Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 6 ноября 2003 г.
Пат, или игра королей.

О молодом режиссере Алексее Крикливом Красноярск впервые услышал три года назад, когда выпускник Российской академии театрального искусства (раньше вся страна знала это заведение под названием ГИТИС) блестяще дебютировал постановкой спектакля «ОноврЕменно» по произведениям Евгения Гришковца. Спектакль, до сих пор с успехом идущий на сцене театра им. Пушкина, стал дипломной работой талантливого режиссера и получил восторженные отклики не только в Красноярске, но и в Санкт-Петербурге, куда театр ездил на гастроли. Далее последовали постановки, которые так или иначе становились событиями в театральном мире Красноярска: «Москва - Петушки» В.Ерофеева, «Великолепный рогоносец» Ф.Кроммелинка, «Свободная пара» Дарио Фо, в Новосибирске молодой режиссер осуществил две постановки в театре «Глобус» - «Бемби» Ф.Зальтена и «Ю» Ольги Мухиной. Согласитесь, очень впечатляющий старт.


Алексей Крикливый

Пьеса, о которой пойдет речь, была поставлена Алексеем Крикливым полтора года назад на сцене Дома актеров - «Пат, или игра королей» Павла Когоута. Надо сказать, что имя этого чешского прозаика и драматурга было широко известно в Советском Союзе в 60-е годы. Его пьесы «Такая любовь», «Дом, в котором мы родились», «Хорошая песня» шли во всех театрах страны. Но грянула «Пражская весна», и Когоут из обласканного властью социалистического классика превратился в диссидента. Как и многие совестливые писатели того периода, он принял часть вины за случившееся на себя, перешел в оппозицию к власти, тем самым, вычеркнув свое имя из литературных списков стран соцлагеря. Не имея возможности пробиться на сцены театров, Когоут начал устраивать домашние постановки, породив тем самым целое течение. В этих спектаклях участвовали талантливые, но неугодные власти и потому безработные актеры, а для организации показа достаточно было желания даже двух-трех зрителей.

Затем изгнание из страны (довольно подло подстроенное), годы скитаний, забвения, и, наконец, возвращение на сцену. Кстати, в этом году на сцене МХАТа им. Чехова была поставлена его пьеса «Нули». И, хотя постановка и сама пьеса получила очень неоднозначные отклики, все же о Когоуте опять заговорили в театральных кругах, чему также способствовал приезд драматурга на премьеру.


Павел Когоут

«Пат, или игра королей», одна из известнейших пьес Когоута. Она была поставлена почти во всех городах России и пользуется широкой популярностью за рубежом. Это трагифарс о классическом треугольнике – муж, жена, любовник, история обмана и любви, разыгранная по канонам шахматной партии. Желая отомстить сопернику, ревнивый муж (нар. артист России Валерий Дьяконов) прячет его (еврея, преследуемого нацистами) у себя в потайном подвале и на протяжении сорока лет разыгрывает перед несчастным историю о победоносной войне фашисткой Германии. Оригинальная и жестоко задуманная месть рассыпается как карточный домик, когда в один прекрасный день выясняется, что каждый из соперников, оказывается, все это время вел свою игру в этой сложной партии. И единственной, кто знал о том, что происходит на самом деле, была жена мстителя и одновременно любовница узника (засл. артистка России Людмила Михненкова).

Тонкие психологический сюжет, прекрасная драматургия и яркие неординарные образы делают пьесу невероятно привлекательной для постановки. А выбор режиссером такого интересного актерского трио (В.Дьяконов, Л.Михненкова и Э. Михненков) заслуживает отдельного внимания, которое и было проявлено театральной общественностью в виде награды за лучший актерский ансамбль.

Признавая бесспорный талант Людмилы Михненковой, я, наблюдая ее во многих спектаклях Пушкинского театра, не всегда была согласна с ее игрой. Но в спектаклях Крикливого (а это уже второй его спектакль с участием Михненковой, первым был «Свободная пара»), я просто восхищаюсь этой актрисой. Умная, красивая, уверенная в себе и в то же время невероятно ранимая – она заставляет себя слушать, завоевывает зал, и как сжатая пружина держит на себе всю интригу. Нет, я отдаю должное прекрасной актерской работе Валерия Дьяконова, мастерски сыгравшего жесткого, педантичного игрока, предвкушающего свой последний триумфальный ход и вдруг оказывающегося в положении поигравшего. Довольно интересно, хотя, на мой взгляд, немного выхолощенно, прозвучала роль еврея-шекспироведа Вальтера в исполнении Эдуарда Михненкова, но все же самой живой, самой яркой нотой в этом трио стала именно Людмила Михненкова. И финал этой запутанной шахматной партии, в которой нет и не может быть победителей – это ее песня со слезами на глазах, ее откровение и как персонажа, и как актрисы.

Возвращаясь к режиссуре, нельзя не сказать о том, что в творческой разработке спектакля принимали участие Владимир Гурфинкель и Ирена Ярутис. Эта пара украсила своими постановками все крупные театры Красноярска. И можно только диву даваться их неиссякаемой творческой энергии, которая проявляется в ярких, спорных, но всегда интересных спектаклях. Судить о том, где кончается «творческая разработка» и начинается, собственно, режиссура, безумно трудно. Поэтому я не буду делить все это на части, а скажу только, что над спектаклем явно работала группа единомышленников, сумевших воплотить на сцене очень тонкую, умную, несмотря на абсурдность ситуации, и трогательную историю.

И именно камерная сцена Дома актеров дает возможность, словно под микроскопом, рассмотреть это произведение искусства, не пропустив ни одного взгляда, жеста, ни одной даже еле уловимой интонации. В этом есть особое наслаждение, недоступное зрителям больших залов. Во всяком случае, сидящим дальше пятого ряда…

Было бы неблагодарностью ничего не сказать о художественном оформлении спектакля, где явно чувствуются задумки Ирены Ярутис, мастерски доработанные и воплощенные художником-постановщиком Еленой Турчаниновой. В буквальном смысле завуалированный портрет Гитлера, шахматный помост, портреты Шекспира и главных персонажей в молодости, создают какое-то вневременное мистическое пространство и дорисовывают образы и историю героев лучше любого текста.

И несмотря на напряженно закрученную интригу, где каждый новый поворот сюжета непредсказуем, это философский спектакль о любви и ненависти, о мести и прощении, о верности и измене, и… Наверное, каждый прочтет свое, во что не должна вторгаться критика. Пусть это невысказанное витает в воздухе, заставляя мысленно возвращаться в маленький зал Дома актеров, и вспоминать голоса и лица трех актеров, разыгравших эту грустную и пронзительную партию.

Кристина Штучкина


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное