Ю. М. Зенько ПСИХОЛОГИЯ и РЕЛИГИЯ Приложение 2.1 Значение обоняния в религии и обычной жизни
В тени таинственного храма Учусь сквозь волны фимиама Словам наставников внимать. А. А. Фет
Ольга Ивановна Скороходова, потерявшая в детстве зрение и слух, сумела благодаря человеческой помощи и силе своего характера не только физически выжить в такой, казалось
бы, безвыходной ситуации, но при этом и стать интересной личностью и замечательной писательницей. И в этом немаловажную роль сыграло обоняние, которое давало ей самые разнообразные возможности, так что во многих случаях она пользовалась обонянием так, как зрячие пользуются зрением (Скороходова. 1990). Мы же, зрячие, в обычной, повседневной жизни постоянно недооцениваем роль и значение обоняния. А между тем объективный научный анализ показывает, что обоняние важно во всех сферах человеческой жизни.
Важны запахи в межличностном общении: можно прекрасно относиться к кому-нибудь и при этом почему-то его недолюбливать. И только через несколько лет выяснится, что дело было в неприятном запахе изо рта. В семейной жизни, особенно для женщин, запахи очень важны: по современным данным, около 7% разводов происходит именно из-за подобных проблем. Существует много возможностей для проявления положительной роли запахов. Например, можно использовать запахи для снятия стресса, повышения работоспособности, улучшения
настроения (Плужников. 1991. С. 105). По проведенным исследованиям число ошибок программистов снижается на 20%, когда они вдыхают запах лаванды, на 33% — от запаха жасмина, и на 54% (!) — от запаха лимона. Поэтому, как известно, чай с лимоном давно используется не только для поддержания физического тонуса, но и для улучшения самочувствия и настроения.
Издавна использовались запахи для поднятия творческого настроения. Писатели, поэты и ученые разных стран неизменно имели свои любимые запахи.
способствующие их творчеству. Из русских писателей и поэтов, постоянно обращавших внимание в своем творчестве на запахи, в первую очередь необходимо назвать А. Пушкина, А. Фета, Л. Толстого, И. Бунина, В. Набокова, А. Блока и др.
Безусловно, важны запахи и в религии. В культовой практике практически всех религиозных традиций применяются пахучие вещества. Сами эти вещества и производимые ими запахи различны: благовония древнеегипетского культа, которые были найдены в усыпальницах египетских фараонов,
отличаются от благовонных индийских палочек или церковного фимиама, употребляемого в христианском богослужении. Чтобы понять, что же дают запахи религии, необходимо хотя бы кратко остановиться на физиологии и психологии обоняния.
Обоняние в первую очередь взаимосвязано с эмоциями: “Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные. Почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного;
многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную реакцию” (Рубинштейн. 1940. С. 173). Последним, например, пользуются в медицине: нет лучшего средства при потере сознания, чем резкий запах нашатыря. Связь обоняния с эмоциями характерна не только для человека, но даже в еще большей степени и для животных, у которых задолго до совершенствования зрения и слуха именно обоняние руководило выполнением двух главнейших функций — питания и размножения. В экспериментальных исследованиях было установлено,
что именно запах влечет рыб домой и что по нему они и находят дорогу обратно (поскольку многие пахучие вещества не только летучи в воздухе, но и растворимы в воде).
По анатомическим данным, первоначально у низших животных зачаток коры большого мозга является по преимуществу центральным органом обоняния. А у высших животных и у человека корковые центры обонятельного анализатора находятся в древнейшей части головного мозга — в обонятельном мозге, в так называемой извилине морского коня и аммониевом
роге. Рядом с обонятельным мозгом у человека находится лимбическая система, отвечающая за эмоции. С этим соседством связана не только повышенная эмоциогенность запахов, но и их повышенная реактивность, непроизвольность и неосознанность.
