Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Может ли женщина всегда посещать храм?

Вот что об этом говорил известный подвижник нашего времени патриарх Павел Сербский. (РПЦЗ):
….
В Ветхом завете у евреев, женщина, которая имеетъ истеченiе крови [7], текущей изъ тела ея, отделялась от остальных, потому что всякое прикосновение к ней в это время означало для них культовую, молитвенную нечистоту (Лев 15, 19). Так же было и в продолжении 40 дней после рождения ребенка мужского пола и восьмидесяти дней после рождения ребенка женского пола (Лев 12, 2-5). И у других древних народов существовало подобное отношение к женщине в этом состоянии [8].

В Новом завете на этот предмет смотрят по другому. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы "
не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, ...по необходимости естественной" [9].

Понятно, что особенно в среде верных из евреев нельзя было легко и быстро преодолеть ветхозаветный взгляд на культовую нечистоту женщины, тем более что появлялись и ложные учения разных еретиков, имевших неправильный взгляд на женщину и, в связи с ней, на брак, рождение и т.д. Так, древний христианский памятник
, Апостольские Постановления, остро полемизирует с одним таким воззрением, согласно которому от женщины во время менструации Дух Святой удаляется, а приходит дух нечистый, и поэтому она тогда не должна ни молиться, ни дотрагиваться до Священного Писания, ни читать его, ни слушать, как читают и т.д.

Приведя это ошибочное учение, памятник дает следующее наставление женщинам: "Поэтому отвратись от праздных речей, о жено, и поминай всегда Бога, сотворившего тебя, и молись Ему, ибо Он Господь твой и всех. И учи Его законы, не смотря ни на физическое очищение, ...ни на роды, ни на выкидыш [10], ни на нечистоту телесную, ибо таковая осмотрительность есть изобретение глупых людей, ума не имеющих. Ибо ни погребение человека, ни мертвые кости, ни гроб, ни какая-либо пища, ни ночное истечение не может осквернить человеческую душу, но только нечестие и беззаконие по отношению к Богу и неправда по отношению к ближнему, т.е. хищение, говорим, или насилие, или нечто противное справедливости по отношению к нему, прелюбодеяние и блуд" [11].

Встарое время для причащения все верные входили в алтарь пред Честную трапезу, даже женщины, как говорит Вальсамон: "Похоже, что в старину женщины входили в алтарь и причащались со Святой трапезы" [5]. То же говорит и Матфей Властарь в своей Синтагме: "Но такая (женщина) теперь не только из алтаря, в который ей в старину было дозволено входить, но и из храма, и места пред храмом изгоняется" [6].
…. На вопрос: Почему не только в Ветхом законе, но и по словам Отцов месячное очищение женщины считается нечистым? - преп. Никодим Святогорец приводит три причины:

1) из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как например, из уха, носа, мокроту при кашле и т.д.;

2) это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, т.е. нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько нечисты грехи, которые мы творим по своей воле;

3) Бог называет нечистотой месячное очищение женщин (и это есть поистине единственная и главная причина), чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними, когда они имеют месячное очищение, как говорит Феодорит, как из-за достоинства мужского и почитания женщины, как говорит Исидор (Пелусиот), так и ради почитания Закона и естества, согласно Филону, а главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях" [14].

Мы видели, что, по словам Властара
, женщины в старину входили в алтарь для причащения в этом состоянии. Опосредовано это, т.е. что они (или хотя бы некоторые из них) приходили в церковь и приступали к Святому причащению, доказывают и вопросы, заданные святому Дионисию и Тимофею. Но и после этого, когда вышло определение о том, что они тогда не могут причащаться, они приходили в церковь на молитву, как дает понять канонист Вальсамон (ХII в.), говоря, что, в особенности в женских монастырях, женщины с месячным истечением приходили в церковь и, поскольку не могли причаститься, стояли на паперти и молились Богу [15]. Он был против этого их присутствия и стояния на паперти, и говорил, что не следовало бы им вообще приближаться к храму [16]. Той же точки зрения придерживался и Матфей Властарь, как мы уже показали. Подобное отношение выражает 64 правило Номоканона в Великом Требнике. Из литургистов С. Булгаков говорит, что по церковным правилам (не называя каким) женщина в период месячного или послеродового очищения не должна входить в храм и причащаться [17]. Его точку зрения дословно повторяют прот. В. Николаевич и проф. д-р Л. Миркович, ссылаясь на 2 правило святого Дионисия и на 7 правило Тимофея Александрийского [18].

