Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 25 мая 2004 г.
«Трое в постели» обошлись без постельных сцен

Заслуженный артист России Николай Хомяков больше известен театральной публике Красноярска в качестве актера. Спектакли он сейчас ставит редко. А жаль. К примеру, его постановка «Последний срок» по Валентину Распутину уже многие годы заслуженно не сходит с афиши театра им. Пушкина. А его последняя режиссерская и актерская работа – комедия «Трое в постели, не считая…» по Николаю Коляде в Доме актера – еще раз вызвала желание почаще видеть спектакли Хомякова-режиссера.

Пьесу «...Мы едем, едем, едем в далёкие края...» Николай Коляда написал в апреле 1995 года. Спустя год ее впервые поставила режиссёр Галина Волчек в московском «Современнике», роли в ее спектакле исполнили Авангард Леонтьев, Лия Ахеджакова, Галина Петрова и Елена Яковлева. Впоследствии эта комедия уральского драматурга стала одной из самых популярных в российских театрах и антрепризах.


Николай Коляда

Впрочем, комедией ее назвать сложно. Скорее, трагикомедия или даже мелодрама – где смех сквозь слезы, за иронией скрываются тоска и отчаяние людей, вынесенных после сорока лет на обочину жизни. На сцене – три героя, три действующих лица. Инспектор энергонадзора Миша (Николай Хомяков) – нескладный, но такой порядочный и интеллигентный, «челночница» Зина (заслуженная артистка России Светлана Ильина) – жесткая, стервозная психопатка, которая все гребет под себя, и ее домработница Нина (заслуженная артистка России Галина Саламатова) – добрая и неприкаянная, волею судеб оказавшаяся без своего угла и в зависимости от своей сумасбродной хозяйки. Их, на первый взгляд, таких разных, объединяет одно – боль одиночества. И эта боль перекрывает даже маргинальную речь, которой насыщена пьеса, - она не режет слух. В чем немалая заслуга актеров: они добились того, что на первый план выходит глубинное, а не поверхностное.

Действие происходит под Новый год, когда особенно хочется верить в чудеса. Вот и Нина дождалась своего чуда: вредная хозяйка укатила в Малайзию, и в дверь постучался принц. И пусть он не на белом коне, и собой неказист – главное, чтобы человек был хороший! Последнее не вызывает сомнений. Уже хотя бы потому, что Миша – единственный из героев пьесы, кто не опускается до брани, и даже в самые острые моменты в его речи не мелькают грубые жаргонные словечки. Настоящий рыцарь, МУЖЧИНА. Не оттого ли столь ревниво рвет и мечет завистливая Зинка, так некстати вернувшаяся домой? Что-то при всех ее деньгах и прочих материальных благах никто не рвется делать ей предложение!

Не вызывает сомнений, что значительная составная успеха постановки Николая Хомякова – блестящий актерский ансамбль. Где каждый из актеров сам по себе – личность. И в то же время здесь невозможно выделить центральный персонаж, все герои привлекает равное внимание, вызывают какие-то чувства.


Светлана Ильина, Николай Хомяков, Галина Саламатова

В который раз удивила Галина Саламатова. Сколько наблюдаю эту актрису, столько поражаюсь ее умению перевоплощаться. Саламатову просто невозможно запихать в рамки одного амплуа, ей по плечу любые роли! Помню, какое потрясение я испытала после «Сахалинской жены», где она сыграла гилячку Марину. Казалось просто невероятным, как эта красивая обаятельная женщина может настолько достоверно перевоплотиться в старую аборигенку! И это не единственный случай, когда ее даже второстепенные роли привлекали гораздо большее внимание, чем образы главных героев.

Нина в исполнении Галины Саламатовой – очередное разрушение стереотипов. Ее появление на сцене сначала вызывает нервный смех: неужели эта хихикающая халда в старом халате и шлепанцах, с нелепой «химией» на голове и есть та самая артистка?! Не может быть! Но постепенно стереотип растворяется, и все с большим интересом наблюдаешь за героиней, не отвлекаясь на сравнения. И все больше доверяешь ей. Сколько их вокруг, таких вот Нин, без дома и семьи, так и не сумевших приспособиться к постсоветской действительности с ее борьбой за выживание?


Дом актёра

Совсем другая Зина в исполнении Светланы Ильиной. Оговорюсь, что уже видела артистку в спектакле по пьесам Коляды («Магнитный день» в театре им. Пушкина, где Ильина играет в первой части, «Персидской сирени»). Но та ее героиня не показалась мне столь убедительной. Другое дело – Зина, образ весьма узнаваемый и достоверный. Нет сомнений, что эта-то своего не упустит, такой палец в рот не клади! Зина прекрасно приспособилась к новым временам и стремится урвать от жизни по максимуму, ни с кем и ни с чем не считаясь. С первого же момента она вызывает только негативные эмоции, которые усугубляются базарным слэнгом, непрерывно сыплющихся в адрес «неблагодарной» домработницы и ее гостя. Но и к ней впоследствии проникаешься невольным сочувствием: тоже ведь одинокая, в сущности, баба, прекрасно осознающая, что за деньги счастья не купишь…

Кажется, в самом начале я допустила неточность. В спектакле не три, а четыре действующих лица. Причем, четвертый – виртуальный, о котором все говорят, но никто не видит, - змея, купленная Зиной «для понту». Но именно ее исчезновение из клетки и провоцирует вынужденное сближение всех троих: герои забираются с ногами в постель, спасаясь от мерзкого гада. Впрочем, несмотря на пикантность ситуации и места действия, все чисто и благопристойно. Ругань сменяется сантиментами, каждому хочется поделиться чем-то сокровенным. А что для человека самое сладкое и приятное? Воспоминания детства! И, как привет из прошлого, – старая добрая песенка: «Мы едем, едем, едем в далекие края! Счастливые соседи! Веселая семья!..» Безысходность сменяется надеждой…

Елена Коновалова


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное