Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 14 июля 2003 г.
Продолжение путешествия по Чеховскому театральному фестивалю

…После жаркого, солнечного моря, после неспешной курортной жизни, так дико было вернуться в пасмурную осеннюю (судя по температуре) Москву, с ее толчеей, сосредоточенно погруженными в себя лицами прохожих и ощущением какой-то нервной гонки за радостями жизни. Но мысль о том, что этот транзитный московский день обязательно закончится для меня в театре, заставляла смотреть на все окружающее несколько отстраненно, что очень облегчало восприятие столь неоднозначного для приезжих города. В этот вечер вся театральная Москва устремилась в театр Красной, пардон, Российской Армии - огромное мрачное здание в виде пятиконечной звезды. Там суду зрителей представлял свое творение известный немецкий режиссер Матиас Лангхофф.

Сам театр построен в сталинскую эпоху, о чем помимо архитектуры напоминают сохранившиеся росписи на потолках, в виде идиотично жизнерадостных спортсменов-армейцев, и грудастых работниц, видимо, их подруг. Некогда жизнеутверждающие картинки сейчас уже облупились и наводят некоторую тоску на зрителей. Да и само здание своими огромными выступами – лучами с обвалившейся штукатуркой больше напоминает старого дряхлого паука. Говорят, что театр имеет под собой огромный бункер для размещения военного штаба во время военных действий. А еще в доперестроечные времена в этом театре спасались от армии студенты театральных ВУЗов, поскольку игра в театре приравнивалась к службе в вооруженных силах, и все актеры имели звания. Что-то я отвлеклась…

Итак «Ревизор» Маттиаса Лангхоффа. Надо сказать, что этот известнейший режиссер-бродяга, на счету которого более шестидесяти постановок по всей Европе, четыре года назад уже ставил «Ревизора» в Национальном театре Бретани. Согласитесь, представить публике нечто кардинально новое за столь короткий для режиссерской мысли срок довольно сложно. Но Лангхофф как раз и известен театральной общественности, как художник, любящий эпатировать публику. «Брехт научил меня тому, что театр каждый раз должен приводить к какому-нибудь скандалу. Театр – это искусство организовывать скандальное событие: он должен проявлять скрытые в мире скандальности и непристойности, чтобы не была похоронена и забыта скандальность самого бытия» - это, собственно, слова самого Лангхоффа, в одном из интервью.



Помимо Брехта, с которым Матиас общался непосредственно в театре своего отца, на его творчество также повлиял Всеволод Мейерхольд, с книгой о котором юный Лангхофф засыпал и просыпался. Нынешняя постановка «Ревизора» - это дань памяти Мейерхольду. Тщательно изучив все записи о постановке великого русского режиссера, он решил сделать творческую вариацию на тему Мейерхольдовского «Ревизора».

«Ревизор», представленный в Театре Российской Армии, если и не стал скандальным, то, во всяком случае, оставил глубокое впечатление своей неоднозначностью. Спектакль напоминал скорее некий эстетический ребус для театральных гурманов, нежели гармоничное произведение, где каждая из составляющих равноценна.

Свой выбор труппы для этой постановки Лангхофф остановил на Театро ди Дженова. Соответственно спектакль шел на итальянском. К слову сказать, к числу технических новинок фестиваля относятся так называемые светодиодные табло, которые вешаются вверху сценической площадки. Текст на таких табло виден при любом сценическом свете, а посему проблем с переводом почти не было. Ну, если только ассистент немного упустит особенность итальянской скороговорки, где на одно русское слово приходиться десять, и уйдет по тексту немного вперед. Но ведь «Ревизора» мы еще со школы чуть не наизусть знаем, так что небольшие несоответствия в синхроне никого с толку не сбивали.