Последнее сказывается как в обычной жизни, так и в отношении к религии. При этом необходимо учитывать, что большей чувствительностью к запахам обладают женщины, чем мужчины. Так, например, самой природой обусловлена положительная реакция женщины как матери на детские
и, особенно, младенческие запахи, которые вызывают у нее целую бурю эмоций, настроений и мыслей, и эти же запахи тем не менее могут оставлять равнодушным отца ребенка. С другой стороны, замечено, что и большей религиозностью обладают женщины — что объясняется в первую очередь их повышенной эмоциональностью. И благовонные церковные запахи, являющиеся важным положительным эмоциональным фактором, безусловно, привлекают женщин в церковь. Особенно это проявлялось в то время, когда парфюмерная промышленность
была не так широко развита, как теперь. Но и сегодня, при всем многообразии парфюмерных изделий, церковные запахи продолжают играть свою роль — потому что дело не в самих запахах как таковых, а в том, какие эмоциональные переживания с ними связываются. И если во время церковного богослужения, сопровождающегося каждением, молящийся приходит к состоянию умиления, спокойствия или радости, то при следующем посещении церкви знакомый благодатный запах будет уже напоминать человеку о пережитых ранее ощущениях,
помогая вхождению в эти состояния и теперь.
Другая, не менее важная проблема заключается в том, что обоняние у детей значительно тоньше, чем у взрослых. Поэтому часто подростков тяготит сама “атмосфера” их дома — впрочем, как и любого закрытого, плохо проветриваемого помещения. Так запахи и становятся еще одним фактором, толкающим ребенка “на улицу” — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому взрослым не мешало бы учитывать эту особенность детей и бережно
относиться к их обонянию, а иногда и специально радовать их приятными запахами: чего стоит, например, один запах новогодней елки, который останется с детства на всю жизнь как запах чудесного праздника. Также запоминаются детьми на всю жизнь и церковные запахи, если посещение богослужения воспринималось ими эмоционально положительно. И часто бывало, что детские воспоминания, связанные с запахом свечей и ладана в церкви (куда втихомолку бабушка водила своего внука), приводили людей в церковь уже во взрослом возрасте. Зная физиологические и психологические механизмы обоняния, мы можем теперь понять ту общую функцию, которую выполняли в культе столь различные запахи: они должны были создавать особый эмоциональный настрой, помогающий человеку оставлять за дверьми храма свои житейские проблемы и треволнения и подготавливающий его к встрече с запредельной духовной реальностью. Вот что пишут об обонянии в православном богословии: “Обонянием будем чаще ощущать каждение от церковного ладана.
С благоуханием росного
ладана... входит в душу услаждение особенное: оно не разнеживает души, а как-то очищает и укрепляет ее. Суеверие или беспечная греховность боятся ладана, будто напоминания о покойнике. Но верующий и нравственный христианин любит каждение ладана за службою в церкви, после молебна у себя в доме или после каждения им пред иконами в домашней кадильнице: все это вместо того, чтоб постоянно находиться в табачном дыму, обонять винный запах по страсти или обливать себя или свои вещи духами” (богосл.: Попов. 1994.
С. 963).
Как известно, первыми производителями пахучих, благовонных веществ в Европе были христианские монахи, ибо использовались благовония в первую очередь в богослужении. Но постепенно благовонные вещества стали использоваться не только в церковной, но и в обычной, мирской жизни. Со временем на Западе сформировалась традиция использования благовонных веществ, что привело к образованию отдельного вида промышленности — парфюмерного. С начала образования парфюмерии в ее основе лежит стремление
к прибыльности, а значит, погоня за модой и секуляризация (обмирщение) и десакрализация использования запахов. Еще большей профанации и десакрализации подвергаются запахи в настоящее время. Происходит все больший переход от сакральных запахов к запахам биологически ориентированным, например, к использованию половых гормонов.
Кроме того, нужно иметь в виду, что обоняние тесно связано с другими органами чувств и служит для них как бы камертоном. Обоняние играет важную роль в настройке функций вегетативной
нервной системы, выполняющей адаптационно-трофические функции по отношению ко всем видам чувствительности. При этом оно может оказывать влияние на пороги чувствительности различных органов чувств (Рубинштейн. 1940. С. 173). Поэтому то, что будет происходить с обонянием, будет отражаться и на остальных органах чувств: зрении, слухе, вкусе, кинестетике и др. Так, например, от некоторых запахов происходит увеличение остроты зрения и слуха. А когда мы из-за забитого носа не ощущаем запаха еды, она становится какой-то
безвкусной и даже не такой привлекательной на вид. И наоборот, приятный запах может компенсировать многие недостатки еды — поэтому на Западе так часто используют ароматизаторы, специально изготовленные пахучие вещества. В настоящее время моделирование запахов на Западе превратилось в целый бизнес (Плужников. 1991. С. 110). И если искусственные елки, пахнущие хвоей и смолой, еще можно как-то понять (не надо срубать молодые деревца), то во многих других случаях запахи используются фактически для одурачивания
покупателей: пластмассовые изделия “под дерево” — с сосновым запахом, пластмассовые чемоданы и сумки с запахом настоящей кожи, шубы из “натурального” (по запаху) меха, синтетические пищевые добавки и т. д. По последним американским исследованиям, свежий, только что испеченный хлеб обязан своим ароматом 1,4,5,6-тетрагидро-2-ацетапиридину. Так что ничего удивительного не будет в том, если скоро в наших магазинах появятся “свежие” и “ароматные” американские
хлебобулочные изделия. Воистину, перефразируя пословицу о золоте и блеске, можно с уверенностью сказать, что далеко не все то хорошо и полезно, что приятно пахнет.
И в заключение данного приложения необходимо подчеркнуть, что обоняние, как и любое другое сенсорное чувство, может проявляется не только на уровне физическо-биологическом, но и на нравственном, и на духовном уровнях. В наше время, когда больше, чем когда-либо деньги “не пахнут”, не лишним будет напомнить, что нравственная
оценка человека и его поступков нередко связывалась с обонянием. В немецком языке нравственное состояние человека, его репутацию обозначают тем же словом, которое употребляется для обозначения обоняния (Gerucht), т. е. фактически репутация человека есть то, чем пахнут его дела. Подобные идеоматические высказывания, в которых с обонянием связываются многие нравственные и личностные категории, существуют практически во всех европейских языках.
Кроме нравственных, могут быть и духовные аспекты, связанные
с обонянием. И здесь возникают новые и интересные мысли. Христианским подвижникам было открыто: “Иные мазями умащают плоть свою, чтоб удивить других благоуханием; а грехи их смердят хуже трупов, брошенных на земле” (богосл.: Ефрем Сирин. Т. 4. 1995. С. 352); “Если бы человек не издавал от себя зловония, то не собирал бы благовоний” (Там же. С. 353). Но плохо пахнет не тело,а душевные грехи человека. Вот против этого запаха, неосознанно, и применяется парфюмерия: “Но поелику грех
сделал нас смердящими, то старается он умащать себя чем-либо благоуханным” (Там же).
Подобный смысл, кстати, можно заметить и в современной парфюмерии: собственно, дез-одорант от франц. odorat — обоняние, с приставкой, указывающей на удаление, и обозначает “удаляющий запах”. Таким образом, суть парфюмерии и заключается в удалении “плохого запаха”, но здесь же кроется и ее главная ошибка. Эта ошибка заключается в том, что она не знает истинные, духовные причины
этого запаха, а поэтому и пытается духовную проблему решать чисто физическим методом. В этом еще раз проявился общеевропейский физикализм — непонимание и отрицание духовного мира и сведение всего к миру физическому.
Литература Кравков С. В. Влияние запахов на цветное зрение // Физиологический журнал СССР. 1940. Вып. 4. Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. М., 1991. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. Скороходова О. И.
Как я воспринимаю мир. М., 1947. Флеров И., свящ. Ароматы // Духовные беседы. 1866. I.