Продолжаем изучение
книги Аристотеля «Риторика», написанной около 355 г. до н.э.
ГЛАВА VII
Понятия большего блага и более полезного; их анализ;
различные определения этих понятий.
И самая большая
часть чего-нибудь большего имеет наибольшее значение; так Перикл в своей
надгробной речи сказал, что потеря юношества имеет для отечества такое же
значение, как если бы из года исчезла весна. Лучше также то, что оказывает
помощь в большей нужде, например, в старости и болезнях. И из двух благ ценнее
то, которое ближе к цели, а также то, которое хорошо и для меня, и вообще, и возможное
выше невозможного, потому что первое имеет значение для человека, а второе нет.
Лучше то, что бывает в конце жизни, ибо то, что бывает под конец, в большей
степени обладает свойствами цели. И то, что относится к области истины, лучше
того, что делается для славы, а к области делаемого для славы относится то,
чего никто бы не предпринял, зная, что это останется тайной. Лучше также и то,
чем люди желают быть, а не казаться, потому что все такое заключает в себе
более истины.
Поэтому-то, по мнению некоторых,
справедливость имеет мало значения, потому что-де лучше казаться таким или
иным, чем быть, чего, однако, нельзя сказать о здоровье. Более ценности имеет и
то, что во многих отношениях оказывается более полезным, например, помогает нам
жить, быть счастливыми, пользоваться удовольствиями и делать добро, поэтому-то
богатство и здоровье считаются величайшими благами: ведь они обусловливают
собой все эти блага. И то, что влечет за собой меньше горя и что связано с
удовольствием, лучше, потому что такая вещь заключает в себе больше, чем одно
благо, так как и удовольствие — благо, и отсутствие печали — также благо. И из
двух благ больше то, которое, будучи сложено с той же величиной [как и другое]
образует в результате большее целое. И то, присутствие чего заметно, лучше
того, присутствие чего незаметно, потому что первое ближе к истине; поэтому-то,
пожалуй, лучше быть, чем казаться богатым. Ценнее также и то, что пользуется
любовью, и один и тот же предмет дороже для того, у кого этот предмет только
один, чем для того, у кого таких предметов много. Поэтому-то не одинаковое
наказание постигает того, кто лишит глаза человека одноглазого, и того, кто
сделает это с человеком, обладающим обоими глазами, потому что в первом случае
у человека отнят особенно дорогой для него орган. Итак, мы приблизительно
сказали, откуда нужно черпать способы убеждения, когда приходится склонять или отклонять
кого-нибудь.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.