Если говорить о сильных сторонах спектакля, то это, безусловно, интересная режиссерская интерпретация, перенесшая действие из Российской глубинки в итальянскую, со всеми вытекающими отсюда спагетти, красноречивой жестикуляцией и прочими атрибутами итальянского менталитета. Основная мысль – исследование коррупции: как она зарождается в умах, прорастает, как страх разрушает человека. Настоящий ревизор в финале – это слегка изменивший внешность псевдоревизор. И все участники вовсе не застывают в знаменитой гоголевской немой сцене - они продолжают двигаться так, что сбитые с толку зрители не знают, можно ли уже аплодировать или еще нет. Движение это, по Лангхоффу, означает бесконечность повторений, где настоящий ревизор воспринимается, как «тоже человек», подверженный своим слабостям, а значит тоже склонный к взяточничеству. Все, кроме уничтоженного градоначальника, быстро приходят в себя от страха, а значит, все начинается по новой. Вот такое вечное движение…

Невозможно не сказать о сценографии, которая, на мой взгляд, затмила все в этом спектакле, включая и режиссерские находки. В основе сценического устройства знаменитая, так называемая, башня III Интернационала Татлина – символ утопии 20-х годов. Башня так и не была построена, оставшись лишь макетом, и нашла свое воплощение только в 2003 году в спектакле немецкого экспериментатора. Что это за строение! Спиралевидная Башня с ярусами и лестницами, постоянно вертящаяся вокруг своей оси. Зритель буквально теряет ощущение пространства, когда все запутанные элементы конструкции начинают то параллельное, то встречное движение – вверх, вниз, во все стороны… Впечатление, что начинает двигаться весь мир. И только диву даешься, как удается актерам столь свободно перемещаться в этом броуновском движении площадок и лестниц. Множество головоломных и обманных элементов порой превращают сцену просто в какую-то цирковую площадку, заставляя зрителей замирать от восторга.

Но во всей этой постановке, которая порой ошарашивала смелостью режиссерской или конструкторской мысли, на мой взгляд, не было актеров. Хотя некая «отстраненность игры» была заявлена в критическом материале, призванном объяснить ничего не понимающим зрителям что происходит, но, сколько ни объясняй, что так и задумано, а сопереживаешь-то игре, а не концепции. Городничий, поначалу заинтриговавший повадками и интонацией крестного отца, по ходу действия, нисколько не меняясь, утомил зрителей своей монотонностью так, что все его монологи просто перестали восприниматься. Молодой актер, игравший ревизора, был столь невыразителен, что его работа производила впечатление студенческой. Интересно были заявлены внешне типажи чиновников, но в актерской игре они развития, к сожалению, не получили. Немного развлекало публику исполнение русских песен и романсов, но само исполнение оставляло желать лучшего и к концу спектакля даже стало раздражать.

Словом, на сцене царила не актерская игра, а голая режиссерская схема, которую актеры так и не смогли оживить.

Эта мысль, видимо, пришла в голову не одной мне, судя по полуопустевшему залу после антракта. Особенность московской публики в том, что ни одно, даже самое громкое имя, не заставит ее досидеть до конца спектакля, если что-то не отвечает ее привередливому вкусу. Но я на таких событиях бываю нечасто, поэтому, конечно же, досидела до конца, наслаждаясь, если и не игрой, то режиссурой и всевозможными трюковыми репризами, которыми этот спектакль просто изобиловал.

Странный спектакль, яркий спектакль и очень неоднозначный. Не знаю, захотела бы я смотреть его еще раз, но пищи для размышлений он дал предостаточно. И Матиас Лангхофф меня, как режиссер, не скажу, что покорил, но очень заинтриговал. Хочется познакомиться с другими его постановками, но уже с другими актерами. Только жаль, что это был последний спектакль в моем коротком экскурсе по фестивалю, и уезжала я на другой день с неутоленным чувством театрального голода. Что такое два дня для события, которое длится почти три месяца! Даю себе обещание, что на следующий Чеховский фестиваль я приеду недели на две. И буду ходить, ходить, смотреть, смотреть… если, конечно, отпуск дадут.

Кристина Штучкина



Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное