Кто с вами рядом? Эссе 'Что такое 'хорошая школа'?'
Несколько
лет назад я прочитала притчу швейцарского педагога А. Ферьера о том, как люди
создали школу по научению дьявола:
«И сотворили школу так,
как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех
стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл,
поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не
может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит
работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему
приказали молчать. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом
виде.
...И тогда дети научились
тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и
притворяться.
...И вот что произошло.
Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными,
утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья, и здоровья. Пропали любовь
доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
...И погибла школа,
которую так ловко придумал дьявол».
И тогда я
задумалась: «А что же там вместо точек? А что же надо сделать, чтобы школа
стала иной? Что такое «хорошая школа»?»
В древние
времена люди верили: Земля потому надежна, что покоится на трех китах. Три кита
– символ вечного, постоянного, прочного. Мне кажется, что «хорошая школа» – это
школа, которая стоит на трех китах.
«Кит»
первый. Самое главное в школе – экология духа и тела. Обратимся к истокам
значения слова и обнаружим: «OIKOS» – «дом», «LOGOS» – учение. Учение о доме, в
котором живем, доме, в котором учимся. Что же это, если не школа? Подсчитано:
12 тысяч часов проводит растущий человек на одних только уроках. Привыкли
думать: школа должна давать знания. Но если она отнимает здоровье, то зачем эти
знания? Отсюда первая забота, чтобы дети выросли духовно и телесно здоровыми.
Снять любую угрозу: плохой свет – опасность для зрения, плохая столовая –
опасность для желудка, плохая парта – опасность для позвоночника, учебные
перегрузки –опасность для мозга, плохие
отношения –опасность для личности.
«Кит»
второй. Говорят, что корень учения горек. Я с этим не согласна. Школа –дом радости. Это возможно и это реально. Как
говорил Джанни Родари, многое учится со слезами горькими и бесполезными,а моглобы бытьвыучено легко и со
смехом. Юмор – хороший учитель, он снимает напряжение, рождает положительные
эмоции, украшает жизнь. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо
учиться». Это девиз «хорошей школы». Процесс постижения нового должен быть
привлекательным и сладким, принося радость приобщения к неведомым тайнам,
моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.Каждый ребенок должен уходить с победой.
Успех – самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: уверенность в
собственных силах и самом себе. «Тот, кто победил самого себя, победит весь
мир», –утверждали мудрецы. Человек
рождается не для поражений, а для побед. Ребенок рождается для успеха!
«Кит»
третий. Каждый ученик –личность, и
поэтому для счастья на уроке одному нужна хорошая оценка, другому –интересное задание, а третьему – всего лишь
добрый взгляд, поощрение, признание. Главное для учителя – позволить каждому
быть собой, не подавить того, кто хочет быть другим, сберечь «неповторимую
прелесть индивидуальности», дать ученику средства для обретения самого себя,
помочь раскрыть свои таланты. Ведь «роль школы и педагога состоит в том, чтобы
открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»(А. Шнабель).
Так значит,
«хорошая школа» – это та школа, обучение в которой строится на следующих
педагогических аксиомах:
Если хотим,
чтобы ребенок стал умным и образованным, необходимо, прежде всего, заботиться о
его духовном и телесном здоровье.
Если хотим,
чтобы ребенок любил учиться, надо сделать учение веселым и радостным.
Если хотим,
чтобы ребенок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его
уникальность и неповторимость.
Другими
словами, «хорошая школа» – это тот «островок радости», на котором учителя и
ученики испытывают счастье от общения друг с другом.