Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Театральный Лягушатник

  Все выпуски  

Театральный Лягушатник Жизнь на сцене


Жизнь на сцене

Вчера съездил в город Молодечно. Там посетил минский областной драматический театр. Был общественный просмотр спектакля "Кто смеется последним" по пьесе Кондрата Крапивы, режиссер-постановщик - Владимир Савицкий. Был доволен, как самой поездкой, так и спектаклем. Для начала стоит пару слов написать о Крапиве (1896 — 1991), много раз заслуженный белорусский и советский писатель, от дважды лауреата сталинской премии до героя социалистического труда. Но в народе он прежде известен и любим как баснописец. А вот его драматические произведения, как-то не сильно отмечены в сознании белорусов. И я думаю в этом где-то есть вина современного белорусского театра. Я уже писал о засилье в репертуарах наших театров каких-то очень сомнительных иностранных текстов (в лучшем случае пьес). А вот таких действительно хороших драматургов как-то сегодня не принято вспоминать - о причине этого также ранее писал. Вот Владимир Савитский вспомнил, что у нас есть свои Мольеры (Кондрата Крапиву, не ошибусь, если назову белорусским Мольером) и не проиграл, по крайне мере в моих глазах. Я недавно перелистывал воспоминания Немировича-Данченко о Чехове, и там проскочила очень интересная мысль. Оказывается, МХАТ, да и не только этот театр, а вообще весь русский театр в ту эпоху, действительно искали знакомую жизнь на сцене, а не знакомый театр и уже многим опротивевшую эффектную фальшь (об этом я напишу в следующей статье о "Свободном театре") - чем не сегодняшнее чувство зрителя? 
Белорусский народный писатель Кондрат Крапива
Белорусский народный писатель Кондрат Крапива

Знакомая жизнь


Так вот, посмотрев спектакль " Кто смеется последним" в молодеченском театре, я испытал чувство знакомой жизни. Все что написал Крапива в своей пьесе, все это сегодня присутствует. Скажу более, я как-то работал в одной организации, которая точь-в-точь геологический институт из произведения Крапивы. Также одни плетут сплетни, другие ничего не делают, третьи только и занимаются своей карьерой, лизоблюдство, трусость, несоответствие занимаемым должностям и т.д., но есть и люди своего дела. Все это наше, и это всегда нужно изобличать сатирой - это и есть театр как зеркало социальной действительности. Не буду рассказывать удачные стороны самого спектакля. Спектакль получился в духе пьесы Крапивы - уже можно назвать успехом. Нет КВН и этого пошлого юморка, которым так часто сегодня театр любит побаловать зрителя. Но немного омрачает, как мне показалось, какая-та не доработка в игре у актеров, от этого внутренняя пружина спектакля слаба. Любая сатира по мне должна обладать что-то вроде пружиной, которая постоянно сжимается, не предполагая какого-то предела, но в какой-то момент бьет накопленной силой. Здесь катарсис не в каких-то интимных или трагических чувствах, а в чувстве отрезвления, как в поговорке: пока жареный петух не клюнет. Это слабовато получилось. Но думаю, потенциал для этой пружины есть. Прибавить больше смелости и понимания, что не о геологическом институте в СССР спектакль. А об организации, в которой я работал, и в которых будут работать при любом строе в ближайшем будущем, при нашем развитии культуры общества.
Сатирическая комедия Кто смеётся последним по пьесе Крапивы, фильм, кино, 1954
Сатирическая комедия Кто смеётся последним, Беларусьфильм 1954, Режиссер Корш-Саблин

В избранное