Продолжаем изучение
книги Аристотеля «Риторика», написанной около 355 г. до н.э.
ГЛАВА VII
Понятия большего блага и более полезного; их анализ;
различные определения этих понятий.
Но о вопросах блага
мы уже сказали, так как мы определили благо, как нечто такое, что избрали бы
для себя все существа, одаренные рассудком. Отсюда очевидно, что и большее
благо — то, чему рассудок оказывает больше предпочтения. И то [качество],
которое есть у лучших людей, есть большее благо или безусловно, или постольку,
поскольку они лучшие люди, например, мужество лучше силы. [Большее благо] и то,
что предпочел бы лучший человек или безусловно, или поскольку он лучший
человек, так например, терпеть несправедливость лучше, чем делать
несправедливость, потому что первое предпочел бы более справедливый человек. И
более приятное [лучше], чем менее приятное, потому что все гонится за
удовольствием и добивается удовольствия ради его самого, а такими чертами мы
определили благо и цель. А из двух вещей приятнее та, которая доставляет
удовольствие с меньшей примесью горечи (аЛиттотерау) и более продолжительное
время. И более прекрасное приятнее, чем менее прекрасное, потому что прекрасное
есть или нечто приятное, или желательное само по себе. И то, что люди с большей
охотой делают для себя, или для своих друзей, есть большее благо, а то, чего
они совсем не хотят делать [для себя или для друзей], есть большее зло. И более
продолжительные блага [лучше] менее продолжительных точно так же, как более
прочное [лучше] менее прочного, потому что первые имеют преимущество в
отношении времени, а вторые — в отношении удовлетворения желания: когда у нас
является желание, нам более доступно пользование прочным благом. И так далее:
оценкой одного понятия определяется оценка и другого сродного с первым или
выраженного другой формой того же слова, [которым выражено первое], например,
если «мужественно» прекраснее и желательнее, чем «умеренно», то и мужество
желательнее умеренности и быть мужественным желательнее, чем быть умеренным. И
то, что предпочитают все, [лучше того, ] чему предпочтение оказывается не
всеми, точно так же, как то, чему оказывает предпочтение большее число людей,
[лучше того, ] чему оказывает предпочтение меньшее число людей; так как благо
было определено у нас, как нечто такое, к чему все [стремятся], откуда большее
благо будет то, к чему люди больше стремятся.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.