Для женщин переживших аборт эта статья может показаться тяжёлой. Возможно, соприкоснувшись со своими воспоминаниями, возникнет боль, негативные чувства – это нормально (самая мучительная боль для женщины связана с потерей детей). Но если этого не испугаться и открыться этой теме в себе, то можно увидеть выход.
Эта статья не ставит перед собой задачу смягчения душевной боли связанной с абортом. Важно понимание сути этого процесса и его последствий. Видя картину происходящего, ориентироваться легче. Ибо кто осведомлён, тот вооружён.
Тема аборта будет актуальной всегда, пока существует человечество. Это, пожалуй, одна из самых важных и тяжёлых тем, т.к. она всегда имеет далеко идущие последствия для всей семьи и потомков. Несмотря на отрицательное отношение многих религий к аборту или положительное отношение тех, для кого аборт оказался спасением, тему аборта нельзя рассматривать только в категориях “добра и зла”. Это многоплановая тема, объёмная и глубокая. Гораздо важнее увидеть ту силу и влияние, которое оказывает аборт
на семейную систему. Такое понимание позволяет найти пространство для правильного отношения и взаимодействия с этой темой, даёт силы наполнено жить, во многом нейтрализуя негативные последствия случившегося. И, как следствие, – живущие дети смогут освободиться от тяжёлого влияния аборта.
Дети, имеющие абортированных братьев и сестёр, – это особые дети. Их объединяет высокое и устойчивое чувство тревоги, невнимательность (“витают в облаках”), чувство вины (осознаваемое и неосознаваемое), низкая самооценка и непреодолимый страх жизни (такие дети, зачастую, продолжают грызть ногти, даже став взрослыми). Кроме того, обычен страх одиночества и самый жуткий страх – потерять маму навсегда (отсюда болезненная связь с матерью). Кроме того, если аборты были сделаны до ребёнка,
то в душе малыша поселяется страх, что мама может поступить с ним так же, как и с его братьями и сёстрами. И на глубоком бессознательном уровне доверие к матери сменяется необъяснимым чувством опасности. Эти страхи не осознаваемы. В общении с такими детьми бесполезны любые доводы по поводу нелепости их страхов и тревог. Тревоги действительно далеки от реальности ребёнка, потому что имеют отношение к реальности взрослых. Зачастую мамы злятся на детей, видя неуверенность, невнимательность, тревожность,
рассеянность и нелепость их поведения, испытывая при этом чувство вины по поводу собственного материнства. Но бывает и так, что невроз её ребёнка имеет начало даже не у неё самой, а у её матери, бабушки или прабабушки.
Когда у женщины умирает ребёнок (аборт, выкидыш, смерть ребёнка от болезни или иной причины), её чувства “замораживаются”. Душевная боль слишком сильна. А для живых детей это означает, что теперь мама может быть с ними рядом только частично. Потому что её душа продолжает оплакивать потерянных детей (даже если на сознательном уровне женщина предпочитает не вспоминать об абортированных детях). Душевно, энергетически женщина отдаляется от жизни. Теперь она там, где её боль. Чем больше потерянных
детей, тем большая часть души “замораживается”. Кстати, предпосылкой наркомании нередко бывает большое количество абортов матери. Ребёнок как бы говорит своим умершим братьям и сёстрам: “…вы умерли и мне жить незачем. Цена моей жизни слишком высока”. Или: “Мама, лучше я уйду за ними вместо тебя”.
Влияние на женское здоровье оказывают не только собственные аборты женщины (или гибель её детей), но и боль от потери детей её матерью, бабушкой или прабабушкой. Остаётся неизгладимый отпечаток в душе, который передаётся из поколения в поколение, и женщины, рождающиеся в роду позднее, несут его в своей душе и теле. (Фибромы, миомы, кисты и т.п. заболевания имеют психологические родовые корни. Нередко женщина продолжает “вынашивать” потерянных детей в виде заболевания).
Кроме того, зачастую именно аборты матери оказывают сильные негативные последствия на сексуальную жизнь дочери: неприятие секса, боли во время секса, негативные представления о сексе, вплоть до отвращения, отсутствие оргазма, страх беременности и т.п. Секс напрямую связан с жизнью. Но после абортов в роду появляется важная программа, “уберегающая” женщин от душевной боли: “Секс – опасен, из-за него можно забеременеть, а это значит, придётся убить ребёнка. Эта боль невыносима.
Остерегайся мужчин и секса”. Особенно сильна эта программа, если аборты были сразу в нескольких поколениях. Последствия этого “послания” потомки начинают ярко ощущать на себе, вступив в детородной период.
Однажды к нам обратилась молодая женщина с проблемой бесплодия по причине эндометриоза яичников. Уже было сделано четыре операции, но процесс заболевания не прекращался. Женщина готовилась к пятой операции. Через расстановку она хотела понять, с чем связано постоянное возобновление её болезни. Кроме того, в её душе жил сильный страх беременности, с которым она ничего не могла поделать. У самой клиентки абортов не было. Она рассказала, что у её матери было большое количество абортов, у бабушки были выкидыши
и аборты, а у прабабушки умерло много детей из-за болезней. В ходе расстановки было видно, что клиентка единственная, кто “смотрит” на всех потерянных детей в роду. Она готова их опекать, оберегать. Испытывает к ним тёплые материнские чувства. И кроме этого, она несёт в своей душе (и в яичниках) всю скорбь женщин своего рода о потерянных детях. А её симптом выполняет очень важную функцию для неё самой. Он оберегает женщину от душевной боли, связанной с потерей детей. Как буфер, смягчая и
принимая “удар” на себя. Кроме того, симптом несёт в себе вину и невыплаканные слёзы женщин её рода, потерявших своих детей. Заместительница клиентки держалась за симптом как за спасательный круг, который невозможно отпустить. Иначе душевная боль поглотит её. Становится понятным, почему для женщины было так важно сохранять свой симптом. И для чего она мастерски “выращивала” его себе снова и снова. Важным решением для клиентки было глубокое уважение к выбору женщин её рода, согласие с
этим выбором. Самым сложным оказалось согласиться в своей душе с теми последствиями, которые имели аборты для членов её рода.
Примерно через год женщина сообщила, что операция прошла успешно. Заболевание в течение этого времени больше не возобновлялось.
Другая женщина обратилась с заболеванием – фиброма. Узлов было несколько. Женщину беспокоило не столько само заболевание, а тот факт, что узлы начали стремительно расти. Фибромы есть у многих женщин в её роду по женской ветке (у сестёр, матери, бабушки). Женщина сообщила, что у её бабушки и матери было большое количество абортов. У самой женщины тоже был аборт. В процессе расстановки заместители всех трёх узлов (фибром) вели себя как маленькие дети, а заместительница клиентки нежно опекала их, как
своих детей. Когда в расстановку были введены абортированные дети бабушки и мамы, а также её собственный абортированный ребёнок, фибромы перестали вести себя как дети, потеряв интерес к заместителю клиентки. Другими словами, женщина продолжала “вынашивать” абортированных детей бабушки, мамы и своего ребёнка в виде заболевания. Бабушке и маме было невыносимо тяжело смотреть на своих абортированных детей. Тогда вместо них о детях “помнил” симптом клиентки. Женщине удалось в своей душе
согласиться с судьбами и решением бабушки и мамы, а так же с судьбой этих детей. Она “вернула” детей своим матерям. А собственному ребёнку дала хорошее место в своём сердце.
Через шесть месяцев женщина сообщила, что узлы не только перестали расти, но даже стали уменьшаться.
Не только гинекологические заболевания бывают связаны с абортами в родовой системе. Молодая женщина обратилась по поводу хронического ринита. Её нос отказывался свободно дышать с детства. В процессе расстановки выявилось, что её нос не может дышать из-за слёз, которые “душат” горло. Слёз её матери по своим абортированным детям. Женщина на протяжении своей жизни, с любовью к маме, плакала вместо неё о потерянных детях через свой симптом.
Другая женщина обратилась по поводу отношений с мужем. Супруг ушёл жить к любовнице. Паре грозит развод. Расстановка показала, что у женщины прерван поток любви по женской ветке и муж для неё исполняет роль родителя. Очевидно, что пара не может долго существовать в “детско-родительских” отношениях. В ходе работы выяснилось, что мать женщины сделала семнадцать абортов. Боль о потерянных детях была глубоко вытеснена матерью женщины, тогда по закону системы сама женщина стала
“оплакивать” детей своей матери – своих братьев и сестёр. При такой динамике, когда вся её душа устремлена к потерянным братьям и сёстрам, ей было не до собственной жизни. Всё уходило на второй план. Мужу рядом с ней места не было.
Дело в том, что между абортированными и живыми детьми существует сильная лояльность. Для живых детей очень важно, чтобы мама любила всех детей одинаково. Иначе из лояльности к умершим, живые дети отказываются брать мамину любовь, как бы говоря: “Если мама вас не любит, то и мы отказываемся от маминой любви”. А так же от полноты и радости жизни.
Этот отказ настолько глубоко бессознателен, что увидеть его последствия можно лишь по событиям и душевному состоянию в жизни. Обычно конфликт проявляется именно в счастливые, наполненные радостью жизни моменты. Например, вы купили для себя что-то новое, долгожданное, поехали отдыхать в красивое место, строите планы на будущее, создаёте семью, или делаете красивый ремонт, влюбляетесь. А может быть вы, наконец то, нашли интересную и высокооплачиваемую работу? Вот тогда то и возникают параллельно, казалось бы,
неуместные чувства и переживания: странное чувство тоски или вдруг сваливает с ног болезнь, или начинает всё валиться из рук, или появляется апатия и безразличие ко всему, так недавно желанному. Как говорила одна наша клиентка: “Я испытываю мучительную душевную тоску и чувство одиночества, когда добиваюсь успеха и признания” - у её матери было более десяти абортов.
Из любви к абортированным братьям и сёстрам живой ребёнок бессознательно отказывается от жизни, но в прямом смысле слова из жизни уйти он не может, поэтому для душевного равновесия необходимо сбалансировать, примирить внутри себя, два взаимоисключающих стремления: жить и уйти из жизни. Именно этот баланс и осуществляют различные психологические и физиологические симптомы. Ребёнок как бы говорит: “Я живу, но в память о вас не испытываю полного счастья и радости от жизни”. Или: “Я живу, но
болею”. Или: “Я живу, но стараюсь от жизни ничего не брать, так же как вы”. Когда были аборты, ребёнок отказывается брать не только у жизни, прежде всего он отказывается брать у матери её любовь, ведь его абортированным братьям и сёстрам ничего не досталось. Поэтому между матерью и живыми детьми пролегает пропасть. Теперь их разделяет боль потери. Эта сила настолько велика и неосознаваема, что самостоятельно, без психотерапевтической помощи эту ситуацию разрешить невозможно. Цена за
каждого потерянного ребёнка для матери невероятно высока – это судьбы последующих членов системы.
Практика показала, что последствия от аборта для родовой системы, для потомков намного тяжелее, чем смерть ребёнка, хотя на внешнем плане всё выглядит совсем иначе.
К нам обратилась женщина с темой бесплодия на фоне абсолютного физического здоровья обоих супругов. У её матери было около двадцати абортов, у бабушки примерно столько же, а прабабушка делала аборты сама, другим и себе. Душевная боль, связанная с темой детей, была просто невыносима для женщины. И её бессознательное “защитило” её бесплодием. Женщина даже состояла в организации по борьбе с абортами. Эта боль стала темой всей её жизни. Понадобилось достаточно времени, чтобы женщине удалось принять
историю своих женщин – свою родовую историю – свою судьбу. И только после того, как женщина глубоко в душе согласилась с тем, что она принадлежит роду, в котором убивают детей, что в ней течёт эта кровь, а самое главное, что она такая же, как женщины её рода. Желание бороться с абортами пропало. Позднее, ей удалось забеременеть.
