Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КрутиГолов - твоя коллекция головоломок


Кубик Рубика – не головоломка?
 
Авторская статья Н.Тарадайко
для публикации в журнале "Наука и жизнь"
 
У большинства людей понятие «головоломка» ассоциируется с кубиком Рубика. Отчасти это логично, ведь кубик обрел всемирную известность еще несколько десятилетий назад. Однако не исключено, что кубик Рубика – не головоломка вовсе!
Для начала, нужно понять, что же такое головоломка. Толковый словарь Ожегова утверждает, что головоломка – это непростая Кубик Рубика задача или загадка. Однако данное определение уж слишком общее и расплывчатое. Более точное определение есть в русскоязычном разделе Википедии: «Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообрази-тельность, а не специальные знания высокого уровня». Иными словами, для того, чтобы решить головоломку самому, нужно догадаться до чего-то самостоятельно, а не руководствоваться научной литературой или какими-либо инструкциями и знаниями.
Исходя из этого, большинство существующих головоломок подходят под это определение. Это и механические в виде вполне материальных предметов, и головоломки на бумаге в виде текстов и рисунков.
Любую настоящую головоломку характеризует эвристический характер ее решения – человек думает, пробует различные варианты и подходы, и в конце концов решает! И при таком способе решения разные люди обладают сравнительно одинаковой способностью к решению – изначально никто не знает как решить, затем один догадывается путем логических умозаключений, другой путем случайного перебора вариантов и комбинаций, а третий наугад решает с первого раза, сам даже не догадываясь как!
А что же тогда сказать о кубике Рубика? Из всех, кто умеет собирать кубик, будь то профессиональный спидкубер или просто любитель интеллектуального досуга, очень редко кто-то самостоятельно догадывается, как его собирать. Все руководствовались инструкцией! Инструкция и является теми самыми специальными знаниями, которые не требовались в классическом определении головоломки. Здесь отчетливо видно неравенство между тем, кто решает по инструкции, и тем, кто пытается самостоятельно понять принцип решения. Вот именно это и ставит под сомнение принадлежность кубика к головоломкам.
Эрнё Рубик
Но что же тогда кубик Рубика, если не головоломка? Полагаю, спортивный снаряд или игра, раз существует вид спорта по сборке кубика и ему подобных комбинационных головоломок. И назвать кубик Рубика головоломкой, вероятно, решил сам Эрнё Рубик. Как известно, Рубик изобрел в 1974 году свой знаменитый кубик и назвал его магическим кубиком (в оригинале по-венгерски название звучит как Bűvös kocka – волшебный кубик). Известен факт, что для продвижения своего изобретения Рубик потратил целое состояние, эквивалентное стоимости квартиры или дома по тем временам. А для успешного продвижения товара он нуждался в характеристике, понятной большинству потребителей. Вот тогда Рубик и предпринял гениальный маркетинговый ход, назвав свое изобретение головоломкой!
Важно еще помнить, что Эрнё Рубик - не головоломщик или математик, а архитектор и скульптор. Во всех его изобретениях главным открытием были форма и кинематика механизма перемещения элементов. Это отчетливо видно и по другим его знаменитым изобре-тениям – игрушке-трансформеру «Змейка» (Rubiks Twist), голово-ломке-трансформеру «Магия» (Rubik's Magic) и даже знаменитому шарику Рубика (Rubiks 360), который вовсе не имеет алгоритма как такового и является сугубо спортивным тренажером ловкости и моторики рук. Возможно, сам изобретатель и преследовал цель разработать новые типы механизмов, а головоломки оказались лишь «оболочкой», в которой подавались разработки потребителю для достижения большей популярности.
Кстати, сейчас принято считать головоломками и другие изделия или изобретения, которые головоломками не являются. К примеру, неокуб или перплексус. Хотя что уж говорить о кубике Рубика или неокубе, если даже геометрические сортеры Монтессори и даже конструкторы для раннего развития ребенка продавцы детских магазинов упорно называют головоломками, а некоторые настоящие головоломки (например, логические задачи, судоку, какуро) ошибочно считаются чисто развлекательными материалами.






 
 

В избранное