Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'25L-1 (4533) *Выйти из дилеммы не/прощения* 24/II-2/III/25 (пн-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 02-Mar-2025 11:11

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 17 февраля 2025 г. ст.ст.,
  воскресенье перед Великим Постом
  {'Прощеное'; Воспоминание изгнания Адама из Рая}.

  литургические чтения: Рим.13:11-14:4; Мф.6:14-21.

 

 

 

 

 

> Сегодняшнее зачало (Мф.6:14-21) выставляет Бога ничем не лучше того, кого Он ругает. И Господь заканчивает эту притчу словами: “Так Господь и вам не простит, если вы не будете прощать”. Всё дело в том, что Богу приходится говорить на языке людей, а язык людей очень провокативен. Он провоцирует Бога на то, чтобы поступать именно так, как люди того ожидают.

> В Ветхом Завете есть хорошая история об Илье-пророке, который просил у Бога, чтобы Тот явился ему. И вот, когда Илья взошёл на гору, Господь явился ему, но не в громе, не в землетрясении, не в огне, а в тихом ветерке. И это было совершенно неожиданно для пророка Ильи. Он ждал того, что было привычным для Ветхого Завета, чего-то подобного тому, как у Моисея – гром и огонь, и землетрясение. Он ждал того, что было в Откровении прежде. Но Бог ему явился необычным образом. Илия-пророк был человеком горячим, а Откровение, которое даёт ему Бог, совершенно противоположно – это тихий ветерок. Если бы у Ильи-пророка была возможность интерпретировать материалистически, то он бы сказал, что вообще никакого Откровения не было. Потому что он поднялся на гору смотреть гром, землетрясение, огонь, а не получил ничего, кроме тихого ветерка. Но если вы подниметесь на любую гору, там всегда будет тихий ветерок. Это всё равно что ничего не получить. И эта форма, в которой Бог открывается человеку, – неведома человеку. Она необычна для него, она противоречит Откровению. В Новом Завете Господь сказал человеку (возможно, имея в виду этот сюжет), что Дух Святой как ветер, ты не знаешь, где он, ты не знаешь, когда он тебя коснётся.

> Вся эта дилемма прощения или непрощения – это не то, что может вывести нас из этой западни. Человек, который простил другого, как господин в этой притче, он не может простить никого. Потому что он простил для того, чтобы тот тоже простил. И за то, что он простил, а тот не простил, Господин его наказал вдвойне. То есть прощение невозможно. Потому что и прощая, мы помним, что мы прощаем. Даже прощая и забывая, что мы прощаем, мы всё равно остаёмся в ситуации, которая требует от нас постоянного прощения. Представьте себе воспитательницу детского сада, которая целый день прощает этих бедных детей. Детям – ничего, а она выйдет из сада с большой головой, потому что она всё это время не просто воспитывала, а ещё и прощала. Представьте себе человека, который идёт сквозь густой лес и то и дело прощает кусты, ветки, деревья, которые ему приходится преодолевать или обходить. Представьте себе футбольную команду, которая играет с другой футбольной командой, и игроки постоянно прощают другой команде, что пас не им дали. По-моему, это лишнее. Сама дилемма лишняя. Мы должны выйти на тот уровень, где эта дилемма будет выглядеть глупо. Как, например, в футболе.

> Рождаясь в этот мир, мы должны рассчитывать на то, что кто-то нас будет обманывать, кто-то будет играть в свою пользу, а не в нашу, кто-то будет заботиться только о себе, а кто-то будет желать нам зла. И есть молитва Оптинских старцев, в которой есть такие слова, что всё, что не пошлёшь мне сегодня, Господи, я приму как от руки Твоей. Это очень верная установка. Потому что, если тебя обманывают, это часть жизни. А если тебе сегодня ничего плохого не сказали, это всё равно, что идёшь по лесу, и тебе не приходится ничего обходить, ни обо что спотыкаться, а играя в футбол, тебя никто не обыгрывает, и все дают пас именно тебе. Это совершенно невозможно. Поэтому, принимая заповедь Господню, нужно отказаться от само́й этой идеи – кого-либо прощать. И тогда нам не придётся бегать по кругу.

> И вот почему эта притча низкосортная. Она говорит: “Ты прощай, усиленно прощай, иначе Бог тебя не простит”. Но если Бог такой же, как и я, если Бог не прощает, когда Ему кто-то не нравится, то почему я не могу не прощать, когда мне кто-то не нравится? И так по кругу, потому что Бог тебя не простит за то, что ты не простил (того, кто тебе не нравится), но ты в этот момент не нравишься Богу. Сам Бог уже не может выйти из этого капкана. Поэтому эта притча скорее описывает ситуацию проблемы, чем ситуацию её решения.

