Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ».


Информационный Канал Subscribe.Ru

«НОЧНАЯ ОРХИДЕЯ (СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА И ДРАМЫ».

ВЫПУСК 4. Я ТЕБЯ  ЛЮБЛЮ.  ИЗ РЕЦЕПТОВ ГЕЙШ. 


culture.theatre.jp.veer1noogaku.

17 октября 2004 года

Редактор рассылки Станислава Митта lauros@list.ru
__________________________________________________________________

Коннити-ва, драгоценный читатель. Добро пожаловать в увлекательное 
путешествие по страницам истории японского театра и драмы.
Читайте сегодня в выпуске:
_______________________________________________________________________________
- ТАТЬЯНА ЮРКОВА.  Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ. КОММЕНТАРИЙ 1.
- ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
- ИЗ АРХИВА «ТЕТУШКИ КОМАТИ»: РЕЦЕПТЫ ГЕЙШ.
-  ТАТЬЯНА ЮРКОВА. РИС ИЗ ШКАТУЛКИ.
- ЯПОНСКАЯ ЛиТАрТКОФЕЙНЯ «У ТЕТУШКИ КОМАТИ»
- КАК СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ.
_______________________________________________________________________________

ТАТЬЯНА ЮРКОВА. Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ. КОММЕНТАРИЙ 1.(ИЗУЧАЯ ПЬЕСУ-МАСКУ МИСИМА 
ЮКИО В СТИЛЕ ТЕАТРА НОО «ВЕЕР В ЗАЛОГ ЛЮБВИ»)

http://hotpaganini.front.ru/other_01_misima_01.htm

Когда в воздухе запахло русско-японской войной 1904 -1905 г.г. в 
Москве и Санкт-Петербурге развелось уже немало мастаков, толковавших о 
гейшах. И в 1904 году один неизвестный автор поучал российских солдат 
следующим образом: «Гейшами зовутъ в Японiи прислуживающихъ въ чайныхъ 
домикахъ дъвушекъ, которыя тутъ же получаютъ свое артистическое образование 
и упражняются въ изящныхъ исскуствахъ. У нас, русскихъ, неправильно 
считаютъ японскихъ гейш- женщинами легкаго поведенiя, а самые чайные 
домики неръдко смъшиваютъ съ европейскими веселыми домами. Японская гейша 
- артистка и воспитанная дъвушка, которая признаетъ свободу чувства, 
но которой деньгами не купишь. Гейши пользуются всеобщимъ уваженiемъ,
а наиболъе талантливыя изъ нихъ въ такой-же славъ, какъ 
у насъ извъстные артисты и артистки».
  Кто же они, на самом деле, желтолицые эти обольстительницы, 
вдохновлявшие рисовальщиков, актеров-оннагата и, наконец, 
харизматического безумца Мисима Юкио? Кто же они, загадочные эти 
барышни-куртизанки, наводнившие во время Второй мировой войны (в 20 в.) 
отделы японской военной полиции? Кстати, наши красотки исправно 
служили даже в военно-морских силах! И пока японские войска 
оккупировали большую часть Китая, пока маршировали по джунглям 
Юго-Восточной Азии, гейши успели податься… В разведку! И, как говорят, 
создали широкую агентурную сеть.*
                           *     

В эпоху развития городской культуры 17 в., 
т.е. по тем временам, когда и в помине не было никаких журналов 
мод, их внешность слыла идеальной. Своего рода эталон красоты! 
«Таю» представлялись безупречным мерилом всех мыслимых и немыслимых 
совершенств. Впрочем, за исключением одного: це-ло-муд-ри -я. 
    Официально находясь на низшей ступени общества,  они тем 
не менее, подобно легендарным актерам кабуки, стяжали себе славу 
самых почитаемых и блистательных суперзвезд своего времени. Эдакого 
«бомонда» в сложной иерархии продажных женщин.
  Когда-то в знаменитых куртизанках Эдо  ценилась не просто 
внешность, но - прежде всего манеры. Образованность и искушенность 
в тонкостях моды. Изысканность чувств и даже тембр голоса. Стало быть, 
искусство создавать собственный образ в жизни точно так же, как 
строили его комедианты-оннагата: начиная с внешности, с 
костюма,  с лица.  Ведь церемония сценического перевоплощения 
актера кабуки в «зеленой комнате», собственно, и представляла собой 
не что иное, как ритуал переодевания, нанесения грима и рассматривания 
себя в зеркало. 
                              *

Итак, 
стоило кавалеру возжелать общества «таю» (куртизанки высшего ранга), он 
первым делом наведывался в дом свиданий – «агэя».
   Некоторые « таю» пользовались столь большим признанием, что подчас 
требовался месяц, а то - два или три. Ну, прежде чем в ее расписании 
выпадал свободный денек. Так что хозяин дома свиданий заранее извещал 
письмом соответствующее заведение. И скрепив «эпистолу» печатью, он отряжал 
его куртизанке с посыльным. А клиент тем временем ждал. Конечно, скуку 
его скрашивали развеселые танцорши. За что тот потчевал их закусками и  
напитками. И все это, разумеется, тоже включалось в счет.
   Спустя время, наконец, показывалась разодетая «таю». За ней длинным 
шлейфом тянулась свита девочек-помощниц, музыкантш и танцовщиц.  Весь 
вечер они услаждали клиента музыкой, пением и танцами. А потом коротали 
время за чайной церемонией, сочиняя стихи или угадывая запахи - один к 
одному, как вельможные дамы и кавалеры в эпоху Хэйан (794-1185).  И 
совсем необязательно  из этого вытекали амуры.
  Наоборот: окажись гейша легко доступной, то…  Скорей всего, это 
только бы снизило ее цену! Так что кавалеру надлежало до отчания долго 
ухаживать за приглянувшейся «таю». И уж, по крайней мере, извести на 
нее весьма солидные суммы. 
  А лелеять надежды на роскошный ее альков и подавно нельзя - раньше 
третьего свидания.  Если же посетитель вдруг пришелся «таю» не по нраву, 
она спокойно отвергала его… 
  «Я тебя люблю», - невинно лгали глаза всех гейш. И за этим признанием 
всегда следовал неизменный ответ клиента: «Я непременно женюсь 
на тебе». Вот здесь-то и начинался самый настоящий театр! Почему?
 Да потому, что никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах гейшам 
не разрешалось испытывать любовь на самом деле. С младых ногтей в них 
вдалбливалось важнейшее это правило.  Не правило даже…  Игра (в любовь!). 
Но: раз уж ты ввязалась в игру - будь любезна следовать правилам!
   Как обольщать поклонников? Как слезами и заверениями в вечной 
любви обводить их вокруг пальца? Как сочинять любовные письма и научиться 
достаточно долго удерживать кавалеров на расстоянии, чтобы они теряли 
голову от страсти? 
Как, наконец, дарить альковные наслаждения? А еще: делать вид, будто 
получаешь удовольствие, при этом сохраняя силы для следующего клиента?
  Барышням, только вступившим на стезю порока, важно было усвоить массу 
самых разных хитростей и уловок. Поначалу несовершеннолетние девочки 
исполняли обязанностит слуг. А те, кто уже успел повзрослеть, становились 
помощницами куртизанок. Гейши натаскивали своих подопечных, как вести себя 
подобающим образом. Давали им уроки каллиграфии, чайной церемонии и музыки  
  
  Кстати, 6-7 –летних голуб, проданных в «веселые кварталы», японцы находили

вполне добродетельными. Ведь согласно конфуцианской морали дочерний долг 
состоял в том, чтобы процветание семьи предпочесть собственному. Оттого 
наши крошки заслуживали всеобщего восхищения. Будучи младшими в семье, они 
приносили себя на заклание старшим. Так что даже родители ничего 
трагического в эдаком раскладе судьбы не усматривали. 
                                 *
    Итак, в контексте нашей беседы о гейшах ( а «гейся» - по-японски 
букв. «человек искусства»!), нельзя не заметить «новаторства» Мисима 
Юкио (1925-70) в решении образа гейши  в пьесе-маске в стиле театра ноо 
« Веер в залог любви». Начать хотя бы с того, что… 

http://hotpaganini.front.ru/other_01_misima_01.htm
  Гейши  как «класс», условно говоря  –  отнюдь не героини 
аристократической «самурайской» драмы ноо. Театр ноо вполне  укладывался 
в рамки буддийского канона и самурайской этики. Верней, сцена театра ноо 
стала местом, где пересекались два идеала – хэйанский и самурайский. *
Так что, простите, какие уж тут гейши! 
  Нет, на театральных подмостках гейши объявились в результате развития 
городской культуры 17 в. - лишь с рождением театра кабуки. Когда на арену 
истории вышел иной культурный герой – горожанин «тенин».  Или, говоря 
«новорусским» слэнгом, эдакий «новый» эдосский «selfmade man». А в нем мы 
уже не найдем в чистом виде следования самурайской этике. Ведь 
«веселые кварталы» как бы на мгновение приближали тенина к идеальной 
свободе. В «веселых кварталах» внешность и талант значили больше, 
чем происхождение. *

  Что же сделал Мисима в изучаемой нами пьесе-маске  в стиле ноо «Веер 
в залог любви» ? 
  Мало того, что писатель ввел  в современный текст ноо фигуру «таю» 
высшего ранга. Нет, он  заодно придумал  до отчаяния гениальный ход. 
Какой? Он заставил гейшу влюбиться. Причем влюбиться «до безумия» !!! 
Потерять голову от любви…
  Правда, все, что касается безумия, сумасшествия и проч., - это 
прерогатива театра ноо.  А сумасшедшая дульсинея Ханако у Мисимы – не 
просто «смертельно красива». Нет, она чиста. Нет, она безупречна и 
девственна, словно снег в серебряной чаше!!!  И таких вот 
«неомодальностей» (в современных пьесах-масках в стиле театра ноо)  
у Мисима – целая бездна. http://oz.by/books/more106323.html



На сегодня – это все.

Саенара, минасан,

Татьяна Юркова, кандидат филологических наук

http://www.lvoff.com/index.php?include=artkafe/manifest.php

http://www.gesharim.org/opinions/?opinions_id=36      

http://www.gesharim.org/books/?books_id=102


Пожалуйста, читайте наши комментарии к пьесе в следующих выпусках.

________________________________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ:
* Подробней см.: Татьяна Юркова. Предисловие. – В кн.: Мисима Юкио. Веер в 
залог любви. Пьесы-маски в стиле театра ноо. М., 2003, Рипол Классик, стр.  18.


http://oz.by/books/more106323.html

  Цитируется по: Т. А. Юркова. «Веер в залог любви». Комментарии. – 
В кн.: Мисима Юкио. Веер в залог любви. Пьесы-маски в стиле театра ноо. М., 
2003, Рипол Классик. ISBN  5-7905-1818-4, стр.  268-272. 
http://oz.by/books/more106323.html

*Подробно см.  Т.А. Завырылина (Т. А. Юркова)   Становление 
индвидуалистического сознания и «новая драма» в Японии. – В сб. «Человек и 
мир в японской культуре», М., Наука, 1985, стр. 232.
Там же.
_________________________________________________________________________________

 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
     
Вы хотите обсудить прочитанный материал? Вам хочется
пообщаться на темы японского искусства и театра? Вам очень хорошо или, 
наоборот, отчего-то  грустно? У вас вопросы, пожелания, предложения 
по теме рассылок или что-то еще, ну, вот абсолютно не пришедшее нам 
в голову? Пожалуйста, милости просим на огонек в японскую 
ЛиТАрТКофейню «У тетушки Комати»!

 Здесь можно отвести душу - на форуме и в гостевой. А еще:  полистать 
тексты уникальных японских пьес (наша библиотека с каждым днем 
пополняется!). А еще: посозерцать иероглифы. А еще: воспользоваться 
японско-русским подстрочным переводчиком и японским софтом. 
   А еще: скоро появится  возможность виртуально «закусить» по нашим 
литературным рецептам и… Много  всего нескучного,  достойного, 
экзотического и где-то даже сенсационного! Кстати, предлагайте и 
делитесь своими задумками. Мы открыты навстречу всем!  
   Итак, драгоценный наш читатель, добро пожаловать в японскую 
ЛиТАрТКофейню «У тетушки Комати»! Разве Вам не слышно, как разносится 
повсюду дивное благовоние японских лакомств?
http://www.lvoff.com/index.php?include=artkafe/manifest.php
    
_____________________________________________________________________________

ИЗ АРХИВА «ТЕТУШКИ КОМАТИ»: РЕЦЕПТЫ ГЕЙШ.


                              «Завтрак уже готов. Распаренный рис 
                              прямо с пылу с жару». 
            (Мисима Юкио, Веер  в залог любви, пер. Т. Юрковой)

 Обретаться в Эдо, лакомиться белым рисом, наряжаться в шелковые 
кимоно, преуспеть в искусстве изящно ходить и вести утонченные беседы... 
И, в конце концов,  поднатореть в грамоте - такие картинки вдохновляли 
родителей начинающих гейш куда больше… Нежели невеселая перспектива 
всю жизнь размахивать в поле мотыгой. Принадлежа к низшим слоям общества, 
многие попросту надеялись подарить своим дочкам единственный шанс в жизни.
    Ну, а главный «хлеб» гейш – это, конечно же, рис. 
   Кстати, на Японский архипелаг искусство возделывать рис 
перекочевало из Китая. А первые зерна риса прибило в Японию не менее 
2500 лет назад, якобы, в посохе из тростника. Японцы тут же решили, 
будто у риса есть «кокоро» - сердце, душа. Ну, точь в точь - как  
у человека. Обидишь «кокоро» риса, и все тут же вернется к тебе.  И 
тогда не жди пощады  от засухи,неурожая и голода. За благополучие 
риса на земле отвечал главный японский «рисовед» и покровитель риса 
- Инари-сама.
   Предлагаем сегодня нашим читателям полакомиться   «адзуки» - кашей
с красным рисом. Ведь «адзуки»  в Японии - символ счастья. И мы желаем
счастья всем нашим читателям и друзьям!

Каша с рисом и с красной фасолью, по-японски 

( рецепт цитируется по:  книге Татьяны Юрковой «Гастрономия кайфа 
или обеды с Гомером. Занимательная история кухни для обжор и гурманов, 
а также – увлекательное путешествие по античности, с пробками, 
ножами и вилками». Готовится к изданию в ИД «Рипол Классик» в 2004 г.).

Что надо:

1,5 - 2 стакана вареного риса (лучше всего - японского)

0,5 стакана мелкой сухой красной фасоли

2 стакана воды- соль


Как готовить:

1.Замочить мелкую красную фасоль на ночь. Слить воду.

2. Вскипятить в кастрюле воду. Бросить фасоль в кастрюлю с водой.  
Убавить огонь. Оставить фасоль томиться на слабом огне минут на 
30-40. При необходимости долить воду - чтобы  фасоль все время была 
покрыта. Вынуть готовую фасоль. Обсушить.

3.В большую сковороду залить воды. Ввести рис. Посолить. На сильном 
огне довести до кипения, все время помешивая рис. Убавить огонь. 
Потомить кашу минут 10 на слабом огне, продолжая помешивать.

4. Соединить рис с красной фасолью. Подать к столу.

Рекомендуемое вино
К каше с рисом и с красной фасолью, по-японски, подойдет рюмочка 
некрепкой японской рисовой водки «сакэ» или сухое белое вино.

Пока 
готовится рис, мы продолжим нашу беседу.

Кстати, в Китае рис колосился уже более 3000 лет тому назад!  
Скорей всего первые кустики риса   проклюнулись на свет в южной Индии. 
Затем их перекатило на север страны. Оттуда - в Корею, на Филиппины 
(лет эдак 2000 тому назад, с хвостиком). Ну, а там? Рукой подать до 
Индонезии или Японии.  

  Между прочим, гейши-не гейши, но: Япония опутала чарами Запад. 
Япония прельстила и  вскружила ему голову.  Япония увлекла Запад 
даже без намека на сопротивление. И  «панмонголистский» этот роман 
европейцев с Японией тянется до сих пор. Он, как видим,  отчасти 
переместился на кухню ! 
 «На самом деле Япония - всего-то только чистая выдумка,» - сострил 
когда-то Оскар Уайльд. - «Просто в японцах живет подлинный дух стиля, 
исключительно одна игра искусства».

ЭКСКЛЮЗИВ - ТОЛЬКО ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ РАССЫЛКИ!

ТОЛЬКО ДЛЯ ГОСТЕЙ ЯПОНСКОЙ ЛИТАРТКОФЕЙНИ «У ТЕТУШКИ КОМАТИ» !
http://www.lvoff.com/index.php?include=artkafe/manifest.php

РИС ИЗ ШКАТУЛКИ 
( цитируется по: книге Татьяны Юрковой «Гастрономия кайфа или
обеды с Гомером (занимательная история кухни для обжор и гурманов, 
а также – увлекательное путешествие по античности, с пробками,
ножами и вилками). Готовится к изданию в ИД «Рипол Классик» (2004 г.).
_________________________________________________________________________________

ТАТЬЯНА ЮРКОВА. РИС ИЗ ШКАТУЛКИ.
 
                               «Друг мне в подарок прислал
                               Рису, а я его пригласил
                               В гости к самой луне».
                      (Мацуо Басе, Стихи, пер. В. Марковой)

   Японское слово «гохан» означает не просто «вареный рис». Нет, «гохан» 
- это еда вообще. Вот как относились к рису в Японии.  Рис - не только 
повседневный хлеб. Рис - это часть синтоисткого ритуала. Еще: рис сделался 
твердой «валютой», мерой труда, «окладом жалованья» и средством уплаты 
налогов. 
  Рис в Японии - знак благополучия и успеха. Рис - символ богатства и 
процветания. 
  Оттого и экономили каждое зернышко. Оттого и дрожали над всякой рисовой 
крошкой. В дело приспособили даже рисовые отходы: отруби, шелуху и 
солому. Рисовой соломой крыли крыши. Из рисовой соломы шили одежду. 
Из рисовой соломы плели сандалии. Вот и прозвали в старину японцы 
островную свою страну «Краем рисовых колосков». 
  Рис - «кокоро» японской кухни. С рисом стряпали лепешки «моти» - 
в форме цветов, фруктов, рыб или зерен. С рисом варили на пару клейкую 
массу «сэкихан». Рис томили в котелках, с зеленым горошком («мамэ гохан»). 
Рис выдерживали на сильном огне: с каштанами в сиропе и со сладким  вином. 
Рис парили с сильно обжаренным тофу, с корнем ямса, с овощами. 
  Кухарили даже рисовую лапшу и рисовую вермишель: с грибами, с капустой, 
с зеленью, с рисовой водкой «сакэ», с вином и с куриным мясом. А, 
случалось, рис подавали к столу, залив свежезаваренным зеленым чаем 
(«отя дзукэ»).
  Зато в деревянных кадушках лепили рисовые колобки «суси», с рисовым 
уксусом и с сахаром. Сверху на рисовые колобки укладывали острый хрен 
«васаби» и жирные ломтики копченого лосося.Ну, а рисовые «суси» с имбирем 
неизменно заворачивали в водоросли («норимаки суси»). Потом обкладывали их 
креветками,моллюсками, крабами или маринованной сельдью. 
    Из рисовой муки выпекали сласти. В апреле - «соловьиные пирожные» 
из обрушенного риса с начинкой из сладкой бобовой пасты. А в мае, в пятый 
день пятой луны, - «рисовые пирожные», завернутые в листья дуба. Зато 
осенью закусывали сладким рисом  хурму и каштаны. 
   Из риса гнали водку «сакэ». Из риса настаивали сладкое вино «мирин». 
Из риса варили пиво «бакусю» и даже «самогон» - «сетю» (крепче «сакэ»). С 
легкой руки сметливых японцев, алкогольные напитки на Дальнем Востоке и 
производят, как правило, на основе риса. Поврежденным рисом заменяют солод 
в пивоваренном деле. А из рисовых отрубей давят масло,  не хуже 
арахисового.
   С рисом кашеварили соусы, приправы, уксус и пасты. До сих пор с 
наступлением Нового года у японцев принято лакомиться особым праздничным 
кушаньем: из жидкой рисовой каши с семью растениями. Правда, рисовые 
блюда - это, в принципе, примета всякого осеннего или зимнего застолья. 
Словом, в странах Дальнего Востока мало-помалу сложился самый настоящий 
культ риса. 

Итак, ешьте и наслаждайтесь японским театром!  А поговорить?! 
Милости просим в нашу кофейню !

http://www.lvoff.com/index.php?include=artkafe/manifest.php

_____________________________________________________________________________


ОГРОМНОЕ СПА-СИ-БО за терпение! 

Всех благ, процветания, удачи и попутного ветра, 
Редактор рассылок Станислава Митта lauros@list. ru 

КАК СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ?
Пишите редактору рассылок Станиславе Митта lauros@list.ru.

_________________________________________________________________________________


Перепечатка и копирование только приветствуются, но…
Исключительно при условии обязательных ссылок на произведения кандидата 
филологических наук Т.А. Юрковой, использованных в   Выпуске 4. рассылки 
'Ночная орхидея (секреты японского театра и драмы)', непременно - на имя 
автора статей, переводов и др., на сайт «Иркутск-Япония». А также – на 
новую книгу Татьяны Юрковой «Гастрономия кайфа или обеды с Гомером. 
Занимательная история кухни для обжор и гурманов, а также увлекательное 
путешествие по античности, с пробками, ножами и вилками» (готовится к 
изданию в ИД «Рипол Классик», 2004).

Аttention please! Все материалы рассылки охраняются законом об авторском 
праве. 
Без письменного разрешения автора запрещено и преследуется  Законом РФ 
об авторском праве и об интеллектуальной собственности: всякое 
редактирование, цитирование, воспроизведение в форме смежной адаптации 
или производной переработки основного материала. 
_________________________________________________________________________________

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.jpveer1noogaku
Отписаться

В избранное