Мы считаем, что эти частные мнения Вальсамона и приведенных авторов, или мнения их современников об этом предмете, не подтверждены никаким высшим авторитетом - Вселенским или Поместным собором - и не могут рассматриваться как позиция всей Православной Церкви. Тем более, что мы знаем, что Церковь позволяла, с глубокой древности, стоять у паперти и еще некрещенным (оглашенным), равно как и некоторым степеням кающихся, т.е. тем христианам, которые после крещения во время гонений пали и отреклись от Христа, или учинили убийство, прелюбодеяние, либо другие тяжкие грехи, "чтобы они, - как говорит святой Симеон Солунский, - слушанием и смотрением участвовали в божественном, устами и языком исповедовали веру и пели благочестивые слова." [19]

Не может быть, чтобы Церковь поступала строже в отношении женщин в афедроне, нежели в отношении нравственных преступников, и не дозволяла бы им, чтобы они слушанием и смотрением "участвовали в божественном", в исповедании веры и пели благочестивые слова.
Это подтверждало бы и точку зрения преп. Никодима Святогорца, который, со ссылкой даже на Вальсамона, говорит, что женщины и в это время могут молиться, "будь то наедине в своем доме, будь то на паперти храма, моля Бога и прося помощи и спасения у Него". [20]

Поэтому я полагаю, что из приведенного правила святого Дионисия можно с уверенностью заключить только, что
женщина во время менструации не может причащаться. Добавленное указание, что женщины могут молиться всегда, и в том, и в другом состоянии, я полагаю, значит прежде всего, что он говорит, чтобы им для молитвы не было бы запрещено приходить в церковь. Тем более, что он приводит пример кровоточивой жены из Евангелия, которая пришла ко Господу и дотронулась до края Его одежды, а не до Его тела, что для святого Дионисия служит доказательством того, что во время менструального периода нельзя причащаться. Еще определеннее это можно было бы заключить из указания упомянутого древнехристианского памятника, Апостольских Постановлений, в котором также приводится пример кровоточивой жены и подчеркивается, что Спаситель на этот ее поступок "не оскорбился, и даже не обвинил ее, но напротив, исцелил, сказав: Вера твоя спасе тя". [21] Этот поступок Спасителя ясно говорит нам, что "Бог не гнушается телесного очищения, которое Он дал женщинам раз в тридцать дней, соответственно телесному составу, и они ослабевают телесно, и обычно сидят в доме". В заключение памятник обращается к мужчинам, предписывая: "И к женщинам, при телесном очищении, мужчины да не входят, заботясь о потомстве. Ибо Закон предписывает: к женщине, когда она в афедроне, не входи, и не сходись с беременными. Ибо это делается не ради рождения ребенка, а для наслаждения. Но не подобает, чтобы любитель Бога был любителем наслаждения". [22]

Несомненно, что святому Дионисию и Апостольским Постановлениям руководством к позиции по этому вопросу послужило евангельское событие и отношение Господа к кровоточивой женщине, этим же должны руководствоваться и мы. Поскольку кровоточивая женщина по Моисееву Закону также была нечиста, и не смела никого касаться (Лев 15. 25), в поступке Спасителя по отношению к ней для нас имеет особое значение: 1) то, что женщина коснулась не тела Христова, но края Его одежды; 2) она сделала это не где-то наедине, но в толпе народа, собравшегося вокруг Него; 3) хотя она по Закону была нечиста, Господь из-за ее поступка не прогнал ее ни от Себя, ни из общества, но похвалил ее веру и исцелил ее.

В толковании этого события у отдельных святых Отцов и церковных писателей виден тот же самый подход. По Оригену, Господь исцелил кровоточивую, "чтобы показать, что никто из имеющих болезнь без своей вины не нечист перед Богом, призывая ее Закон праобраза перевести в духовное созерцание. Он называет ее дщерью, ибо она стала (ею) верою. Потому она и была исцелена, ибо услышала: Вера твоя спасе тя [23]. По святому Иоанну Златоусту, кровоточивая не приступила ко Христу с дерзновением, "потому что стыдилась болезни своей и почитала себя нечистою. Если женщина во время месячного очищения почиталась нечистою, то тем более могла почитать себя таковою страждущая такою болезнью. Болезнь эта по Закону почиталась весьма нечистою" [24]. В дальнейшем изложении, на вопрос: Почему Христос открывает ее исцеление многим? - святой Иоанн приводит следующие причины: "Во-первых, Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во вторых, исправляет ее, потому что она думала утаиться. В третьих, открывает всем веру ее, чтобы и другие соревновали ей. Да и показать, что Он знает все, есть столько же великое чудо, как остановить течение крови" [25]. Следовательно, Он не обличает ее как нечистую, но успокаивает и веру ее ставит в пример, что подчеркивает и Зигабен, говоря: "Не бойся ни Меня, ни Закона, ибо ты прикоснулась веры ради, а не из презрения (Закона)" [26].

В духе приведенного евангельского и канонического подхода я считаю, следовательно, что месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Вне этого процесса, женщина, также как и остальные, должна всячески стараться приходить физически чистой на общую молитву, тем более к Причастию [27]. Но еще больше она должна трудиться над чистотой души, над украшением потаеннаго сердца человека, въ неистленiи кроткаго и молчаливаго духа, еже есть предъ Богомъ многоценно (1 Петр 3, 4).

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься. После родов, в отношении необходимых молитв для входа в церковь и воцерковления младенца необходимо и далее придерживаться предписаний Требника.

Примечания:
1. Прав. 2. Правила Православной Церкви съ толкованiями Никодима, епископа Далматинско-Истрийскаго. Т. II. Переводъ съ сербскаго. С.-Петербургъ. Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1912;
2. Прав. 7. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 483;
3. Прав. 28. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 561.
Скабалланович указывает, что в древнем христианском памятнике Testamentum Domini nostri Jesu Christi говорится о том, что церковным вдовицам не дозволялось в период очищения "приступать к алтарю" (Толковый Типиконъ. Кiевъ, 1910, т. I, стр. 94).
5.
Афинская синтагма т. IV, 9.
6. Там же, 8. Т. IV;, стр. 106. Ср. Гласник СПЦ 1979 г., стр. 46.
7. - В русском переводе упомянутого труда еп. Никодима поясняется (т. 2, стр.327), что слово не означает только месячное очищение, однако, по толкованию Зонары на это правило, "слово это заимствовано из еврейской жизни, а именно: еврейки, когда у них бывает месячное очищение, живут отдельно, ни с кем не сообщаются в течение семи дней, откуда и произошло слово, показывающее, что женщины, находящиеся в таком состоянии, живут обособленно от "сидения" с другими, как нечистые".
8. Ср. Чаjканович. Мит и религjа у Срба. Београд, 1973, стр.67.
9. Послание св. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, к Аммуну монаху. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 354.
10. Разумеется, здесь идет речь о непроизвольном прерывании беременности.
11. Кн. VI, гл. ХХХVII, изд.
12. Что вошло также и в богослужебные книги и вызвало особое молитвословие: Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днехъ. Но и здесь речь идет о чистоте ее для причащения: рабу Твою ... очисти отъ всякаго греха, и отъ всякiя скверны, ... да неосужденно сподобится причаститься Святых Твоихъ таинъ (первая молитва). Омый ея скверну телесную, и скверну душевную, ... творяй ю достойну и причащенiя честнаго Тела и Крове Твоея (молитва вторая).
13. Ср. Чинъ отверзенiя и очищения церкве идеже ... кровiю человеческою... окропится; Л. Миркович. Литургика. Београд 1967, II, 2, стр. 227; Учительное известiе...
14. стр 548.
15. Вальсамон, указ. соч.
16. Указ. соч. т. IV, 8.
17. С.В. Булгаковъ. Настольная книга священно-церковнослужителя. Харьковъ, 1913, стр. 1144.
18. Практични свештеник. Земун 1910, II, стр. 26; Л. Миркович. Литургика. Београд 1967, II, 2, стр. 72.
19. P. gr., t. 155, col. 357.
20. стр 549.
21. Указ. соч. стр. 115.
22. Там же.
23. Отрывки в изд.
24. Творенiя святаго отца нашего Iоанна Златоуста, Архiепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводе. Т. VII, кн. I, стр. 340.
25. Там же, стр. 341.
26. П. Трембелас. 1952, стр. 267.
27. Эту необходимость чистоты тела и души на Божественной литургии напоминает нам умывание рук священника перед началом проскомидии, а епископа после облачения, и особенно во время Херувимской песни, в царских вратах. Св. Кирилл Иерусалимский говорит, что это делается "не ради телесныя скверны, ... не для сея причины. Ибо мы с плотскою скверною не входимъ въ церковь. Но умовенiе знаменуетъ, что надлежитъ вамъ очистить себя отъ всехъ греховъ и беззаконiй". (Поученiе тайноводственное пятое. Иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго, огласительныя и тайноводственныя поученiя. Переводъ съ греческаго. Москва, 1900.)

 

Ритуальная нечистота женщины в Православии.
(Калмыкова Елена, аспирантка. Философский факультет, Санкт-Петербургский
Государственный Университет)


Для начала необходимо сказать, что доктринально в Православной Церкви и в христианстве вообще никакой телесной нечистоты нет, что многократно подчёркивается уже в Новом Завете (Мар.7:20-23,Деян.10:28).
Человека оскверняет только душевная нечистота, то есть его грехи. Но фактически представление о телесной нечистоте исоответствующее влияние этого представления на жизнь прихожан в Православии есть, и в настоящее время оно грозит превратиться в проблему.

Ритуальная нечистота представляет собой особый статус человека или предмета, препятствующий ему иметь соприкосновение с сакральным. Особенностью Православия в отношении ритуальной нечистоты является то, что нечистыми в нём считаются только женщины.
К нашему времени в православном христианстве сформировалось представление о следующих видах нечистоты:

1) Родовая. Женщинаодившая ребёнка, нечиста 40 дней. В это время она не может входить в храм и прикасаться к священным предметам. Причаститься она может только в том случае, если есть угроза смерти. После родов над ней должна быть прочитана специальная
разрешительная молитва, о которой речь пойдёт впереди.
Согласно православным канонам, пока эта молитва не прочитана, женщина не может вернуться в Церковь, то есть эта молитва канонически строго обязательна.


2) Регулярная. Женщинанечиста во время менструаций. И в этом случае она не может посещать церковь и прикасаться к священным предметам, а причастие может принять, только если находится при смерти. Но здесь никаких специальных молитв не требуется, как нет
и чётко установленного срока нечистоты.

Изначально саму концепцию нечистоты христианство перенимает из иудаизма, из предписаний книги Левит, относящихся к загрязнению кровью. Там мы находим слова о том, что женщина считается нечистой 7 дней во время менструального кровотечения («очищения»). Она также нечиста 40 дней после рождения мальчика, а после рождения девочки в два раза дольше. По окончании этого времени она должна принести жертву очищения и жертву за грех.
Интересно, что до сих пор иудейские толкователи затрудняются определить причину, по которой предписывается жертва не благодарения, а искупления: ведь деторождение является заповедью и благословением Божьим. Одни толкователи считают, что этой жертвой женщина искупает первородный грех Евы, а другие полагают, что это искупление за невыполненную клятву никогда больше не иметь половых сношений, которую женщины обычно дают во время родов. 1
Н
есмотря на формальную схожесть иудейских и православных представлений о женской нечистоте, возрождение в христианстве понятия нечистоты и его смысловое наполнение имеют своим источником отнюдь не иудаизм, что будет показано далее.

В христианстве, как и в иудаизме, деторождение считается благом, а в Новом Завете прямо утверждается, что «жена спасётся чадородием» (1Тим.2:15),и тем не менее, рождение ребёнка постепенно стало с вязываться с осквернением.
Как в Восточной, так и в Западной церквях издревле существовал обычай женщине после родов определённое время (обычно 40 дней) воздерживаться от посещения церкви, но возвращение роженицы в церковь первоначально не сопровождалось никаким ритуалом.2
Соответствующий ритуал появляется только в одиннадцатом веке на Западе, и хотя называется «благодарением», на деле представляет собой очищение, поскольку начинается он перед дверями храма и женщина
по ходу окропляется святой водой. И именно как очищение его воспринимало народное сознание, подчас представлявшее женщину до совершения над ней ритуала настолько нечистой, что ей считалось непозволительным смотреть на небо и солнце, а умершая родами, согласно народному поверию, не могла быть похоронена по христианскому обычаю.3
Аналогичные представления о родовой нечистоте существовали и на Востоке, но Восточная Церковь, в отличие от Западной, глубже приняла подобные
поверия и закрепила их в соответствующих молитвах. Исследуя молитвы, которые в Православии читаются над роженицей, нетрудно усмотреть мифологические представлениятоящие за этим ритуалом. В Требнике в молитвах над роженицей находим следующие слова: «прости рабе Твоей сей (имя), и всему дому, в нем же родися отроча, и прикоснувшимся ей, и зде обретающимся всем». Здесь мы видим обычное для славян представление о нечистоте роженицы, распространяющейся на дом, где родился ребёнок, и всех, прикоснувшихся к ней. Как показывает «Вопрошание Кирика», представления об осквернённости помещения уже в 12 веке начали проникать в религиозную практику: так, умирающую роженицу рекомендуется причащатьолько вынеся её в другую комнату. Также весьма показательны и слова молитвы, призывающие Бога охранить ребенка и мать от различных бесовских нападений и сглаза. Их значение проясняет «Новая скрижаль», написанная в 18 веке, прямо называющая роженицу нечистой, а новорожденного – сыном тьмы и пленником демона. 4
Т
ем самым нам открывается еще один мифологический пласт представлений о женской нечистоте, связанный с восприятием ребенка приходящим из потустороннего мира и вследствие этого имеющим контакт с нечистой силой. Через рождение ребенка мать сама становится проводницей в опасный потусторонний мир, и вследствие этого – ритуально нечистой. Следы похожих представлений об особой подверженности роженицы бесовским нападениям можно найти и на Западе. В католической молитве благодарения Бог дважды
призывается защитить роженицу от дьявольских покусительств. Однако православная молитва, как мы видели, содержит в себе куда более явно выраженные мифологические представления. И как можно судить по католической и православной традиции относительно рожениц, родовая нечистота в христианстве более связана с народными представлениями о потустороннем мире и нечистой силе, чем с осквернением кровью.

История второго вида женской ритуальной нечистоты весьма драматична. Начало её было очень обнадёживающим: один из ранних христианских памятников «Учение двенадцати апостолов», датируемый примерно третьим веком, последовательно отвергает все виды телесной нечистоты, в том числе и менструальную. Более того, звучит прямой призыв не соблюдать никаких предписаний о нечистоте. Также и в трудах отцов Церкви можно найти подтверждения того, что ничто телесное не скверно, а загрязняет человека лишь грех. Об этом пишет, например, св. Афанасий Великий в послании к Аммуну. Так же и св. Ефрем Сирин в толковании на Четвероевангелие, приводя в пример эпизод с кровоточивой женщиной, утверждает, что «нет нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы», а также невозможность осквернения святыни, которая всё очищает,подобно огню.5
О
днако когда речь заходит об установлении канонов, нечистота снова становится актуальной.
Так, уже в третьем веке св. Дионисий Александрийский пишет: "О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой. Молитися, поминати Господа не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душою и телом"6.
И далее на Востоке традиция развивалась в том же ключе, постепенно устрожая ограничения, связанные с нечистотой. Если Тимофей Александрийский в 4 веке и св. Иоанн Постник в 6-ом только запрещали женщинам принимать причастие во время менструаций, то канонист Вальсамон уже недоволен самим присутствием нечистых женщин на паперти и считает, что им вообще не стоит приближаться к храму. И в 15 веке Матфей Властарь в «Синтагме» пишет, что женщина в этот период «теперь не только из алтаря, в который ей в старину было дозволено входить, но и из храма, и места пред храмом изгоняется».7
Т
от же запрет на вхождение в храм присутствует и в Славянской Кормчей. Для нас особенно интересны причины, по которым канонисты были столь строги в отношении менструаций. Объяснения, которые мы находим, показывают, что и в этом случае мы имеем дело с представлениями, имеющие своей основой отнюдь не христианскую доктрину.

Св. Иоанн Постник, объясняя правило св. Дионисия, пишет, что касаться святынь женщинам в определённый период запрещает Ветхий Завет, «кроме того воспрещает им также сходиться с мужьями, ибо случается, что то, что сеется, бывает болезненно и слабо, вследствие чего божественный Моисей предписывал побивать камнями отца даннаго урода, ибо он, вследствие невоздержности жены, не дождался ея очищения». Как видим, здесь менструация связывается с зачатием. И как можно понять из сочинений других церковных авторов, например, Климента Александрийского и св. Иоанна Дамаскина, существовало представление, что менструальная кровь есть материал, из которого создаётся плод. А преп. Никодим Святогорец подводит итог высказываниям отцов на тему этого вида женской нечистоты, объясняя, что нечистой женщина считается для того, чтобы воспрепятствовать мужу с ней совокупляться. А препятствие это осуществляется, в свою очередь, ради заботы о потомстве. Иначе говоря, и здесь дело не столько в крови, сколько в мифологических представлениях, которые стоят за всеми этими запретами. То есть этот вид женской нечистоты, как и первый из рассмотренных нами, не имеет под собой основания в православном учении, но уходит своими корнями в народные поверия. Однако для этой нечистоты, как мы полагаем, существует более важная причина, нежели чем представления о зачатии. Общего мнения относительно механизма зачатия и причин менструаций у святых отцов не существовало, и обычно постановления относительно месячных никак, кроме душевной нечистоты, не обосновывались.
Поэтому возможно, что причиной здесь послужило достаточно распространённое в Православии неприязненное и настороженное отношение церковных авторов (как правило, монахов), к женщинам и женскому.

В заключение следует сказать, что в канонических правилах можно найти и упоминания о мужской ритуальной нечистоте. Так, св. Иоанн Постник постановляет: «Кто во сне осквернится экризисом, лишается причастия на один день и будет считаться очищенным от нечистоты, если прочтет 50 псалом и сделает 49 поклонов» (правило 8). Но фактически в наше время мужской нечистоты, как таковой, в Православии нет. Нет и попыток её как-либо обосновать и ввести в обиход. В то же время представления о женской нечистоте в Православии широко распространены, и таковая учитывается в культовых действиях. Однако в последнее время можно наблюдать существенные перемены. Роды перестают восприниматься, как источник нечистоты. Вероятной причиной таких перемен, возможно, является демифологизация представлений о родах и включение базовых сведений о физиологии беременности и родов в школьный курс биологии. Однако периодическая нечистота всё ещё актуальна, и причины этого, возможно, заключаются, во-первых, в запретности самой темы: о менструациях не принято говорить в обществе, особенно традиционном, что оставляет впечатление чего-то постыдного и «грязного».
Во-вторых, сказывается отсутствие у большинства людей чётких научных знаний о сложных механизмах в женском организме, отвечающих за менструальный цикл. Отсутствие научного объяснения компенсируется мифологическими представлениями и приводит
к формированию настороженного и неприязненного отношения к менструациям, созвучного концепции нечистоты, которая в Православии объясняет и легализует такое отношение. Таким образом, следует отметить, что в Православии всё ещё сильна базирующаяся на мифологии и незнании неприязнь к женщинам и женскому, выражающаяся в представлениях о женской нечистоте.


1
Tirzah Meacham. "The Sin Offering of the Birthing
Woman".
Papers for
Annual Meeting of Society of Biblical Literature, Biblical
Law Section.
2002.
http://www.law2.byu.edu/Biblical_Law/papers/sin_offering.pdf

2Walter von Arx, "The Churching of Women after Childbirth: History and Significance" Concilium 112 (1979), 63-72.

3Thomas, Keith. Religion and the Decline of Magic. New York: Oxford University Press,1997. 38-9.

4 Новая скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех
службах и утварях церковных,

Вениамина архиепископа Нижегородского и
Арзамасскаго.1857 год. репринтное издание М.:Русский духовный центр, 1992. Ч.4, гл.1.

5 Толкование на Четвероевангелие свфрема Сирина. Творения,
т.8, гл.7,стр.100 — 118.

6 Цит. по: Патриарх Павел Сербский. Может ли женщина всегда
посещать храм. «Вестник Германской Епархии РПЦЗ» №2, 2002.

7 Афинская синтагма. Т. IV. Афины, 1852-1859. стр. 106.

 


В избранное