся, что этот режиссер никогда не говорит о высоком походя, на бегу.


Чудаки

Но при не меньшей длительности его работ, во всех песеговских постановках присутствует сильная внутренняя динамика – глаз не оторвать от сцены! Чего, хоть убейте, не ощущается в спектакле Праудина. Крупные, замедленные планы уместны и интересны только в кино, на сцене театра бездействие утомляет. Да, актеры играли замечательно, их ансамбль действительно удачен. Но – не цепляет. Холодно внутри, нет ощущения сопричастности к тому, что происходит на сцене. Да и сама горьковская история о сборище дачных мечтателей, резонеров и мизантропов вызывает сильное раздражение – кому они интересны сегодня? "Чудаки" – спектакль, который можно оценить, наверное, только холодным математическим умом. Но кто за этим ходит в театр?

Так за чем же люди ходят в театр?

На этот вопрос ответил "Веселый солдат" Красноярского театра им. Пушкина. Вот уж никак не ожидала, что он вызовет в зале такое сильное эмоциональное потрясение. Наверное, потому, что "своих" оцениваешь как нечто привычное и знакомое. Да и время для показа было выбрано дневное, не для всех удобное. Но… Зрители плакали, не стесняясь слез – "пушкинцы" никогда еще так не играли в этом спектакле! Да и члены жюри признавались, что у них "ком в горле стоял". Что, однако, не помешало им разнести "Веселого солдата" в пух и прах. Дескать, сплошные штампы, все банально и узнаваемо. Кем узнаваемо? Критиками, которые посмотрели за свою жизнь не одну тысячу разных постановок? Или зрителями, для многих из которых это стало откровением? Ну да Бог с ними, со штампами – театр действительно не может стоять на месте и до бесконечности эксплуатировать одни и те же приемы. Но оценивать спектакль с точки зрения неприятия драматурга – ах, нам не нравится Садур! – это просто нонсенс. Кому-то и Шекспир не по душе – что же, не ставить его вообще, в расчете на "тонкости" восприятия некоторых ценителей?..


Веселый солдат

И все-таки, "пушкинцы" не остались без наград. Максим Третьяк и Алексей Ефимов (братья Снегиревы) отмечены Союзом театральных деятелей России "За создание тонкого гармоничного дуэта". А сам "Веселый солдат" – "За лучший военный спектакль" (в честь 60-летия Победы). Последнее, впрочем, скорее некий "утешительный приз" – в конкурсной программе не было других спектаклей о войне (еще две работы на эту тему шли вне конкурса).

Под занавес

Не вызывает сомнений, что лучшая режиссерская работа – это "Фрёкен Жюли" А. Стриндберга (Евгений Марчелли, Омский академический театр драмы). Тонкая и необыкновенно стильная постановка, очень страшная по своему эмоциональному воздействию. Как и еще одна справедливая награда за мужскую роль – Владимир Орел в роли Дэвиса ("Сторож" Г. Пинтера, Тюменский драматический театр). За лучшую женскую работу отметили только одну актрису – Марию Долганеву из омского "Пятого театра" (моноспектакль "Падший ангел" по пьесам Клима). Но очень жаль, что часть членов жюри предпочла почему-то посмотреть на гостей фестиваля – "Мальчики" Сергея Женовача, вместо того, чтобы оценивать конкурсный спектакль "Почти шепотом" театра из Северска – расклад мог быть иной.

Еще один спецприз от СТД получил новосибирец Александр Дроздов – его роль герцогини Йоркской, пожалуй, самая удачная в шекспировском "Ричарде III" (театр "Красный факел"). А артистка Красноярской музкомедии Наталья Горячева – символ капустников пятого "Сибирского транзита" – награждена в знак "глубочайших симпатий жюри". Приз "За лучший капустник" снова у норильчан – это стало уже традицией. Но великолепную сценографию и костюмы Михаила Мокрова в "Сирано" критики почему-то не оценили – награда отправилась в Туву (Валерий Шульга, "Король Лир" музыкально-драматического театра им. Виктора Кок-оола).

Колесо транзита покатилось в Бурятию – в следующем году фестиваль сибирских драматических театров пройдет в Улан-Удэ.

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.newslabtheatre
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное