Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 1 сентября 2003 г.
Эта безумная ночь, или из столицы с… халтурой.

До чего же трудно писать о том, о чем хочется поскорее забыть! Но все-таки надо выразить свое отношение к увиденному, поскольку в последнее время наезды столичных, наспех сколоченных антреприз, с подчас ужасающе серыми постановками, превратились в целое течение. Так и вижу, как за неделю срочно собирается компактненький ансамблик со «звездой» (обязательно в лицо узнаваемой) во главе, берется не слишком обременительная для разучивания пьеса (обязательно комедия, на нее лучше идут), прибавляются примитивные декорации и разводка вместо режиссуры, все - продукт готов. Можно с чистой совестью ехать в глубинку, где народ все равно соберется за любые деньги посмотреть на столичную знаменитость. Зал арендуется, естественно, побольше, чтобы актеры и, главное, антрепренер получили, если не моральное, то хотя бы материальное удовлетворение. По-моему, нас не очень уважают... Грустно, господа!

Я понимаю, что яркие, талантливые спектакли везти в провинцию не выгодно – они и в Москве собирают аншлаги. Так что увидеть у нас в Сибири театр Петра Фоменко, знаменитую «Табакерку» или театр Романа Виктюка – сродни чуду (если, конечно, среди наших олигархов, не заведутся театралы). Сейчас просто даже неудобно в приличном обществе говорить об идее просветительства и тому подобной чепухе. Какие идеи в наше время цифр! Поэтому не буду роптать на профессиональную нечистоплотность актеров и режиссеров, скажу только, что карму такие заработки им явно не улучшают.

А всколыхнул во мне эти желчные мысли увиденный на прошлой неделе спектакль, привезенный устроителями в Красноярск в такой спешке, что даже программки остались забытыми в Москве.

Маленькая антреприза из шести актеров во главе со Спартаком Мишулиным, на чье имя, видимо, и делалась ставка в привлечении зрителя, представила спектакль «Эта безумная ночь» по пьесе Александра Копкова «Золотой слон».

Спартак Мишулин (с http://www.jeansclub.kg/B26.htm)

Несчастливая судьба была у автора, которому при жизни (пьеса написана в 1939 году) так и не удалось увидеть свое произведение на сцене, поскольку оно было запрещено цезурой за «клевету на советскую действительность». А вскоре, в 1942 году, Александр Копков погиб на войне, так что необычное и очень смелое для своего времени произведение – сатира на колхозную жизнь, осталось погребенным под толстым слоем пыли. Разрешена пьеса была лишь в конце девяностых, но зато ставить ее, особенно в последние годы, принялись очень активно. Да вот беда, просто мистика какая-то, пьеса, начавшая свой путь с запрета, словно мстит театру и за себя, и за автора. Смотрите сами. «Золотого слона» выбрал для своего бенефиса в Питерском театре Комедии Михаил Светин – чудесный актер, но спектакль прошел всего два раза, после чего сам бенефициант настоял на снятии его с репертуара из-за «невнимания дирекции к репетиционному процессу». Ольга Глубокова, режиссер Московской театральной мастерской «Русская школа» ставит «Золотого слона» в Саратове, в качестве бенефиса для Владимира Конкина. На родине «Шарапова» принимают довольно тепло, но в этой же постановке сокрушительный провал терпит Галина Польских, которая со стыдом уходит со сцены и дает себе слово никогда больше в театре не играть. В Ярославле эта постановка провалилась с таким треском, что принимающая сторона собралась подавать на Глубокову в суд, поскольку уже после первого действия большая часть зрителей потребовала свои деньги обратно. И если это та же самая постановка, что была привезена в Красноярск (режиссер та же Ольга Глубокова, а вот название спектакля изменено), то я с ярославцами полностью солидарна. Такой вопиющей самодеятельности мне не доводилось видеть давно.

Сама сюжетная канва пьесы довольно незатейлива. Крестьянин Гурьян Мочалкин находит в огороде якобы золотого слона, после чего всю его семью начинают терзать заботы о том, как потратить это невиданное богатство. Гурьян (в данной постановке «Авантюрист») решает улететь в Америку, где «нет колхозов», на воздушном шаре, но, увидев свою Родину с высоты птичьего полета, не выдерживает, проникается сентиментальным патриотизмом и падает в родной колхозный свинарник. Слон разлетается в пыль, Мочалкин произносит заключительный монолог в стиле «это твоя Родина, сынок» и занавес. В общем, сатирический лубок с элементами эксцентрики.

лубок (картинка с http://tsesler.e-service.by/rus/folio.php?c=4&s=&id=96&f=1)

В наши дни, потеряв всю свою злободневность, пьеса может быть интересна только яркими характерными персонажами и довольно сочным языком. Шедевром ее назвать, конечно же, нельзя, хотя с интересной режиссурой и яркой актерской игрой она все-таки могла бы «ожить». Но ни того, ни другого в «Этой безумной ночи», к сожалению, не было. А была увешанная микрофонами сцена нашего Театра оперы и балета, по которой вяло, с очень редкими вспышками какого-то искусственного задора, слонялись актеры сборной труппы, отбывая свою гастроль.

Не хочу ничего говорить об игре Спартака Мишулина – актеру все-таки уже семьдесят пять лет, и требовать от него членораздельных реплик и сценической энергии, наверное, уже нечестно. Увидели живьем всесоюзного Карлсона и Саида – и на том спасибо. Но вот Елена Кондулайнен, игравшая его дочь (в постановке «Королева красоты»), извините, все-таки несколько моложе, а слонялась по сцене в том же темпоритме, хотя текст свой выкрикивала местами довольно громко. Помня о том, что зритель знаком с ней, в основном, по откровенным сценам в кинематографе, Кондулайнен нехотя продемонстрировала свою полуобнаженную натуру, чем, по-моему, разочаровала своих почитателей. Не очень молодое тело в купальнике и лаптях смотрелось как-то... странно.

Елена Кондулайнен (с http://www.salutova.ru/)

Несколько оживляла атмосферу Елена Фомина в эксцентричной роли Алки, видимо, еще не уставшая от славы, или, может быть, просто из любви к сцене игравшая в полную силу. Что же касается Александра Пяткова в роли Хозяина, то, по правде сказать, читать биографию этого фактурного актера второго плана, снявшегося в свое время у Акиро Куросавы в получившем Оскара «Дерсу Узала», гораздо интереснее, чем наблюдать его на театральной сцене. Во всяком случае, в этом спектакле.

О режиссере этого действа Ольге Глубоковой скажу только, что ее работа наталкивает на горькие мысли об уровне профессионализма в театре. Говорят, что она активно возит по стране еще и другие свои постановки - «Императрица» и «Тайны замка Шинон». Хочется верить, что они более интересны... Просто потому, что поставить более бездарно, чем это сделано в описываемом спектакле, даже теоретически невозможно.

Но до чего же в Красноярске сентиментальный зритель! То, что в столице считается признаком самого оглушительного успеха – когда зал встает на аплодисментах, в нашем городе является обязательным на каждом, даже очень слабом спектакле. И «Эта безумная ночь» не стала исключением. Пусть не сразу, без особой ажитации, но публика все-таки поднялась и хлопала так, что, по-моему, самим актерам было немного неловко за столь великодушный жест. А на выходе, делясь впечатлениями, пыталась оправдать увиденное, дескать, «пьеса, наверное, слабовата, а, может, просто устали». И все это было бы даже мило, если бы билеты на это зрелище не стоили 400 рублей...

Итак - если вы не были на этом спектакле, то ничего не потеряли, да и я теперь со спокойной совестью могу о нем забыть. Скоро открытие театрального сезона, обещают премьеру «Бури» в Пушкинском, «Кармен» в Театре опере и балета, словом, будет, о чем поговорить...я надеюсь.

Кристина Штучкина


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное