Актриса Кира НАЙТЛИ рассказала Татьяне РОЗЕНШТАЙН о любви к русской
классике, сильным героиням и парфюмерным экспериментам
Героини Киры Найтли – обычно утонченные и загадочные женщины. Ей
одинаково хорошо удались образы аристократки Лиззи из романа Джейн
Остин, законодательницы мод ХVIII века герцогини Джорджианы
Девонширской и роковой обольстительницы из рекламы аромата Coco
Mademoiselle, Chanel. В реальности же актриса охотно проводит свободное
время на стадионах, смотрит футбол и пьет пиво. Недавно Кира
заинтересовалась Россией. У Дэвида Кроненберга в «Опасном методе» она
сыграла русскую красавицу Сабину Шпильрейн, а сейчас работает над
главной ролью в экранизации «Анны Карениной».
ELLE: Вы часто снимаетесь в исторических
фильмах. Почему?
КИРА НАЙТЛИ: Вероятно, потому, что я плохо знаю историю и пытаюсь таким
образом восполнить пробелы. (Улыбается.)
ELLE: А я слышала, в школе вы были круглой отличницей!
К.Н.: Вас обманули (подмигивает). На самом деле прилежно учиться
приходилось, чтобы родители разрешили мне стать актрисой. Несмотря на
то что они работают в кинобизнесе (отец Киры – актер, мать –
сценаристка. – Прим. ELLE), папа и мама были против моей актерской
стези. Пугали безработицей и безденежьем. Я настаивала. Тогда мне
поставили условие: «Освой нормальную профессию. А потом становись кем
хочешь».
ELLE: Я слышала, что вы подумывали о профессии каменщика.
К.Н.: Точно. По-моему, отличная работа! Мастеровые никогда не сидят без
дела. Они могут построить дом, возвести камин. Посмотрите объявления по
найму в газетах: каменщиков ищут все, а объявлений, приглашающих
актеров на кастинги, я не встречала. Но, слава богу, мне удалось
доказать родителям, что смогу состояться как актриса.
ELLE: В новом фильме «Опасный метод» Дэвида Кроненберга вы играете
Сабину Шпильрейн. Она была одной из первых женщин-психоаналитиков, но
при этом сама страдала расстройством личности. Что вы можете сказать о
своей героине?
К.Н.: До фильма Кроненберга я никогда о ней не слышала. Потом прочитала
сценарий и поняла, что это исключительный персонаж. Сабина сумела не
только влюбить в себя двух величайших психотерапевтов мира, Карла Юнга
и Зигмунда Фрейда, но и повлиять на развитие психоанализа. Признаюсь,
лишь несколько женщин вызывают у меня такой восторг. Например, Анна
Болейн – вторая жена Генриха VIII и мать Елизаветы I. Уже в двадцать с
небольшим она точно знала, чего хочет от жизни. Из-за нее Генрих порвал
с Ватиканом, а Англия приобрела новую церковь. Также Габриэль Шанель.
Раньше я почти ничего не знала о ее жизни, но даже по фотографиям могла
предположить, что у нее был очень сильный характер. Сейчас я знаю, что
Шанель была женщиной умной, загадочной и очень независимой. Последнее
качество для меня важнее всего.
ELLE: Как вы считаете, есть ли сходство между вами и Мадемуазель
Шанель?
К.Н.: Мне бы очень этого хотелось! Кто знает, может быть, пользуясь
ароматом Coco Mademoiselle, я однажды стану на нее похожей! Шанель
производит на меня огромное впечатление. Думаю, при личной встрече с
ней я бы точно оробела.
ELLE: Вернемся к фильму «Опасный метод». Вам удалось очень убедительно
изобразить истерические припадки Сабины. Каково это было?
К.Н.: Есть сцены, от которых устаешь морально, а от этих я устала
физически. Но мне не каждый день звонит Дэвид Кроненберг и предлагает
сыграть с Майклом Фассбендером и Вигго Мортенсеном. И хоть безумие мне
предстояло сыграть впервые, отказаться от роли я не могла. К слову,
усталость после съемок – ничто по сравнению с тем, как выжимают
интервью с журналистами, которым приходится рассказывать про трудности
роли! (Смеется.)
ELLE: Как вам удалось так хорошо войти в образ?
К.Н.: Было непросто, особенно если учесть, что, кроме научных трудов и
писем, от Сабины практически ничего не осталось. Даже фотографий.
Сначала я побеседовала со сценаристом, который нагрузил меня
тяжелейшими книгами. Потом посетила нескольких психотерапевтов и
узнала, как ведут себя истеричные пациенты. Однако роль Сабины не
ограничивается лишь истериками. Они у нее были лишь вначале, до лечения
у Карла Юнга. На самом деле она была мудрой и целеустремленной
женщиной. Пока мужчины разбирались, как ей помочь, Сабина умудрилась
вылечиться у одного, завершить образование у другого, обоих соблазнить
да еще и прославиться. Меня восхищает такая утонченная женская власть.
Ведь кинобизнес, к сожалению, дело сугубо мужское, и когда мне удаются
образы сильных и интересных женщин, я получаю удовольствие. По этой же
причине мне понравился сценарий ролика "Coco Mademoiselle, Chanel", в
котором моя героиня лихо гоняет на мотоцикле, очаровывает фотографа, а
добившись своего, сбегает, оставив парня ни с чем.
ELLE: В «Пиратах Карибского моря» Элизабет Свон, которую вы играете,
тоже соблазнила не одного мужчину.
К.Н.: Да-да, работала на износ: сначала Орландо Блум, потом Джонни
Депп.
ELLE: Понравилось?
К.Н.: Я была в восторге от этой идеи. Ведь Джонни Депп – кумир юности!
И у нас была сцена с поцелуем… Правда, «Пираты» принесли мне
известность, но не репутацию хорошей актрисы. Ее мне пришлось еще
завоевывать.
ELLE: После этого фильма вы поклялись никогда не сниматься в корсетах.
Однако обещание не сдержали, согласились на роль в «Герцогине». Чем вам
не угодили корсеты?
К.Н.: «Пиратов» мы снимали ужасно долго. Два года я проторчала на
съемочной площадке в ожидании своих редких сцен. Из-за узкого корсета я
не могла нормально дышать и двигаться. Вот и прокляла его. Но когда мне
позвонил Сол Дибб (режиссер фильма «Герцогиня». — Прим. ELLE), я тут же
забыла о своих страданиях и дала согласие на роль.
ELLE: Ваша герцогиня – большая модница. А какие у вас взаимоотношения с
модой?
К.Н.: Джорджиана не просто модница, она икона стиля! Но мое мнение, что
иногда одежда – это просто камуфляж, за которым человек скрывает свое
истинное «я».
ELLE: И когда вы в последний раз прятались за нарядом?
К.Н.: Как насчет вчерашней красной ковровой дорожки?
ELLE: Я была уверена, что там вы чувствуете себя как рыба в воде.
К.Н.: Это правда. Светские выходы – хорошая тренировка для актера. И
потом, как любая женщина, я люблю наряжаться. Но в повседневной жизни
безо всякого повода не трачу на это время, почти не крашусь и выбираю
одежду в мужском стиле. Мне по душе простые развлечения, например,
посмотреть футбол, выпить пива, расслабиться. Когда мы снимали «Опасный
метод», то рабочий день с Майклом и Вигго ритуально завершали кружкой
пива и просмотром матча.
ELLE: Вы снялись в двух рекламных кампаниях духов Chanel. Ароматы
помогают вам в жизни и в работе?
К.Н.: Да, например, когда мы снимали «Герцогиню», моя мама нашла в
одном старинном парфюмерном магазине Лондона флакон духов с очень
старомодным запахом, настолько резким, что в наши дни никто бы не
отважился им пользоваться. Но я сразу поняла, что именно такой аромат
пришелся бы по душе моей героине. Каждое утро перед тем, как прийти на
съемочную площадку, я наносила на тело несколько капель этих духов,
чтобы войти в образ.
ELLE: Многим вы запомнились по роли Элизабет Беннет из «Гордости и
предубеждения». Как думаете, в чем привлекательность этого образа?
К.Н.: В ней собраны многие добродетели и недостатки, которые можно
найти в каждом из нас. Чем универсальнее характер героя, тем больше
людей могут сравнивать себя с ним.
ELLE: Вы разделяете взгляды Элизабет? Мечтаете найти верного спутника
на всю жизнь?
К.Н.: Романы Джейн Остин принадлежат совсем другому времени. Они,
несомненно, великолепны, но для нашего поколения неактуальны.
Во-первых, никто уже не спешит под венец. Наоборот, оттуда все бегут.
Во-вторых, у Остин история заканчивается тогда, когда двое людей
находят друг друга. А на мой взгляд, как раз в этот момент и начинается
настоящее веселье.
ELLE: А для вас верность важна в браке?
К.Н.: Откуда мне знать? Я, к счастью, не замужем. Что касается моих
родителей, то они женаты уже несколько десятков лет, живут в пригороде
Лондона, но иногда их жизнь кажется мне скучной.
ELLE: Любовь без интриги скучна?
К.Н.: Страсти, измены… От такого напряжения у меня голова идет кругом.
Мне все это не близко. Любовь должна приходить естественно, без надрыва
и надлома. Если же в ход идет «завоевание», то, подозреваю, речь уже не
о любви, а о «ярмарке тщеславия».
ELLE: В настоящий момент вы работаете над ролью Анны Карениной. Вам
придется говорить на русском?
К.Н.: Нет, мы экранизируем Толстого на английском. Мне кажется, что
глубокие и сильные эмоции можно сыграть лишь на родном языке, где
понятны все оттенки и нюансы.
ELLE: После Сабины Шпильрейн Анна Каренина станет уже второй русской в
вашем послужном списке.
К.Н.: В последнее время я вообще увлеклась русской литературой.
Прочитав «Анну Каренину», сразу же приобрела и другие произведения
Толстого. Не могу оторваться. Кстати, в Англии сейчас все читают
русскую классику, особенно после того, как вышел фильм-биография
Толстого «Последнее воскресенье». Замечательно, что у англичан появился
интерес к вашим книгам, раньше мы читали только французов.