Продолжаем изучение
книги Аристотеля «Риторика», написанной около 355 г. до н.э.
ГЛАВА XI
Определение удовольствия — Различные категории приятного.
Друг также принадлежит к числу приятных
вещей, потому что, с одной стороны, приятно любить: никто, кому вино не
доставляет удовольствия, не любит его; а с другой стороны — приятно также и
быть любимым, потому что и в этом случае у человека является мысль, что он
хорош, а этого жаждут все способные чувствовать люди; а быть любимым значит
быть ценимым ради самого себя. Быть объектом удивления приятно уже потому, что
с этим связан почет. Приятно также быть объектом лести, приятен и льстец,
потому что он — кажущийся поклонник и друг. Приятно часто делать одно и то же,
потому что, как мы сказали, все привычное приятно. Приятно также испытывать
перемену, потому что перемены согласны с природой вещей, так как вечное
однообразие доводит до преувеличения (чрезмерности) раз существующее
настроение, откуда и говорится: «Во всем приятна перемена». Вследствие этого
приятно то, что является через известные промежутки времени — люди ли это, или
неодушевленные предметы, — потому что это производит некоторую перемену
сравнительно с настоящим; кроме того то, что мы видим через известные
промежутки времени, представляет некоторую редкость. По большей части приятно
также учиться и восхищаться, потому что в восхищении уже заключается желание
[познания], так что предмет восхищения скоро делается предметом желания, а
познавать значит следовать закону природы. К числу приятных вещей относится
оказывание и испытывание благодеяний, потому что испытывать благодеяние значит
получать то, чего желаешь, а оказывать благодеяние значит обладать и притом
обладать в большей степени, чем другие, — а того и другого люди добиваются. Так
как приятно оказывать благодеяния, то приятно также поставить на ноги своего
ближнего и, вообще говоря, приятно завершать неоконченное. Раз приятно учение и
восхищение, необходимо будет приятно и все подобное этому, например,
подражание, а именно: живопись, ваяние, поэзия и вообще всякое хорошее
подражание, если даже объект подражания сам по себе не представляет ничего
приятного: в этом случае мы испытываем удовольствие не от самого объекта
подражания, а от мысли (умозаключения), что это [то есть, подражание] равняется
тому [то есть, объекту подражания], так что тут мы имеем познание. Приятны
также внезапные перемены, приятно и с трудом спастись от опасностей, — это
приятно потому, что все подобное возбуждает удивление.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.