Продолжаем изучение
книги Аристотеля «Риторика», написанной около 355 г. до н.э.
ГЛАВА VI
Способствование возникновению (та ттоитпка)
бывает троякое: одно подобно тому, как состояние здоровья бывает причиной
здоровья, другое — как причиной здоровья бывает пища, третье — как такой
причиной бывает гимнастика, поскольку она по большей части производит здоровье.
Раз это установлено, отсюда необходимо следует, что хорошо всякое приобретение
блага и всякое устранение зла, потому что одновременно с первым состоянием
существует отсутствие зла, а вслед за вторым наступает обладание благом. И
получение большего блага вместо меньшего и меньшего зла вместо большего [есть
также благо], потому что в одном случае мы обретаем, а в другом устраняем то,
чем большее имеет перевес над меньшим. И добродетели необходимо суть благо,
потому что люди, обладающие ими, счастливы; добродетели производят блага и
научают пользоваться ими. Но мы скажем отдельно о каждой из них, что она такое
и какова ее природа. Удовольствие также необходимо есть благо, потому что все
живое стремится в силу своей природы к удовольствию. Вследствие этого все
приятное и прекрасное необходимо есть благо, потому что приятное доставляет
удовольствие, а из прекрасных вещей одни приятны, другие желательны ради самих
себя.
Одним словом, благом необходимо признать
следующее: блаженство, потому что оно желательно само по себе и обладает
свойством самодовлеемости; кроме того ради его мы избираем многое.
Справедливость, мужество, умеренность, великодушие, щедрость и тому подобные
качества, потому что это — добродетели души. Красота, здоровье и тому подобное
— также блага, потому что все это — добродетели тела, которые создают много
благ, например, здоровье создает удовольствие и жизнь, почему оно и считается
высшим благом, так как служит причиной двух вещей, имеющих для большинства
наибольшую ценность — удовольствия и жизни. Богатство, так как оно представляет
собой достоинство имущественного состояния и служит причиной многих благ. Друг
и дружба, потому что друг желателен сам по себе, а, кроме того, он может
сделать многое. Честь, слава, потому что они приятны и потому что они создают
многое, с ними по большей части сопряжено присутствие того, в силу чего [люди]
пользуются почетом. Уменье говорить и искусно действовать, потому что все
подобное создает блага. Сюда же относятся даровитость, память, понятливость,
сметливость и все тому подобные качества, потому что они создают блага. Равным
образом [сюда принадлежат] все отрасли знания и все искусства. Сама жизнь [есть
благо], потому что, если бы даже с ней не было сопряжено никакое другое благо,
она желательна сама по себе. Наконец, справедливость [есть также благо], потому
что она полезна всем.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.