Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - 'Ва-Икра' ('И призвал') וַיִּקְרָא: Эта глава о призыве! К




קרבן Карбан – "жертвоприношение".
От "лекарев – "приблизиться
Сегодня это также актуально, как тысячи лет назад. Ведь "приближение" можно совершить через молитву, изучение Торы или через еду. Трактат "Брахот" (26б) говорит о соответствии жертвоприношения молитве. Изучая карбанот, мы совершаем их.

 

Первая жертва – עלה ола, или всесожжения.
Приносится в том числе за неправильные мысли или при желании человека поднять свой духовный уровень.
Сжигается полностью.
Бык, баран, птица.

Вторая жертва – מנחה минха, или хлебный дар.
Рав hирш: "Это дань благодарности Творцу". Если хотите, посвящение Ему своей сущности и радости.
Зерно – основная субстанция для существования, масло—комфорт, ароматная смола – радость, удовольствие. Все эти состояния и чувства мы связываем с присутствием Творца здесь и сейчас.

 

Третья жертва – זבח שלמים зевах шламим, или мирная жертва.
Проявление любви к Творцу.
Часть сжигается, часть отдаётся коhэну, часть человек съедает сам.
Комментаторы: законченность, полнота, совершенство, спокойствие и подобные состояния исходят, осознаются и ощущаются в контексте отношений с Творцом и понимания, что Он их источник.

 

Четвёртая жертва –חטאת хатат, или жертва за ошибки (слово חטא хет, которое традиционно переводят нееврейским понятием "грех", буквально означает "промах").
Эта жертва не искупает сознательные проступки. Для этого нужно делать тшуву. Хатат искупает ошибки из-за невнимательности.

Рав Нахман объясняет. Неправильные мысли, которые исправляет карбан ола приходят из сфиры Хахма. Это мужской принцип (Хахма даёт, а Малхут получает), и, соответственно, животное приносится мужского пола.
Приношение за хет связано со сфирой Малхут и способно исправлять самые низкие энергии. Животное, приносимое обычным человеком, – женского пола.
Зевах шламим может быть и того, и другого пола.
Это учит пониманию, что независимое положение человека (мужская энергия) или зависимое (женская) не отражается на его возможности быть счастливым,если человек продуктивен в роли, им исполняемой.

 

Пятая жертва – קרבן עולה ויורד карбан ола ве-йоред, или жертва за напрасные клятвы, осквернение святого.
Может иметь разную стоимость.
Шестая жертва – אשם ашам, или повинная жертва. Рамбан переводит как "опустошение".
Приносится, например, когда человек украл что то, а потом раскаялся и вернул.
Седьмая жертва – אשם תלוי ашам талуй, или жертва, когда человек сомневается, сделал он что-то или не сделал.

Многоаспектная связь
Одним словом, смысл жертвоприношения – связь с Творцом во всех аспектах жизни. Во всём, что выходит из уст Творца. Как сказано: "Ибо от всего выходящего из уст Г-спода будет жить человек" (Дварим, 8:3). Тем более что "и вдохнул в его ноздри живую душу" (Берешит,2:7).
"Решит Хахма" приводит объяснение Рамбама о том, что в каждом часу есть 1080 частей. По количеству комбинаций четырёхбуквенного Имени Творца, включая все некудот (знаки, обозначающие гласные).
Это соответствует 1080 вдохам, которые делает человек каждый час. И каждая из этих комбинаций даёт жизненную силу соответствующему вдоху.Об этом сказано: "Ибо от всего выходящего из уст Г-спода будет жить человек" (Дварим, 8:3).

 

Упражнение
Дыхание вместе с Тем, Кто вдохнул в вас жизнь
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Хорошо сфокусируйтесь на мысли, что от всего выходящего из уст Творца будет жить человк.
Почувствуйте, что Творец дарит нам жизнь с каждым вдохом... и выдохом.
Сфокусируйтесь на этом.
Немножко подышите с Творцом.

