Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 10

Тело в «кожанных одеждах»

(Символизм кожаных одежд)

Отказавшись жить в благодатной помощи Бога, дух человека, подчинился своеволию души, а душа вовлеклась в похоти плоти. Такой человек стал называться в Библии - «плотским»

Это состояние стало не просто смертным, болезненным, но и ниже-естественным или противоестественным. Милостивый Творец делает все так, что бы дать заблудшему Адаму возможность успеть осознать свое состояние и обратиться к своему Создателю и Спасителю.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», 3:21).

Эти кожаные (животные) одежды, как своего рода подпорка, костыль, бандаж для потерявшего опору, что бы павши, не разбиться сразу в смерть.

Одежда подразумевает покрой, форму. Т.е. Бог в заботе о человеке, который будет жить теперь в мире полном вражды и терний, Сам сделал ему такую защиту от внешнего мира.

Одни толкователи говорят о реальных одеждах, которые стали прикрывать наготу прародителей.   Святитель Григорий Богослов под ними понимал грубую и смертную плоть, которую приобрел человек в результате грехопадения, т.к. одежду, как и многое другое люди могли изготовить и сами.

Получение “звериных шкур” или “кожаных одежд” означает не что иное, как воплощение в наше плотное, страдающее, смертное тело, похожее на тела животных не случайно…

Сознание и поведение человека часто сравнивают с животными свойствами: «Ведет себя, как лиса, змея, свинья и пр».

Но особо интересно обращение к образу именно их шкур (одежд)! - «волк в овечьей шкуре», «побудь в моей шкуре», «оказаться в чужой шкуре», «сбросить старую кожу» и пр.

Св. Иоанн Дамаскин считал, что кожаные ризы символизируют… душу, которая, при грехопадении изменилась, утратив свою “тонкость” и духовность. Люди сделались неспособными к чувственному видению духов.

Божья милость положила преграду (вида окружающих человека бесов, он не смог бы вынести).

Поэтому, “всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой, - что чувственно являющиеся духи людям, пребывающим в греховности и падении, суть демоны. Ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение святой жизнью».

Из Священного Писания (Чис.22:31), (Цар.6:17-18), (Лк. 24:16-31) следует, что

“телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа, что эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтобы <...> падшие духи не вторгались к нам и не губили нас. Эта мера тем необходима, что мы по падении, находимся в области падших духов”
(Иеромонах Серафим (Роуз).
«Душа после смерти», с.48).

Иными словами, православная традиция подчеркивает, что собственными средствами человек может достигнуть общения только с падшими духами.

“Чувственное видение, без духовного может доставить понятия самые ошибочные,. ….а к чувственному наиболее способны люди самой порочной жизни.

<...> В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами посредством <...> спиритизма, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых ангелов, и даже самого Господа, обольщают и обманывают различными интересными сказками, перемешивая правду с ложью - всегда причиняют крайнее душевное и даже умственное расстройство”.

«Истинного Христова подвижника вводит в видении духов Сам Бог; тогда даруется,.. во-первых, духовное видение духов, подробно и с то-чностью обнаруживающее пред ним свойства этих духов. Уже после этого даруется некоторым чувственное видение духов, которым пополняются познания о них, доставленные видением духовным”. (там же)

Кожаные одежды - это ограниченность восприятия света.

Но эта защита с другой стороны и ограничивает восприятие потока информации и … света. Заметим ещё, что в еврейском языке буквы еврейского слова “ор” (“кожа”) являются корневой основой слова “слепота, темнота” (“иварон”).

Святые отцы говорят, что духовное «отверзение чувств» на высших ступенях «умного делания» снимает разделения, и человек весь становится одним целостным восприятием - слухом, зрением, обонянием…

Сейчас тело полностью во власти гравитации, времени, зависимостей от видимых и невидимых ограничений и обстоятельств…

И через кожу стопы он испытывается (по попущению Бога), сатаной: «будешь жалить его в пяту» (о символизме пяты и важности ее исцеления мы тоже особо будем говорить позднее)

Т. к. именно кожа покрывает нас от стоп до макушки и как-то связана с нашим противоестественным состоянием, то в этом плане становятся понятны слова пророка Исайи:

«От стопы до макушки мы в прелюбодеянии».

Прелюбодеяние в Библии символ – духовного блуда (блуждания) человечества, отсутствие истинной любви к Богу и ближнему, довольствование суррогатной заменой ее на самоугождение и увлечение мудростью земной, всевозможными духовными обольщениями, следствием которых является и проекция на телесный уровень – похоть телесная.

Кожа, как внешняя и главная одежда – граница плоти и тела. Она разделяет, защищает, но и создает возможность контакта внешнего и внутреннего через прикосновение, проникновение.

Все пять чувств, по сути, есть контакт поверхности, покровов тела с миром: осязание, вкус, зрение, слух, обоняние.

В то же время, кожа возникает вместе с мозгом, нервной системой, легкими, почками из одного эктодермального зародышевого лепестка

(а всего их три ! Как говорится: «Бог любит троицу», а «без Троицы дом не строится», в том числе - и телесный дом души и духа)

«наше тело можно сравнить с поверхностью почвы, разделяющей область корней растения от области листьев и плодов. Граница тела разделяет мрак подпочвы, т.е. подсознательное от света сознанияСознавая, мы облачаем, и переставая сознавать - разоблачаем себя самих».1

Вспоминая о внутреннем устроении тела человека, находим там тоже "деревья": кровеносную систему, дыхательные пути, лимфатическую систему и т.д.

Кожа - зеркало, которое отражает мир в наше восприятие и отражает наши глубинные чувства в мир: температура, дрожь, краска стыда, бледность страдания, множество психосоматических поражений кожи, включая проказу- самую страшную болезнь библейской истории. ( будет в теме о символизме проказы)

Грех сшил мне кожаные одеяния,

Лишил меня первой боготканной одежды.

Окутан я одеянием стыда, словно листьями смоковными,

Во обличение самовольства моего и страстей.

Оделся я в одеяние срамное и постыдно окровавленное

Истечением похотливого и любострастного жития.

( Покаянный канон преп. А. Критского, вторник 2. песнь)



Автор рассылки: Алешина Е.Д.


1
Священник Павел Флоренский

 


В избранное