Другая клиентка обратилась с проблемой одиночества. Она никак не могла выйти замуж, имея все возможности. В её роду по материнской линии женщины в нескольких поколениях теряли помногу детей (аборты, выкидыши, смерти родившихся детей). Расстановка показала, что её любовь находится рядом с детьми женщин своего рода. В душе она их “опекала” и “заботилась” о них, т.е. заменяла детям их матерей. Любовь к ним была такой силы, что это стало её миссией. Конечно, при таком переплетении мужчин
она просто “не видела”, а супружество не могло сравниться по значимости с её любовью к потерянным в роду детям.
По закону природы и нашего бессознательного – для материнской души нет никаких причин, оправдывающих потерю ребёнка. Ранее Б. Хеллингер говорил о том, что чем меньше срок, на котором женщина сделала аборт, тем слабее это влияет на систему. Но вскоре он отказался от этой точки зрения. Практика показала иное. Оказалось, что потеря ребёнка на любом сроке беременности (и даже если тому была объективно веская причина) женской душой воспринимается трагически. И теперь эта боль отдаляет женщину от мужа и
детей, разрушая парные и детско-родительские отношения.
Однажды к нам обратилась мама по-поводу тяжёлого невроза своей шестилетней дочери. Девочка закатывала истерики по любому поводу, выгрызала ногти, вырывала волосы, спала только в постели родителей (её мучили ночные кошмары). Кроме того, у неё периодически бывал энурез и головные боли.
Когда мы стали работать, оказалось, что девочка была восьмым ребёнком мамы, семеро до неё были абортированы. Женщина была убеждена и вела себя так, как будто у неё только один ребёнок. А аборт по её мнению, это: “лишь удаление нароста из лишних клеток”. Однако для её души картина была другой. Душевная боль мамы об этих потерянных детях была такой силы, что внутренним стремлением её души было одно – уйти из жизни вслед за абортированными детьми. И ей уже было не до дочери, слишком сильна
душевная боль. Девочка, испытывая реальный страх потерять маму навсегда, всеми своими симптомами пыталась остановить маму от ухода. В ходе расстановки женщина осознала, что у неё не один, а восемь детей. И для каждого в её сердце может быть хорошее место. Сердце её впервые смягчилось и наполнилось любовью. Она словно очнулась ото сна.… А с дочерью начали происходить чудеса. Через два месяца из всех симптомов остался, сильно изменившись, только один. Девочка приходила к маме в постель под утро,
полежать обнявшись.
Ещё одна мама обратилась по поводу катастрофической невнимательности, рассеянности и забывчивости своей дочери. Было принято решение перевести ребёнка на домашнее обучение, т.к. в классе она ничего не успевала, не смотря на хорошие задатки к обучению. В процессе расстановки стало видно, что всё её внимание направленно на абортированных детей матери. И ей просто не до собственной жизни и, конечно, не до учебы. Ведь если она отвлечется от них, кто тогда о них позаботиться? Сама мама не могла смотреть на своих
абортированных детей… . Прошло достаточно времени, пока мама девочки смогла проделать эту глубокую работу в своей душе. Сейчас девочка снова учится в классе.
Другая мама отчаялась вылечить тяжёлую аллергию своего малыша. Оказалось, что причиной симптома был первый (вынужденный) аборт матери. Расстановка показала, что живому ребёнку было не по силам замещать для мамы её первого потерянного ребёнка. После того, как женщина признала в своей душе, что у неё двое детей, а живой ребёнок только второй – состояние её малыша значительно улучшилось.