> Вот и мы, решающие эту проблему, должны выйти из этой дилеммы. Надо сказать: “Господи, я ожидаю, я предполагаю, что сегодня не всё будет складываться в мою пользу. И завтра, может быть, кто-нибудь меня обсчитает на рынке, кто-то меня оскорбит, кто-то оклевещет. И я с этим уже согласен”. Это правила игры. И здесь надо играть, а не ходить обижаться, а потом ходить и прощать. Некоторым людям это нравится. Тогда жизнь становится насыщенной. Мы можем себе придумать различные поводы, чтобы прощать других. Но это скорее занимает и отвлекает, нежели что-то решает.

> Я думаю, что Слово Божие иногда учит нас как бы в целом взглянуть на ситуацию. Не идти именно за этой притчей, за её выводом, а посмотреть на притчу в целом. И спросить Учи́теля, как достойные ученики: “Господи, а что Ты имел в виду?” Потому что притча, которая не вызывает вопросов, сказана для народа и принята по-народному. Притча, которая вызывает сомнения и вопросы, желание переспросить ещё раз, – это притча, которую приняли и поняли мы, ученики Христовы. И может быть, у этой притчи есть ещё более глубокий смысл, который Бог нам потом откроет.

 

к евангельскому чтению, о "прощеном воскресенье"
+ прот. Вяч. Рубский: Понять, значит освободиться от прощения (2024 г.)
   видео / аудио
+ Энтони де Мелло: Прощение? Никто не виновен!
(+ссылки)
+ свящ. Яков Кротов: сострадать грешнику (+ссылки)

+ В.Н.Кузнецова: копите себе богатства на небе (+ссылки)

 

о посте:
+ прот. Вяч. Рубский и Марина Филоник. О Великом посте (видео)
+ игумен Петр (Мещеринов): Может ли пост быть во вред? (+ссылки)
+ тот же текст в "МоВиЦ": искажение смысла поста (+ссылки) /
   поститься «библейски» (+ссылки)
+ протопресвитер Александр Шмеман:
   Великий пост – время покаяния
(+ссылки)
+ Андрей Десницкий: не пост и пост
(+ссылки)
+ он же. Парадоксы нашего поста
+ игумен Вениамин (Новик): "Веришь в Бога – стой за правду!"
+ свящ. Илья Юханаев:
   Пост имеет смысл только тогда - когда он добровольный
+ Можно ли супругам заниматься любовью в пост? Каноны Церкви не запрещают этого
+ епископ Диоклейский Каллист (Уэр). Великий пост и общество потребления

 

 

О молитве "Отче наш" (текст, предшествующий тексту воскресного ев. чтения и читающийся в субботу перед Прощеным вс.):
+ о. Александр Мень: Молиться Иисус учит простыми словами... (+ссылки)
+ он же. О молитве (для начинающих)
+ Том Райт: Мы, произнося эту молитву, говорим Отцу...
+ Андрей Десницкий. Немагическая формула
+ он же. Римский папа и «Отче наш». Что предложил изменить Франциск в самой известной молитве
+ прот. Вячеслав Рубский. Отче наш (аудио)

 

 

 

 

В этом году, как и в прошлом, тг-канал «Время пробудиться» проводит «великопостный марафон», и снова основанный на трудах Энтони де Мелло.
ПОДРОБНЕЕ >>>

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                 (Иоиль 2:12-19/++/)

* * *

*А вы, любимые мои, созидайте себя святейшей вашей верой,
 моли́тесь в единении со Святым Духом,
 храните себя в любви Бога,
 дожидаясь, когда Господь наш Иисус Христос в Своей милости
 дарует нам вечную жизнь. (Иуд.20-21/#/)

* * *

*Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви.
 Кто любит другого, тот исполнил Закон.
 Потому что все заповеди:
 "не нарушай супружескую верность, не убивай,
 не воруй, не желай чужого" – и эти, и остальные заповеди
 заключены все в одной: "люби другого, как самого себя".
 Любовь не причиняет ближнему зла.
 Поэтому любовь – исполнение всего Закона.
 Тем более что вы знаете, какое сейчас время:
 настал час вам пробудиться от сна,
 наше спасение теперь ближе к нам,
 чем тогда, когда мы только обрели веру.
 Ночь проходит, близится день.
 Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света.
 Давайте жить так, как подобает при свете дня:
 без оргий и пьянства, без разврата и безобразий,
  без раздоров и зависти.
 Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос!
 Так не поддавайтесь
  своей греховной природе и ее вожделениям.
 Человека, вера которого слаба, принимайте к себе,
 но не вступайте с ним в споры о его взглядах.
 Скажем, один верит, что можно есть всё,
 а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи.
 Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест.
 Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест.
 Ведь Бог его принял!
 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?!
 Его господин сам решит, стои́т тот или упал.
 Но он всё же будет стоять,
  потому что Господь властен поднять его.
 ...
 Итак, мы должны стремиться к тому,
 что несет нам мир и взаимную поддержку.
 Не разрушай ради пищи дело Бога.
 Есть можно всё, но плохо, если ты вводишь человека в грех
 пищей, которую ешь.
 Лучше не есть мяса и не пить вина,
  если этим ты вводишь брата в грех.
 Держи свои убеждения на этот счет про себя,
 пусть о них знает только Бог.
 Счастлив человек, который не осуждает себя,
 поступая по своим убеждениям.
 А если он сомневается, можно ли ему что-то есть,
  но всё же ест,
 он уже осужден, потому что поступает не по вере.
 А всё, что делается не по вере, есть грех.*
                    (Рим.13:8-14:4,19–23/@/)

* * *

*Смотри́те, не выставляйте напоказ своей набожности,
 чтобы привлечь внимание людей.
 Иначе вы не получите награды от своего Небесного Отца.
 Так вот, когда подаешь милостыню,
  не труби об этом во все трубы.
 Так делают в синагогах и на улицах святоши,
 для того чтобы люди осыпали их похвалами.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А когда ты подаешь милостыню, пусть никто об этом не знает,
 чтобы помощь твоя совершалась втайне.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно,
  вознаградит тебя.
 Когда молишься, не веди себя, как святоши.
 Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке,
 чтобы все их видели.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда молишься,
  уйди в свою комнату, закрой за собой дверь
 и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно,
  вознаградит тебя.
 Когда мо́литесь, не бубните, как язычники.
 Они думают, чем больше слов в молитве,
  тем скорее их услышит Бог.
 Не уподобляйтесь им!
 Ведь ваш Отец знает, что вам нужно,
  прежде чем вы Его попросите.
 А вы моли́тесь так:
  Отец наш на Небесах!
  Пусть прославится Твое имя,
  пусть придет Твое Царство,
  пусть исполнится и на земле воля Твоя,
  как на Небе.
  Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
  И прости нам наши долги,
  как и мы прощаем
  тем, кто нам должен.
  Не подвергай нас испытанию,
  но защити нас от Злого.
 Если будете прощать людям их проступки,
 тогда и вам простит ваш Небесный Отец.
 А если не будете прощать людям,
 и Отец ваш не простит вам ваши проступки.
 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши.
 Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо,
 чтобы не знали люди, что ты постишься,
 а знал только Отец твой,
  который видит всё, что совершается тайно.
 Тогда Отец твой, который видит всё, что совершается тайно,
 вознаградит тебя.
 Не копи́те себе богатств на земле,
 где моль и ржавчина портят их
 и где воры, забравшись в дом, крадут.
 Вы же копи́те себе богатства на небе,
 где ни моль, ни ржавчина их не испортят
 и где воры, забравшись, не украдут.
 Ведь там, где богатство твое,
 будет и сердце твое.* (Мф.6:1–21/@@/)

* * *

*Среди учеников возник спор,
  кто из них должен считаться главнейшим.
 Но Иисус сказал им:
 — Цари у язычников господствуют над своими подданными
   и правители их называют себя "Благодетелями".
   У вас же пусть будет не так!
   Пусть старший среди вас ведет себя как младший,
   а главный – как слуга.
   Ведь кто больше?
   Тот, кто сидит за столом,
   или тот, кто ему прислуживает?
   Не тот ли, кто за столом?!
   Но вот Я среди вас как слуга!

  Вы прошли вместе со Мной через все испытания.
  И Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец.
  Вы будете есть и пить за Моим столом в Моем Царстве
  и будете восседать на тронах,
  правя двенадцатью племенами Израиля.* (Лк.22:24-30/*/)

* * *

*Придя на место, Он сказал им:
 "Моли́тесь, чтобы устоять в испытании!"
 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня
 и, став на колени, молился:
 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!
 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"*
                          (Лк.22:40-42/+/)

* * *

*За Иисусом шла большая толпа народа,
 и среди них женщины,
 которые били себя в грудь, оплакивая Его.
 Иисус, повернувшись к ним, сказал:
 — Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима!
  О себе плачьте и о детях своих!
  Вот наступают дни, когда будут говорить:
  "Счастливы бесплодные, нерожавшие
   и не кормившие грудью!"
  Тогда будут говорить горам:
  "Обрушьтесь на нас!" —
  и холмам: "Скройте нас!"
  Если с деревом, полным соков, так поступают,
  что же будет с сухим?
 Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников.
 И когда пришли на место, называемое "Череп",
 распяли там Иисуса и преступников —
 одного справа, а другого слева от Него.
 Иисус говорил:
 — Отец! Прости им, они не понимают, что делают!*
                                (Лк.23:27-34/##/)

********************************************* 

/*/ из евангельского чтения понедельника.
/+/ из еванг. чтения вторника.
/++/ перевод: А.Графов. Паремия, читаемая на 6-м часе в среду.
/#/ из апост. чтения четверга.
/##/ из еванг. чтения четверга.

/@/ из апостольского чтения субботы и воскресное апост. чтение.
/@@/ евангельское чтение субботы и воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой.

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/025/_25L-1.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное