Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - 'Ахарей Мот' ('После смерти):


В недельный голове "Ахарей мот" говорится о службе первосвященника в Храме в Йом Кипур. Наверное, самый известный эпизод этой службы – жертвоприношение двух козлов, о которых бросали жребий, одного принося Творцу, а второго отправляя к Азазелю* в пустыню.


Сразу возникает несколько вопросов.
Во-первых, мы приносим жертвы только Творцу?
Во вторых, что это – взятка прокурору во время суда?
В-третьих, зачем ему козёл? Он же духовная сила, и, понятно, что никакие козлы ему не нужны.


Рав Милевский указывает на два процесса, которые происходят в Йом-Кипур: капара и таhара. כפרה капара переводится как "покрытие", "искупление", טהרה таhара – "чистота".
Рав Алшех подчёркивает, что в Йом-Кипур можем совершить два вида тшувы: один – из любви, другой – из страха наказания.
Когда тшува делается из любви, вся энергия, негативная энергия трансформируется в позитивную. Это таhара. Представьте себе, что вся энергия гнева, раздражения, страха переходит в позитив и начинает работать на нас. Какие огромные дополнительные ресурсы и силы у нас появляются. Так вот вся эта негативная энергия переносилась на козла, которого приносили в жертву Творцу, и таким образом она исправлялась.
Энергия тшувы сделанной из страха, не трансформировавшаяся в позитив, переносилась на второго козла и таким образом убиралась из еврейского лагеря, из нашего мира. Это капара.
Эта – уже частично позитивная, но не до конца – энергия и достаётся сатану. Сатан ей радуется, говорит Ари Заль, поскольку негатив не имеет собственной силы, и позитив, имеющийся в этой силе, его, сатана, подпитывает. Тогда сатан оставляет евреев в покое. Это тот крючок, на который сатан сам и попадается.
Если продолжить мысль рава Алшеха, то получается, что как только человек делает тшуву по тому же самому поводу, но не из страха, а из любви, вся энергия – и позитивная, и негативная – у сатана забирается, и он на этом очень сильно теряет. И получается, что если рассматривать жертву как взятку прокурору (сатану), то даже если он возьмёт её (не сообщив, не пожаловавшись Судье), то впоследствии, когда человек делает тшуву из любви, у него, прокурора (сатана), всё изымают.


Порядок, который не к месту
Ещё один аспект жертвоприношений в Йом Кипур, на который указывает Элияhу Гладштейн.
В отличие от остальных дней, в которые приносят только козла, в Йом-Кипур приносятся козёл и бык. Бык – животное огромной силы, на котором работали, и в этом аспекте он является олицетворением позитивного, созидательного начала. Козёл – олицетворение хаоса, разрушение, он представляет собой начало деконструктивное. Само слово שעיר сеир-козёл означает "шторм" и "ярость". Оба начала могут быть использованы во благо, или во вред.
В Йом-Кипур мы хотим исправить не только ошибки, совершённые в результате влияния йецер hа-ра, когда хаос выходит из-под контроля[1], но и допущенные под влиянием йецер hа-тов, то есть руководствуясь самыми благими намерениями. Поэтому помимо козла, необходим также бык, символизирующий контроль и порядок – позитивные средства, которые могут использоваться не вовремя или не по назначению.
Какое всё это имеет отношение к нам сегодня? Вспомним, что каждый из нас микро-Вселенная, а Тора написана для нас и сейчас, и все эти процессы происходит в нас самих.

 


Упражнение
Жертвоприношение козла
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Сфокусируйтесь на присутствия Творца и его любви.
Найдите ту часть-первосвященника внутри вас. Станьте им.
Найдите внутри себя быка.
Положите руки ему на голову и почувствуйте его энергию.
Поговорите с ним. Убедите его, что ему лучше всего служить Творцу.
Как только он согласится – это и есть ритуальный забой. Бык перестаёт существовать только для этого мир и становится связующим мостом между материальным и духовным.
Огонь жертвенника – это трансформация энергии. Почувствуйте эту энергию.
Найдите внутри себя козла, почувствуйте его энергию.
Поговорите с ним. Убедите его, что ему лучше всего служить Творцу.
Почувствуйте трасформацию этой энергии.

 

Упражнение для продвинутых.

Служба Йом-hа-Кипурим с первосвященником
Пройдите с первосвященником всю службу Йом Кипура.

В "Сефер гилгулим" раби Хаим Виталь со слов своего учителя Ари Заля пишет, что, когда мы говорим, что человек перевоплощается в других людей, мы не должны допускать ошибки, думая, что речь идёт о первоначально созданной душе.
Человеческая душа может разделиться на неисчислимое количество корней, в каждом из них есть также неисчислимое количество искр, и каждый гилгуль-воплощение исправляет какое то количество этих искр. Искры, ещё не исправленные, должны вернуться, а те, что были исправлены, поднимаются на соответствующий уровень, где они и остаются.
Например, Надав и Авиhу, прошедшие через множество перевоплощений. Вначале были в пророке Элияhу, затем в пророке Элише, кроме множества других. Когда пророк Элиша испрашивал духовную силу в два раза больше, чем у Элияhу, он попросил наследовать души Надава и Авиhу, а точнее те искры их, что ещё не были исправлены.
Таким образом пророк Элиша комбинировал два уровня души. Основной пришёл из искры Йосефа, а также из искр душ Надава и Авиhу, которые произошли из Каина. Поскольку он сам происходил из искры души Каина, он попросил присоединить искры душ Надава и Авиhy и исправил их.

[1] У каждого человека есть слабости, например страхи, но обычно человек их контролирует. В некоторых случаях человек, обычно подсознательно, даёт йецер hа-ра усилить этот страх, и тот выходит из под контроля. Например, человек боится выступлений на публике, и, не совладавши со страхом, он может начать заикаться, терять нить мысли.

 автор текста: р. Ефим Свирский

иллюстрация: профессиональный художник Марат Брызгалов


В избранное