У детей наступает большое облегчение в душе, когда мама помнит обо всех своих детях, живых и умерших. Дело в том, что если мама смотрит только на живых детей и не смотрит на умерших, это означает, что живому ребёнку приходится замещать для матери умерших детей. Но от такой маминой любви ребёнок отказывается, т.к. она тяжела для него. Наступает конфликт в отношениях. Но если мать признаёт своих абортированных детей, тогда живые дети свободны в своём развитии и проблемы не возникает.
Кроме того, повышенная травматичность детей нередко бывает связана с тенденцией ухода из жизни вслед за абортированными братьями и сёстрами вместо матери. Одна мама сообщила, что две её дочери 7 и 10 лет как заколдованные постоянно обжигаются и режутся “на пустом месте”. Все эти травмы, по её словам, были абсурдны. Женщина сообщила, что у неё было девять абортов, и она до сих пор с болью вспоминает об этом. В процессе расстановки стало видно, что у обеих дочерей одно желание – спасти маму
от боли и вернуть в жизнь. Их переплетение звучало так: “Лучше мы уйдём, чем ты”. Когда женщина поняла, что именно происходит в её системе, она многое переосмыслила. Через несколько месяцев женщина позвонила и сообщила, что за всё это время не было ни одной травмы, ни у одной из дочерей.
Ещё одна мама, придя на прием, сообщила, что её сын постоянно ворует деньги, причём не только у неё, но и у её подруг, приходящих к ним в дом. Самое непонятное для мамы в поведении сына было то, что на все эти деньги он покупал подарки своим друзьям. На вопросы мамы, зачем он это делает, мальчик ничего внятного ответить не мог. В расстановке выяснилось, что её абортированные дети не были приняты женщиной. Чтобы не чувствовать душевную боль, она старалась жить так, словно ничего не произошло. Тогда сын
вместо мамы стал “заботиться” о своих абортированных братьях и сёстрах. Мальчик своим симптомом говорил маме: “Если ты не заботишься о них, то я буду делать это вместо тебя”. Делая друзьям подарки, купленные на украденные деньги, на самом деле мальчик “передавал” любовь мамы её потерянным детям. Т.е. подарки были и не от него, и не друзьям. А через него, словно сама мама одаривала абортированных детей. Ведь в душе женщина знала, что у них она отняла всё. Когда мама в
своей душе дала хорошее место своим потерянным детям, сын перестал воровать, причем даже незаметно для себя самого.
Теряя детей, мужья страдают ничуть не меньше. В расстановках видно, если женщина отказывается в своей душе принять факт потери, то мужчина берёт боль на себя. Даже если внешне это незаметно.
Однажды к нам обратилась женщина по поводу своего мужа. Женщину беспокоило, что муж общению с ней предпочитает выпивку с друзьями. Кроме того, он стал агрессивен и супруги сильно отдалились друг от друга. В ходе расстановки стало очевидным, что муж кого-то ищет и никак не может найти. На вопрос, были ли аборты в этой паре, женщина сообщила, что втайне от мужа сделала аборт. Когда в расстановку был введён абортированный ребёнок этой пары, муж успокоился. Это был тот, кого он искал. Уходя из дома, отец душой
искал потерянного ребёнка. В процессе расстановки женщине удалось принять своего абортированного ребёнка, согласиться с фактом аборта, взять ответственность за это решение.
Через некоторое время женщина сообщила, что отношения в паре стали намного комфортнее. Супруг успокоился.
Потеря детей для пары всегда тяжёлое событие. Когда в паре абортируется ребёнок, часть отношений умирает вместе с ним. И теперь необходимы новые душевные силы, чтобы начать отношения заново. Достаточно часто одной из причин распада пары становятся потерянные дети, а если супруги и продолжают жить вместе, то они отдаляются друг от друга.
Необходимо различать потерю ребёнка из-за аборта и потерю от смерти. Для пары это разные процессы. Если умирает ребёнок, то для пары это самое суровое испытание. Часты случаи, когда после смерти ребёнка пара распадается. Это связано с тем, что мужу и жене не удалось погоревать совместно, вместе прожить эту боль. Каждый проживал её самостоятельно, в одиночестве, отдаляясь друг от друга всё сильнее. Такое проживание боли разъединяет супругов. В случае смерти ребёнка решением, объединяющим пару, может быть
совместная скорбь. Тогда появляются силы жить дальше. Вместе. А боль становится, хоть и тяжёлым, но не разделяющим, а объединяющим фактором.
Когда речь идёт об аборте, то здесь всё иначе – эта смерть желательна. Женщина и мужчина переживают потерю по-разному. Женщина больше связана с ребенком. В эту связь она включена глубоко и бессознательно. Для мужчины это иначе. Он скорее находится в роли “стороннего наблюдателя”. Мужчине сложно прочувствовать силу этой связи и то, что происходит с женщиной во время беременности и после аборта. После аборта женщина всегда теряет больше. Она рискует физическим и психическим здоровьем. А боль
от потери ребёнка остаётся с ней навсегда. Поэтому последствия и ответственность за аборт для мужчины и женщины разные.
Кроме того, очень важно признать тот факт, что последнее, решающее слово всегда остаётся за женщиной. Практика показала, что не столь важно принималось ли решение об аборте в паре совместно, или мужчина настоял на аборте, а может быть родственники или врачи. Влияние имеет только то, что окончательное решение женщина принимает сама – одна. Поэтому, в этом смысле, женщина более ответственна за аборт. Это суровая правда, но если женщина сможет взять на себя эту ответственность, то за болью появится
облегчение и сила. На практике стало видно, что любая попытка оправдать аборт обстоятельствами или сгладить боль, поделив ответственность с мужчиной, только усиливает тяжёлые последствия для женщины и её потомков. Только согласившись со своей ответственностью, появляется сила и достоинство. Признание правды делает человека сильнее и даёт возможность перейти в новое качество жизни.
Так же практика показала, что зачастую, ненависть и презрение к мужчинам в роду связана именно с непринятой виной женщин за свои аборты. То есть, вместо проживания реальной боли потери и глубокой вины, происходит “обезболивание” - подмена чувств – женщина чувствует агрессию по отношению к мужчинам.
Аборт это то, что разделяет пару. Это “нет”, сказанное своему партнеру, и “нет” общим сексуальным отношениям. Для партнёров очень важно понимать, что после аборта их отношения уже не будут прежними. Партнёров отдаляет друг от друга разочарование, обида и потеря доверия в паре. Когда женщина делает аборт, ей необходимо какое-то время, чтобы “переварить” внутри себя это решение. Ей необходимо пережить боль в одиночестве. В этот момент она со своим абортированным ребёнком.
Женщина несколько отдаляется от партнёра. И в этом мужчина не сможет ей помочь. Он может только уважать тот процесс, в котором находится его жена. Для мужчины важно дать женщине возможность погоревать. Уважение к этому процессу объединяет пару и даёт силу обоим. Женщине необходимо “переболеть”, тогда появятся силы принять абортированного ребёнка в своё сердце. Признать его судьбу. А затем отпустить его. На это нужно время.
В качестве решения проблемы могла бы быть глубокая внутренняя работа женщины. Очень важно завершить отношения с потерянными детьми, принять их судьбу, а главное каждому ребёнку дать хорошее место в своём сердце. Кроме того, для женщины важно признать ту выгоду, которую она получила от аборта. Это будет означать, что смерть ребёнка не была напрасной. В расстановках видно, что абортированные дети, как правило, согласны со своей судьбой, их больше беспокоит отношение к ним их мамы.
Ребёнок остаётся ребенком, какой бы ни была его судьба. А мама остаётся мамой, даже если не успела одарить ребёнка своей любовью. После того, как женщина признаёт абортированного ребёнка и его судьбу, у неё появится желание посмотреть на партнёра. Это даёт силу, чтобы продолжить отношения, но теперь уже немного по-другому. Живые же дети освобождаются от непосильной ноши – опекать или замещать абортированных детей. И снова смогут брать материнскую любовь. А это значит, что жизнь сможет продолжиться.