Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 13

«Подлинный человек — человек воплощённый»
(митр. Антоний Сурожский)

Чтобы воскреснуть в небесном теле, нужно воплотиться в земном теле.

Недовоплощенность человека биологическая и духовная.

По Писанию мы знаем, что человек был сотворен Богом особо – по образу Божьему, из праха земного, и одухотворен дыханием жизни от самого Бога. И в том его превосходство над любым животным и способность господствовать над ним.

Но... после грехопадения, человек пал ниже животного, и это особенно заметно при сравнении степени его плотского воплощения и адаптации младенца в окружающей среде с детенышами других млекопитающих.

Каждый вид животного, рождаясь на свет, имеет строго определенную среду обитания, соответственную особенностям своего устроения, и способ существования в ней.

Этот способ определен инстинктами и реакциями, развитыми врожденными чувствами и способностями (слух, обоняние, электрический заряд, эхолокация и пр.), которые служат одной цели - избегать страдания и оставлять потомство.

Свобода выбора у него ограничена рамками «горизонтальной» способности различать и выбирать то, что принесет больше удовольствия и меньше страдания.

Это соответствует его врожденной «целеустремлённости» - оставаться животным. («Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит»)

Человек в первый период жизни тоже пользуется рамками такой животной свободы. Но, рождаясь, он не может даже держать самостоятельно голову, инстинкты и животные способности у него развиты куда слабее, он всему вынужден подолгу учиться.

Даже современная эволюционная теория, не сомневающаяся в том, что предками человека были человекообразные обезьяны, считает, что человек появляется на свет недоразвитым в биологическом отношении по сравнению со своими ближайшими животными родственниками, он медленнее созревает и дольше нуждается в опеке со стороны взрослых членов вида.

Но у приматов объем мозга новорожденного достигает 70% мозга взрослой особи и в момент рождения он практически готов к функционированию; оставшиеся 30% набираются за несколько месяцев.

У человека объем мозга к моменту родов составляет только 18–20% взрослой величины, а процесс его роста заканчивается лишь к 23 годам.

Продолжительность беременности, по мнению разных ученых должна бы составлять от 11 мес. до 22 месяцев.

Эта величина согласуется с прогностическими расчетами, основанными на общих для всех млекопитающих соотношениях между размерами тела матери, плода и сроками беременности.

«Очевидно, что за такой срок ребенок стал бы значительно больше, и его огромная голова обязательно погубила бы мать. И тут пришло на помощь особое биологическое приспособление – возвращение к стадии низших млекопитающих – сумчатых, рождающих недоношенных детенышей. Только у человека вместо сумки – интеллигентность, самоотверженность и нежность матери», – отметил палеонтолог И.А. Ефремов.

Т.е. ради того, чтобы, при условии узкого таза у прямоходящей матери, роды вообще состоялись, они вынужденно происходят в 9 месяцев, а то, что в медицине считается нормой - это не нормально и противоречит закону эволюции, по которому, для выживания, такой сценарий, несомненно, абсурден.

Любая обезьяна - совершенство по сравнению с «царем природы».

Но этот странный факт вполне объясним в свете библейской антропологии. Мы знаем, что в человеке воплощен изначально был только образ Божий, а возможность уподобиться ему дана человеку как задание на рост, развитие, обожение.

Именно эта «недовоплощённость» в сочетании со свободой выбора, отличает человека из царства животных, и, благодаря ему, человек занимает такое ненадежное, особое положение в мире, где ему еще надо осознать и обрести себя.

Но с другой стороны, человек, со временем осмысливая результаты своего развития, может менять цели и методы их достижения.

Можно сказать, что человек постоянно находится “на развилке”, “на перекрёстке путей” - к чьему голосу прислушаться?

В свете вышесказанного по новому можно вслушаться в голос молитвенного обращения святых ко Господу:

«Покрый мя твоим благоутробием».

В нем слышится признание своей незавершенности, неполноты земных усилий и утроб наших земных родителей.

Развиваясь и меняя горизонты своего видения мира, и цели, соответствующие этим горизонтам, человек однажды открывает предельную цель своей жизни:

понимание необходимости возврата к первозданной природе через приобщение к природе воплотившегося, воскресшего1 и обожженного Тела Богочеловека Иисуса Христа, который духовно и телесно нас воссотворяет в своей «милости-утробе».

Слова «милосердие, ми­лость» в еврейском языке образованы от корня, означающего утробу (рахм) (Ис.63.15; Лк.1.78). Отсюда происходит русская калька – непривычное слово - «благоутробие».

Само слово,  таким образом, указывает, что Создатель несет в себе об­раз любящего родителя, рождающий от утробы Девы Марии полноценного, совершенного Сына Божьего, как образ полного воплощения Сына Человеческого.

Он призывает всех «привиться» к Его истинному воплощению, питаясь и воссотворяясь Его Святой Плотью и Кровью, как обломленная умирающая, засыхающая веточка может быть привита к древу вечной Жизни, и предупреждает, что испытывает не только сердце, но: «Ты испытуешь... и утробы» (Пс.7.10); «Он рассекает внутренности мои» ( Иов.16.13),

Символически это прообразовалось рассечением внутренностей ветхозаветных жертвенных животных.

Господь использует нам во благо нашу «неполноценность» и «недовоплощенность», напоминая нам через Библию о состоянии незавершенности райского само возделывания первого человека в момент грехопадения, и создает условия для его спасения в три этапа:

1.     сотворив ему «кожаные одежды», установив влечение жены к мужу, необходимость совместного труда, рождения и воспитания потомства. Что создает условия универсальности и социальности человека, т.к. только в сообществе человек получает, создает и передает образцы поведения, орудия труда и язык, который развивает мышление.

2.     подавая Духом Святым откровение и чудеса людям через пророков (Ветхозаветный период)

3.     совершая наше спасение Своей воплощённостью, доведенной до полноты через  телесное Преображение, Воскрешение и Вознесение ( Новозаветный период)

 

Богочеловек Иисус Христос - полнота воплощения.

Старшему поколению хорошо известна крылатая фраза К. Маркса:

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Мир изменился в момент непостижимого чуда - Логос воплотился в мире и благовествовал людям, во всей доступной для них телесной полноте и ясности, волю Отца Небесного о спасении мира.

Мир был изменен не пророчеством, не учением, а воплощением Истины, смирением и исполнением воли Отца до крестной смерти и воскресения. Только воплотившееся Слово - Богочеловек Иисус Христос в полной мере иллюстрирует интуицию Маркса.

Но, к сожалению, Маркс сам не готов был измениться: стремясь понять как же и кто может изменить мир - он не узнал в Лицо Того, о Ком сам «пророчествовал», повторяя участь иудеев-книжников, распявших пришедшего к ним, ожидаемого Мессию…

Апостолы понесли всем народам новое слово – весть, которая меняла отношение людей к привычному, чувственному окружающему миру, потому что в нем теперь осуществилось воплощение Слова.

Христос и апостолы воплощали явно свои слова, открывая новую силу слова, молитвы и тем самым новую реальность:

«ветхий наш человек распят с Ним, …Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» 2.

Предлагаю выдержки из книги «Воплощение» Илариона (Троицкого), сщмч. «…множество людей должно теперь причислить к маловерам за то, что они …готовы не придавать этому воплощению никакого значения? Ведь для современного религиозного сознания особенно характерно то, что оно желает быть христианским без Христа, Сына Божия. Ему нужно христианское учение, но оно мало знает воплотившегося Сына Божия... не менее печально, что воплощение Сына Божия мало ценит и наша школьная догматика в своих учебных руководствах. Наша догматика умеет так представить дело нашего спасения, что оно оказывается не стоящим ни в какой связи с воплощением. «Наш неизменный Колумб всех открытых Америк» (как назвал Толстого В. С. Соловьев) думал, что, повторяя давно известную проповедь о любви, можно пересоздать мир, и, однако, он не пересоздал жизни даже самых близких к себе лиц.

Человек умом признает, что закон Божественной любви высок и хорош, но он не будет находить в своей греховной природе сил для осуществления этого закона; наоборот, постоянно будет видеть в себе иной закон, противовоюющий закону его ума, и ему останется только вместе с великим апостолом воскликнуть: «Несчастный я человек!» (см.: Рим. 7, 24)

Любовь Божья к миру в том и открылась, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9).

Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его. …Христиане — новая тварь (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15), и дело Христа — создание именно этой новой твари

Древнецерковные писатели даже утверждают, что учение Христа ничего существенно нового, сравнительно с Ветхим Заветом, в себе не заключало. Новое в Новом Завете есть именно самое воплощение Сына Божия.

Творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Тварь принимает Слово и восходит к Нему, превосходя Ангелов и делаясь по образу и по подобию Божию3.

Следовательно, всякое совершенствование человека в основе своей имеет именно воплощение Бога на земле.

Праздник Рождества (воплощения) Христова не есть воспоминание рождения на земле великого учителя в идиллической обстановке вертепа. Нет, это величайшее торжество о совершении великой тайны:

«…Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим» (III, 10, 2).

«Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), и умер и воскрес, чтобы человек довоплотился прежде своего умирания и смог воскреснуть с Ним и в Нем.

 

Итак, Христос умер и воскрес, чтобы человек довоплотился  приобщением в воплотившему Господу прежде своего умирания и смог воскреснуть с  Ним и в Нем.

 



Автор рассылки: Алешина Е.Д.


1
Семантика слова «воскресение» в церковнославянском языке очень глубока» и  гораздо полнее, чем другие языки, выражает сущность великого события – Спасения человека и обновления мира. Древнерусское krьsъ значило «солнечный поворот», или «солнцеворот» – резкий поворот в направлении течения времени, поворот солнца с зимы на весну.

2 Послание к Римлянам святого апостола Павла, 6 , 6-12.

3 св. Ириней Лионский.  Против ересей. IV, 34, 1.

 

 


В избранное