Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Индрадьюмна Свами

  Все выпуски  

Индрадьюмна Свами (Скрытые аватары Господа)


Скрытые аватары Господа

 

1к-264

18.03.1999 г.

г.Сочи (Россия) БГ 13.26

 

Я очень счастлив снова приехать в Сочи. Туда, где теплая погода и весенние цветы, и много улыбающихся лиц вайшнавов и вайшнави. Сегодня вечером мы читаем «Бхагавад Гиту как она есть», глава 13, она называется «Природа, наслаждающийся и сознание», текст 26.

анйе тв эвам аджанантахшрутванйебхйа упасате
те 'пи чатитарантй эвамртйум шрути-парайанах

Есть также и те, кто, не обладая духовным знанием, начинают поклоняться Верховной Личности Бога, услышав о Господе от других. Внимая авторитетам, они также освобождаются из круговорота рождения и смерти.

КОММЕНТАРИЙ: Сказанное в данном стихе очень точно характеризует современное общество, где практически отсутствует духовное образование. Люди могут считать себя /выдавать за/ атеистами, агностиками или философами, не обладая истинным философским знанием. Что же касается обыкновенных людей, то если они достаточно благочестивы, они могут обрести духовное знание, в процессе слушания. Этот процесс необычайно важен для духовного развития человека. Господь Чайтанья, проповедовавший сознание Кришны в современную эпоху, придавал ему особое значение. Просто внимая авторитетам, человек может достичь духовного совершенства, особенно если он, как учил Господь Чайтанья, слушает трансцендентные звуки: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Поэтому в писаниях сказано, что каждый человек должен внимать тем, кто уже достиг самоосознания, и с течением времени ему откроется все. Слушая, мы поклоняемся Верховному Господу. Господь Чайтанья говорил, что в нынешнюю эпоху человеку, стремящемуся к осознанию Абсолютной Истины, не нужно менять своего положения и своих занятий, нужно только отказаться от попыток постичь Ее посредством философских спекуляций. Он должен стать слугой тех, кто уже познал Верховного Господа. Если человеку посчастливиться найти прибежище у стоп чистого преданного и, внимая ему, узнать о науке духовного самоосознания, то, следуя по его стопам, он и сам со временем станет чистым преданным Господа. В данном стихе особо подчеркивается важность процесса слушания, и это очень актуально для нас. Хотя обыкновенный человек зачастую не обладает такими способностями к наукам, которые присущи так называемым философам, но обладая верой и внимая авторитетам, он сможет освободиться из материального плена и вернуться домой, к Богу.

Из этого текста Бхагавад Гиты мы узнаем, как обусловленные души, едва ли обладающие духовным знанием, становятся на путь сознания Кришны. В предшествующем тексте Господь Кришна описывает пути, которыми Его достигают различные трансценденталисты.  Он говорит, что некоторые постигают Параматму посредством медитации. Другие познают Бога, совершенствуя знание. Третьи действуют без стремления к плодам своей деятельности, или путем отречения.

Но в этом тексте речь идет о том, что есть личности, которые не имеют никакого представления о духовном знании. Речь идет о людях, которые не склонны к духовной жизни, которые в ней не заинтересованы. Но всё же, если такие личности начинают слушать тех, кто достиг самосознания, то они тоже становятся на путь самосознания. Это очень интересно. Кришна описывает, что трансценденталисты разными путями возвращаются в духовный мир. И после этого Он говорит, что есть личности, которые совершенно не заинтересованы в духовной жизни. Но иногда они обретают возможность слушать тех, кто обладает знанием. И благодаря слушанию, в их сердцах пробуждается желание вернуться к Богу.

Каким образом это происходит? В этом тексте говорится, что это происходит благодаря звуку. Что это за звук? Шабда брахман – означает трансцендентный звук. В этом мире полно разнообразных звуков. Некоторые звуки относятся к гуне невежества, какие-то – к гуне страсти, к гуне благости. Но все эти звуки еще больше обуславливают нас в этом мире. Но есть звук, который исходит из духовного мира.

Ученые заинтересованы в изучении вселенной. Они изучают разнообразные звуки, которые доносятся из самых удаленных уголков вселенной, отзвуки событий, которые случились сотни тысяч лет назад. Ученые изучают эти звуки и пытаются сделать выводы об этих событиях. Восемь лет назад какие-то ученые установили большую антенну и уловили необычный звук из отдаленной части вселенной. Они решили, что этот звук происходит от начала творения. Они анализировали его различными способами и выдвинули соответствующую теорию. Эти ученые были награждены нобелевской премией за успехи в области науки. Но люди с одной местной телевизионной станции решили разобраться в этой теме поглубже. И, в конце концов, выяснилось, что этот звук, издавали голуби, которые жили в этом звукоулавливающем устройстве. Иногда голуби вьют гнезда где попало. Звуки, издаваемые голубями, ученые приняли за звук, исходящий из начала творения. Я хотел сказать, что люди любят изучать звуки, доносящиеся из отдаленных уголков вселенной. Некоторые люди, прислушиваясь к разнообразным звукам вселенной, считают это инопланетными сигналами.

Но надо знать, что есть звуки, которые доносятся из такой дали, из духовного мира. Люди ищут инопланетян, которые посылают сигналы на Землю, но до нас доходят звуки из духовного мира. Они тоже посылают сигналы на Землю. Нароттам дас Тхакур говорит об этом в одной из своих песен. Откуда исходят эти звуки, имена Хари, имена Кришны? С высшей планеты духовного мира. И зачем эти звуки доносятся сюда? Для того, чтобы люди на Земле могли приобрести прему. Как это происходит? Когда люди собираются вместе, они громко начинают петь: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Святые имена приходят к нам из духовного мира, чтобы пробудить в нас сознание Кришны. Именно таким образом большинство людей, если не все, начинают свою духовную жизнь. Нет никакого другого процесса, сила которого могла бы сравниться с повторением святых имен.

Поэтому Шукадева Госвами говорит, обращаясь к махараджу Парикшиту:

 

калер доша-нидхе раджан асти хй эко махан гунах

киртанад эва кришнасья мукта сангах парам враджет

                                                                   (Шримад-Бхагаватам, 12.3.51)

 

В этот век повторение святых имен Кришны может привести к высшему совершенству.

Итак, это очень важный момент, Господь Сам открывает Себя. 

В английском языке есть поговорка: хочешь сделать хорошо – сделай это сам. Каждый менеджер понимает, о чём я сейчас говорю. Очень часто вы кого-то наделяете полномочиями, и получается что, либо дело не сделано, либо сделано наполовину, либо полный беспорядок. Поэтому и существует эта поговорка: хочешь сделать хорошо – сделай это сам.

Господь лично приходит для того, чтобы дать религиозные принципы. Кришну называют Триюга-аватара. Он является в каждую югу – Сатья, Трета, Двапара. А что происходит в Кали-югу? Почему Его не называют четыре-юга? Почему Он не приходит в Кали-югу? Насколько мы знаем, Он не приходит лично, Он приходит в облике другой личности, чанна-аватара. Чанна – означает «скрытый». На самом деле, не скрытый, а принявший другой облик. То есть Он не спрятался, присутствует, но в другом облике. Кришна в Кали-югу не приходит лично, Он притворяется кем-то другим.


кали-йуге лилаватара на каре бхагаван
атаэва `три-йуга' кари' кахи тара нама ( Ч.Ч.М. 6.99)

В век Кали не приходит лила-аватара Верховного Господа, вот почему Его называют Триюга. Это одно из Его святых имен.

 

Это говорится в Чайтанья Чаритамрите. В эпоху Кали Верховная личность Господа не приходит в этот мир в облике лила-аватары. Речь идет об инкарнациях, которые проводят разнообразные игры, как например, Кришна. Но, в отличие от других воплощений, Господь Чайтанья в Кали-югу приходит как преданный Господа. А зачем Он приходит в облике преданного? Прабхупада в другом месте комментирует этот момент таким образом: если бы Он явился как Господь, все остальные захотели бы подражать Ему. Вместо того, чтобы стать слугами Бога, все захотели бы стать Богом.

В современном обществе, если восходит какая-либо новая звезда, никто не хочет служить этой личности, все хотят стать точно такими же. Все подражают звезде в прическе, автомобилях, одежде, языке, хотят имитировать.

Кто же является самым великим? Бхагаван. Он настолько удивителен, это самая удивительная личность. Он самый разумный, самый отреченный, самый красивый, всё связанное с ним просто удивительно. Если бы Он явился в этот век с флейтой, то все тоже бы схватили флейты… Поэтому Господь приходит как преданный. И в облике преданного Он настолько привлекателен, что все хотят подражать Ему. Он так красиво танцует, так красиво поет, так красиво ест, одевается, у Него такие прекрасные друзья и спутники. Я тоже буду подражать Ему и стану преданным. Стану-ка я слугой Бога, как Он. Таким образом Господь Чайтанья взял и всех обманул. Он всем открыл блаженство положения слуги. Люди забыли о счастье слуги. Потому что в Кали-югу все хотят, чтобы им служили. Все хотят принимать служение, а не предлагать служение. Но блаженство заключается в служении. Для нас неестественно занимать положение господина. Если мужчина оденется в женскую одежду ( есть такие люди), или если женщина попытается стать мужчиной, это неестественно. Это не работает. И когда мы стараемся стать повелителями, господами, это тоже не получается.

 Но если Кришна или Чайтанья Махапрабху научат нас как стать слугами, тогда мы будем чувствовать удовлетворение. Махапрабху показал нам, как на самом деле приятно быть слугой Бога. Чтобы достичь этой цели, Ему пришлось принять облик другой личности, с определенной целью. Но всё-таки очень близкие преданные Господа иногда могли понять, что это был Господь, а не Его преданный. Вечные спутники Кришны понимали это. Они пришли в этот мир для того, чтобы помочь Господу, принимая участие в Его играх. И они понимали, что Он не преданный, это сам Господь, Махапрабху. Прабху – значит «повелитель», маха – величайший. Величайший повелитель.

Представьте, у вас есть близкий друг, и он приходит к вам, переодевшись в кого-то. Вы скажете: «Ну ладно, хватит притворяться, я же знаю, кто ты такой. Снимай свои маски». Иногда преданные одевали Чайтанью Махапрабху как Вишну. Ты на самом деле Вишну. А что делал Господь Чайтанья? Нет, нет. Он просто закрывал уши. В некоторых книгах Шрилы Прабхупады говориться, что нам не следует беспокоить это настроение Шри Чайтаньи Махапрабху, не следует обращаться к Нему как к Господину, повелителю. Следует обращаться к Нему как к преданному.

Какие-нибудь ученые могут сказать: «Ну что это за Бог? Это мошенник. Ваш Кришна просто обманщик. Он вор, Он ворует масло. Он обманщик. Он сказал гопи, что вернется через два дня, но так и не вернулся. Поэтому он мошенник. Какому Богу вы поклоняетесь?». Конечно, мы можем объяснить, что все эти качества полностью трансцендентны. Это не первый раз, когда Кришна обманывает. Он приходил, приняв облик другой личности уже много раз. Он часто приходит в другом обличье. Он приходил как Вамана, маленький карлик. Он обратился к своему преданному, Бали махараджу, который пребывал в иллюзии: «Мой дорогой царь, дай мне три шага земли. Я всего лишь маленький мальчик». Но вы знаете, что случилось. Тремя шагами Он покрыл всю вселенную. И делая последний шаг, Он поставил свою стопу на голову Бали махараджа. Таким образом, Он обманул Бали махараджа. Смысл в том, что маленького мальчика могут пустить куда угодно. Представьте, у вас важная встреча или совет храма. Если войдет какой-нибудь прабху или матаджи, вы их остановите и попросите не мешать. Но если войдет маленький мальчик, все сразу же отвлекутся, умилятся, но никто не станет его выталкивать. Детей пускают куда угодно. Кришна этим и воспользовался. Он принял облик маленького мальчика, вошел во дворец Бали махараджа и, таким образом, победил его.

Он обманул и Хираньякашипу. У Хираньякашипу было благословение, и благодаря этому, он надеялся стать бессмертным. Но Кришна проявил форму, которую до этого никогда не проявлял. Так Он обманул этого атеиста.

Или Будда. Кришна явился в обличье Будды – атеиста, войдиста. Он проповедовал против Вед, потому что люди неправильно пользовались Ведами. Он проповедовал, чтобы Веды не принимали всерьез. Он говорил: «Просто слушайте меня». Люди послушали его и занялись подходящей деятельностью в этом отношении. Они стали соблюдать ахимсу, прекратили совершать насилие, и таким образом, несколько улучшили своё положение.

Кришна часто принимает такие формы. Но поскольку Он – Господь, то благодаря Его обману люди очищаются. Благодаря Его воровству, люди очищаются. Когда Он ворует масло, то гопи всё больше начинают думать о нём. Его ложь очищает людей. Он сказал, что не будет принимать участия в битве на Курукшетре. Но когда Бхишма напал на Арджуну, Господь Кришна, чтобы защитить своего дорогого преданного, схватил колесо от колесницы и бросился на Бхишму. Он обманул, нарушил своё обещание. Но ради кого было нарушено это обещание. Может быть для мирских моралистов? Для спасения своего преданного. Это самый возвышенный принцип, поскольку Господь любит своих преданных.

Господь Чайтанья тоже обманывает. Но в шастрах говорится, что поступки следует судить по результатам. И что произошло в результате того, что Кришна явился в другом обличье? Весь мир повторяет святые имена. Поэтому Его называют чанна-аватара. Таково воплощение Кришны, который приходит в этот век. Господь Чайтанья не обычное воплощение. Среди выдающихся вещей есть особо выдающиеся вещи, и есть самые невероятные вещи. Например, Дварака – это особый город. Но какой город является более знаменитым, чем Дварака? Матхура. Какой город еще более знаменит, чем Матхура? Вриндаван. Что же выше Вриндавана? Холм Говардхан значимее Вриндавана. Потому что большинство игр Кришны проходят в лесах и рощах, в пещерах Говардхана. А что же важнее Говардхана? Радха-Кунда. Это известно из Упадешамриты.

Так и Господь Чайтанья, среди множества разнообразных воплощений – самое особенное воплощение. Не обычное воплощение, а особенное. Прабхупада говорил: «Мой духовный учитель был не обычным духовным учителем. Он спас меня». Господь Чайтанья не просто воплощение, это сам Кришна. Другие воплощения – это частичные воплощения Господа. Но Господь Чайтанья обладает всеми совершенствами Бхагавана. Он самое милостивое воплощение Господа. Ты сам Кришна, явившийся в облике Чайтаньи Махапрабху, твое тело напоминает цветом тело Шримати Радхарани. Ты повсюду распространяешь любовь к Господу Кришне. Мы предлагаем Тебе почтительные поклоны.

Особым вкладом Господа Чайтаньи было как раз распространение Кришна-премы. Кавиражд Госвами говорит, что буквально вся вселенная была затоплена Кришна-премой. Просто благодаря тому, что на этой планете проходила харинама-санкиртана, на всех остальных планетах тоже получили освобождение. В «Чайтанья Бхагавате» об этом говорит Вриндаван дас Тхакур: «О мой дорогой Господь Чайтанья! Твои слуги обладают такой славой, что когда они танцуют с воздетыми руками, они прекращают все беспокойства на райских планетах». Когда у преданных на Земле проходит киртан, они танцуют с поднятыми руками, результат от этого киртана чувствуется даже на планете Индры. Все беспокойства исчезают. У Индры постоянно болит голова по этому поводу. У него много проблем по управлению этой планетой, но неожиданно все проблемы рассеиваются, и он говорит своим женам, что должно быть на Земле сейчас харинама-санкиртана.  Таково могущество Чайтаньи Махапрабху. Когда вы поете киртаны у Индры проходит головная боль.

В это случае имеется ввиду Кришна-према, уникальная любовь к Богу. До явления Господа Чайтаньи большинство вайшнавов поклонялось четырехрукой форме Господа – Нараяне. Мы это знаем, потому что махамантра для Сатья-юги, Двапара-юги и Трета-юги отличается от предназначенной для Кали-юги. Всегда были преданные, которым был известен самый легкий и самый возвышенный путь обретения сознания Бога, то есть путь воспевания святых имен. Им не хотелось длительных занятий медитацией в Сатья-югу, длительных жертвоприношений в Трета-югу, они не хотели тратить тысячи лет на пуджу божествам. Они хотели более простого и эффективного способа. И они знали, что благодаря повторению святых имен Господа, можно достичь высшего предназначения в любую эпоху.

В Сатья-югу существует махамантра. Хотите знать махамантру для Сатья-юги?

 

Нарайана-пара веда нарайана-паракшарах

Нарайана-пара муктир нарайана-пара гатих

 

Вот такую мантру они повторяли на четках. Из этой мантры понятно, что поклонялись не Кришне а Нараяне. В результате они отправлялись на Вайкунтху. Поклонение Господу как высшему повелителю. Очень хорошо. Но это не приносит такой сладости как мадхурья-раса. Такие отношения отличаются от взаимоотношений, когда преданный становится родителем, другом, возлюбленным Кришны.

Хотите узнать махамантру для Трета-юги?

 

Рама нарайанананта мукунда мадхусудана

Кршна кешаве камсаре харе ваикунтха вамана

 

Здесь упоминается имя Кришны, но в умонастроении дасьи, служения. Преданные хотели отправиться на Вайкунтху.

А какой махамантрой пользовались в Двапара-югу?

 

Харе мураре мадху-каитабхаре Гопала  говинда мукунда шауре

Йаджнеша нарайана кршна вишно Нирашрайам мам джагадиша ракша

 

Здесь тоже упоминаются разные имена Бога, но умонастроение такое: «Вишну, пожалуйста, защити меня. Кроме Тебя у меня нет иного прибежища».  Замечательно.

ракхе кришна маре ке маре кришна ракхе ке. Если Кришна хочет меня убить, то никто меня не спасет, если Кришна хочет меня спасти, то никто не убьет.

Но Чайтанья Махапрабху для Кали-юги дал уникальную мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. «О мой дорогой Господь, о внутренняя энергия Господа Шримати Радхарани. Позволь мне служить Тебе». А где служат Радхе и Кришне? Можно обыскать все планеты Вайкунтхи в поисках Радхи-Кришны, но вы найдете только Лакшми-Нараяну. А что сделали гопи, увидев Нараяну? Они искали Кришну, сбежавшего среди танца раса, а Кришна прятался за кустами, искал Радхарани, и решил подшутить над гопи. Он встал и проявил свою форму Нараяны. Гопи увидели эту форму Нараяны и не заинтересовались Им. Они спросили Его, не видел ли Он Шьямасундару. Это прекрасный мальчик пастушок, с флейтой, с посохом. Где этот очаровательный пастушок Кришна? Нараяна показал всеми руками в разные стороны. Гопи, конечно, почтительно относились к Господу Нараяне. Но поскольку они находились полностью под влиянием йога-майи, которая существует в духовном мире, они хотели видеть только своего возлюбленного Кришну. Можете обойти все планеты Вайкунтхи, там Радхи-Кришны вы не найдете. Они находятся в одном-единственном месте, Шри Вриндавана дхаме. Гаудиа-вайшнавы хотят отправиться во Вриндаван. Несмотря на то, что они поклоняются божествам, они просят у божеств благословения отправиться на Голоку.

Например, мы поклоняемся Господу Нрисимхадеву. И обычно для того, чтобы Он защитил нас от демонов. Чтобы мы могли проповедовать учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Но есть более глубокая причина, почему мы поклоняемся Нрисимхадеву. Это открывает Бхактивинода Тхакур. Он возносит молитвы Господу Нрисимхадеву. Он поклонялся мурти Лакшми-Нрисимхадева и божеству Гаура-Гададхары. Не Гаура-Нитай, а Гаура-Гададхаре. Потому что Гададхара – это Шримати Радхарани. Это глубокая эзотерическая тема. Но еще он поклонялся Лакшми-Нрисимхе. И в одном из стихотворений он предлагает следующую молитву: « Мой дорогой Господь Нрисимхадев! Ты обладаешь чрезвычайным могуществом. Пожалуйста, вырви из моего сердца материальные желания. Чтобы я смог обрести чистое бхакти, чистую любовь к Радхе и Кришне. Потому что семя бхакти не сможет прорасти на земле, покрытой сорняками. Сорняки задушат нежный росток бхакти. Поэтому предлагая молитву, он говорит: «Пожалуйста, вырви материальные желания, чтобы моё самое сокровенное желание – желание служить Радхе и Кришне, проявилось бы в моем сердце». Это более сокровенное и глубокое понимание поклонения Господу Нрисимхадеву.

Чайтанья Махапрабху открыл нам чувства, которые испытывают жители Вриндавана. Они поклоняются Кришне как другу, как маленькому мальчику, как возлюбленному. Кришна гораздо более привлекателен, чем любое божество с Вайкунтхи. В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами говорит, что Кришна обладает определенными качествами, которые не проявляются даже у Нараяны. Он проводит удивительные игры в детстве, Его постоянно окружают преданные, наделенные любовью к Богу. Играя на флейте, он привлекает умы всех живых существ во вселенной. И никто не может сравниться с ним по красоте. Кришна наш господин и повелитель.

Махапрабху дал нам удивительный и простой метод воспевания святых имен, благодаря которому любой может достичь любви к Богу. И для того, чтобы у нас не пропадала надежда, Господь Чайтанья давал освобождение даже животным. Другими словами, если в гонке может победить тот, кто находится позади вас, то и вы тоже сможете победить. Если кто-то, находящийся далеко позади вас, приходит к финишу, то и вы можете не сомневаться, что у вас тоже получится. Если тигры и медведи, обезьяны и змеи, бабочки смогли обрести сознание Бога, повторяя махамантру, то и мы с вами тоже можем обрести сознание Бога. Но нам нужно постараться изо всех сил. Говорится, что этот метод простой и возвышенный, но это не дешевка. Это просто, но это не имитация. Нужно следовать всем основным правилам: повторять ежедневно по 16 кругов, следовать 4 регулирующим принципам, принимать прасадам, изучать Бхагавад Гиту и жить вместе с преданными. Если мы будем следовать этому простому процессу, вести такой образ жизни, то мы станем такими же как бабочки и пчелы в лесу Джхарикханда. Мы тоже сможем вернуться обратно в духовный мир. Просто слушая тех, кто обладает знанием. В этом суть текста, который мы прочитали сегодня.

 Некоторые возвышенные трансценденталисты обретают сознание Бога, медитируя на Сверхдушу. Некоторые возвышенные трансценденталисты обретают сознание Бога, культивируя гьяну. Отдельные души достигают совершенства путем отречения. Но личности, совершенно не склонные к духовной жизни,  слушая тех, кто обладает знанием, развивают стремление к духовной жизни, и, в конце концов, достигают совершенства в духовной жизни.

О каких личностях идет речь? Кто обладает знанием? Речь идет о самом Господе. Нет никого выше, чем Господь. Как мусульмане говорят «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадар-рамусулюЛлах». Нет Бога кроме Аллаха и пророка Его Муххамеда. Господь это высшая власть. Он пришел в этот мир, чтобы позволить нам услышать трансцендентный звук. Так давайте же будем его слушать. Чтобы пробудиться для духовной жизни. Чтобы вести духовную жизнь и вернуться в духовный мир на Голоку Вриндавана. : Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

«Бхагавад Гита как она есть»  ки-джай!

Шрила Прабхупада ки-джай!

Шри Шри Гаура Нитай ки-джай!

Гаура премананде хари хари бол!

 


В избранное