А раз связь с Творцом существует во всех аспектах жизни, то становится понятна и связь жертвоприношения с молитвой. Убрать эгоизм, поднять животное начало, прочувствовать единство Творца, трепет перед Его величием и любовь к Источнику всего самого чистого, осмысленного и Дающего истинную радость и наслаждения.
Жертва приносилась на северной стороне (Ва-икра, 1:11). Северная сторона – это Гвура (суд, границы) и олицетворяется праотцом Ицхаком. За его заслугу мы и получаем прощение.
Поведение Ицхака на жертвеннике – самоотверженность, полное убирание эгоизма, подчинение самого основного инстинкта-выживания воле Творца – это то, чему и нам важно научиться.
Никто из нас не заслужил жизнь, она даётся нам как подарок от любящего нас Творца. Это понимание убирает гордыню и даёт очень важное чувство благодарности.

Кабала говорит о пяти "царствах" в физическом мире.
Жертвенник исправлял нарушения во всех этих пяти царствах.
Сегодня жертвенником является наш стол. И правильно проведённая трапеза также исправляет и поднимает все эти миры.
Соль – это минерал. Соль исправляет и одухотворяет (поднимает) мир минералов и "неодухотворённых" предметов.
Вино и масло – мир растений.
Животное – мир животных.
וידוי "Видуй"* ("Исповедание") – мир людей. За столом это может соответствовать דבר תורה двар Тора (комментариям на Тору).
Кавана (правильная концентрация) коhэна – поднять мир душ.
В шабат, когда при принятии пищи говоришь" לכבוד שבת" "Ли-хвод шабат – "В честь шабата", энергия шабата привносится в еду, и еда одухотворяется.
Задача карбанот, как мы уже сказали, поднять животное в себе.

 

Упражнение
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Найдите в себе коhэна, это самая высокая духовная часть в нас.
Найдите в себе разных животны, описанных в недельных главах. Соедините коhэна с животным началом в себе (סמיכה смиха) наложение рук на голову животного.
Убедите животное ,что ему будет лучше служить духовному началу. Как только животное соглашается, оно перестаёт жить только для этого мира, соединяя материальное и духовное. Это и есть שחיטה шхита (ритуальный забой животного).
Выливания крови на жертвенник и огонь – это процессы трансформации.
Наше предназначение в этом мире это тикун мидот – исправление черт характера, и через это исправление мира, говорят наши мудрецы.
Потому-то "ויקרא" "Ва-икра", то есть "И призвал". Это призыв Творца к каждому из нас. Прийти и выполнить наше призвание.

 


Упражнение
Жертвоприношение-1
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Найдите в себе коhэна.
Какие мысли вы бы хотели поднять?
Какое из животных?
Бык, баран, голубь, кто из них им соответствует?
Найдите в себе, откуда приходят эти мысли.
Пусть коhэн в вас убедит эту часть с ними расстаться и заменить на что-то продуктивное, гармонирующее с Творцом.
Скажите Творцу: "Я не хочу так мыслить, помоги мне, пожалуйста, переключаться и не следовать за ними."
Направьте свет Творца к этой части.
Принесите животное в карбан.

 


Упражнение
. Жертвоприношение-2
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
За какой проступок, ошибку вы хотели бы принести карбан?
Вспомните, как это произошло.
Какое животное соответствует этой ошибке?
Пусть коhэн в вас убедит эту часть отпустить ту ошибку, тот проступок и заменить на что-то продуктивное, гармонирующее с Творцом.
Скажите Творцу: "Я не хочуповторить подобную ошибку, помоги мне, пожалуйста, больше так не делать."
Направьте свет Творца к этой части.
Принесите животное в карбан.

 


Упражнение.
Жертвоприношение-3
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Принесите жертву шламим – мирную.
Какое животное поможет вам это сделать?
Убедите это животнотное служить Творцу и подарить вам его энергию спокойствия и умиротворённости.
Почувствуйте эту энергию и свяжите её ощущением присутствия Творца.
Почувствуйте, что законченность, полнота, совершенство, спокойствие и подобные состояния, все исходят, осознаются и ощущаются в контексте отношений с Творцом. Осознайте, что Он их источник.
Видите: Эти главы могут быть совсем не скучными.
Шавуа Тов

автор текста: рав Ефим Свирский

* * *

Следите за новыми материалами сайта рава Меира Брука подписавшись на группы и сообщества в Viber  и Whatsapp (по этим ссылкам заходить со смартфона)

В избранное