Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 10 августа 2004 г.
«Татарин маленький»: норильская фантазия на тему одинокого сознания

Помню, как удивилась, услышав, что в Норильском заполярном театре драмы ставят спектакль по пьесе «Татарин маленький». Показалось странным: что же могло привлечь режиссера Александра Зыкова в этой, как мне казалось тогда, маловразумительной пьесе? Наверное, сказалось впечатление от невнятного прочтения материала режиссером Александром Бельским в Красноярском театре им. Пушкина. А когда через некоторое время спектакль норильчан был признан лучшим на фестивале «Сибирский транзит», я была вконец заинтригована. Но результат превзошел все ожидания. Пожалуй, «Татарин маленький» - самый интересный спектакль из всего, что в этом году театр привозил на гастроли в Красноярск.

«Татарин маленький» Алексея Пояркова – это нечто на грани реальности и абсурда. На первый взгляд, все вполне правдоподобно. Некий провинциальный помещик Коляй Коляич, страдающий не то провалами памяти, не то легким помутнением рассудка. Два шулера, невесть откуда свалившиеся ему на голову и в оконцовке выжившие его из дома. Все первое действие напоминает известную хохму: «Дайте воды напиться, а то так есть хочется, что переночевать негде». И то сказать – пусти незваных гостей в дождливый вечер чайком согреться, так они у тебя лошадку запросят, а потом и на все имущество лапу наложат! Вот уж точно – незваный гость хуже татарина…



Последнее сравнение, впрочем, не имеет никакого отношения к названию пьесы. Маленький, оборванный татарчонок, пляшущий на вокзале – один из эпизодов в путешествии Коляй Коляича, изгнанного из дома: «Жалобный такой! Я татарин маленький! Айда-айда! Бисмала! Даже меня, подлец, разнюнил». Воспоминание, которое становится наваждением: «Что привязалась? Откуда взялась?... Не помню…»

Зрителю приходится внимательно следить за происходящим, чтобы не запутаться во всех этих «помню – не помню». Тем более что все «ягодки» будут во втором действии – Коляй Коляич возвращается… и все вспоминает! Казалось, наглым захватчикам придется несладко. Но… «Я хочу один. Езжайте… Не уезжа-айте! Я боюсь оди-ин! Всегда оди-ин!»



Александр Зыков признался, что опасался браться за эту пьесу. Вроде, все несложно, но слишком уж много в ней несостыковок! Например, героиня признается, что она шулерша, повторяет, что мы сейчас уедем, уедем… И вдруг без всяких переходов говорит Коляй Коляичу: «Собирайся, ты уезжаешь, подпиши нам дарственную на имущество». «Почему он вдруг согласился? Когда мужчина становится безвольным? И тогда мне пришло в голову, что Елизавета Капитоновна раздевается, уводит его в постель, после чего он подписывает любые бумаги. Понимаете, я обязан был это объяснить – через бытовое оправдание. И самым сложным в этой до некоторой степени абсурдистской пьесе было все точно рассчитать, чтобы не оставалось никаких сомнений».

Сомнений действительно не остается. И в том, что первые встречные могут за здорово живешь выжить героя из дома. «Была у зайца избушка лубяная…» И что, вернувшись, озлобленный, он сомневается: изгнать их или оставить – лишь бы не быть одному! И что в итоге, когда они все-таки уходят, он напрочь забывает обо всем. Что это было – бред, галлюцинация? Или фантазия?..



Кстати, режиссер обозначил жанр своего спектакля как «фантазии одинокого сознания». Что как нельзя более точно соответствует его содержанию. Хотя сам автор и предлагает играть свою пьесу как водевиль, это, пожалуй, относится только к первому действию – плутовская комедия, успешная авантюра. А в финале – боль и трагедия одиночества. Которое, как афоризм Станислава Ежи Леца из программки к спектаклю – «…как же ты перенаселено!».

Причем, «Татарина маленького» ставили во многих российских театрах, и далеко не везде он был встречен критикой благожелательно. Хотя самая основная претензия – не к постановщикам, а к пьесе. Больше всего нареканий вызывают постоянные отсылы Пояркова к Чехову. Но Зыкову удалось счастливо избежать акцентов на эту тему – в частности, в его спектакле нет никаких намеков на вишневый сад. А отдельные чеховские реплики в устах героев скорее воспринимаются как ироничные цитаты из классика.



В «Татарине» очень удачно распределены роли. И сам Коляй Коляич (Лаврентий Сорокин), и «бывший красавец» Семен Петрович (заслуженный артист России Сергей Ребрий), и «стремительная и уставшая женщина» Елизавета Капитоновна (Анна Титова), и полицмейстер Аристарх Ливанович (Владимир Тягичев) – ни один не вызывает нареканий. Что неудивительно: актеры сами захотели сыграть эту пьесу. И, похоже, они не прогадали.

Спектакль норильчан вообще на редкость гармоничен. Успех постановки и актерской игры еще больше усиливают удачная аранжировка шопеновских вальсов в редакции Андрея Федоськина и совершенно потрясающее сценическое оформление Михаила Мокрова. Объемная полупрозрачная конструкция, где ничто не сокрыто. Никуда не спрячешься. Да и можно ли спрятаться от самого себя?.. Как еще одна цитата Леца из программки: «Человек не одинок! За ним всё же присматривают».

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное