Сегодня приступаем к
изучению книги Аристотеля «Риторика», написанной ок.355 г.до н.э.
КНИГА I
ГЛАВА I
Риторика - искусство,
соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство
с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и
которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все
люди некоторым образом причастны к обоим искусствам так как всем в известной
мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться,
так и обвинять. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют в соответствии
со своими способностями, развитыми привычкой.
Так как возможны оба
эти пути, то, очевидно, является возможность возвести их в систему, так как мы можем
рассматривать, вследствие чего достигают цели как те люди, которые
руководствуются привычкой, так и те, которые действуют случайно, а что подобное
исследование есть дело искусства, с этим, вероятно, согласится каждый. До сих
пор те, которые строили системы ораторского искусства, выполнили лишь незначительную
часть своей задачи, так как в области ораторского искусства только доказательства обладают признаками,
свойственными ораторскому искусству, а все остальное - не что иное, как
аксессуары (TrpooufjKai). Между тем авторы систем не говорят ни слова по поводу
энтимем, которые составляют суть
доказательства, много распространяясь в то же время о вещах, не
относящихся к делу; в самом деле:
клевета,
сострадание, гнев и другие тому подобные движения души относятся не к
рассматриваемому судьей делу, а к самому судье. Таким образом, если бы судопроизводство
везде было поставлено так, как оно ныне поставлено в некоторых государствах, и преимущественно в тех,
которые отличаются хорошим государственным устройством, эти теоретики не могли
бы сказать ни слова. Все (одобряют такую постановку судопроизводства, но одни полагают,
что дело закона произнести это запрещение другие же действительно пользуются таким
законом, не позволяя говорить ничего не относящегося к делу (так это делается и
в Ареопаге). Такой порядок правилен, так как не следует, возбуждая в судье гнев,
зависть и сострадание, смущать его: это значило бы то же, как если бы кто-нибудь
искривил ту линейку, которой ему нужно пользоваться.
Кроме того очевидно,
что дело тяжущегося заключается не в чем другом, как в доказательстве самого
факта: что он имеет или не имеет, имел или не имел места; что же касается вопросов, важен он или не важен,
справедлив или не справедлив, то есть всего того, относительно чего не высказался
законодатель, то об этом самому судье, конечно, следует иметь свое мнение, а не
заимствовать его от тяжущихся.
Поэтому хорошо
составленные законы главным образом должны, насколько возможно, все определять
сами и оставлять как можно меньше произволу судей, во-первых, потому что легче
найти одного или немногих, чем многих таких людей, которые имеют правильный
образ мыслей и способны издавать законы и изрекать приговоры. Кроме того, законы составляют с людьми на основании долговременных размышлений, судебные же приговоры произносятся на скорую руку, так
что трудно людям, отправляющим правосудие,
хорошо различать справедливое и полезное.
Самая же главная
причина заключается в том, что решение законодателя не относится к отдельным
случаям, но касается будущего и имеет характер всеобщности, между тем
как присяжные и судьи изрекают приговоры относительно настоящего, относительно
отдельных случаев, с которыми часто находится в связи чувство любви или
ненависти и сознание собственной пользы, так что они [судьи и присяжные] не
могут с достаточной ясностью видеть истину: соображения своего собственного удовольствия
и неудовольствия мешают правильному решению дела.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.