Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - Одержимость собственностью — Недельная глава «Ваера»


«И сказал Г-сподь: вопль Сыдомский и Аморский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Берешит 18:20).

Люди Сдома были самыми богатыми людьми в мире. Земля Сдома отличалась невероятным плодородием,  она изобиловала природными запасами золота, серебра и драгоценных камней. Жители Сдома тряслись над своими богатствами и больше всего боялись их утраты; их преследовали мысли о том, что богатство края могут расхитить, и поэтому они не допускали в границы Сдома  никаких чужестранцев.

Вот некоторые из законов, которые действовали на территории Сдома:

 

  1. Всякий кормящий странников должен быть предан смерти.

  2. Чужака, посетившего Сдом, должно ограбить.

  3. Если гость не помещается по росту в кровать, его ноги должны быть отрезаны. Если же кровать ему велика, его следует вытянуть.

  4. Обычная поездка на пароме через реку стоит 4 монеты, но в случае, если человек выбирает другой транспорт, он должен заплатить 8 монет.

  5. Каждый житель Сдома обязан следить за поголовьем скота всего города один день в году. Однако, если у человека нет собственных животных, тогда он обязан следить за поголовьем городского скота два дня в году.1

 

Какова причина создания нелепых законов Сдома?

Когда студент переезжает в общежитие университета, его обязывают соблюдать требования общежития. Если его кровать сломана или ему нужен комод, руководство старается предоставить ему всё необходимое: как важен сам человек, так и потребности его тоже важны.

Однако в Сдоме всё было напротив: материальные ценности обладали высокой значимостью, а люди — низкой. Люди должны были приспособиться под требования имущества. Если кто-то не соответствовал размерам кровати, его нужно было «подогнать» под них, — иначе это «причиняло дискомфорт» самой кровати! Если кто-то отправлялся по реке, не используя паром, он должен был заплатить за поездку двойную цену, ибо, найдя иной способ перемещения, он обесценивал значимость парома. Если у вас нет своего животного, то вы обязаны следить за всеми животными дважды в год, чтобы до вас быстрее дошло следующее правило: «У вас нет животного? Разве Вам не понятна его ценность, а Ваши глаза не видят его значения?»

Всё в мире когда-то было создано для служения человеку: автомобиль — для быстрого перемещения, дом — для приюта. Когда человек излишне увлекается автомобилем, домом или каким-то другим имуществом, он поступает так же, как люди Сдома.

Своим отношением или своими действиями владелец собственности показывает, что вещи ценнее людей, например, автомобиль или дорогой ковер обладают абсолютной ценностью. Если кто-то запрещает кому-то ходить по ковру, опасаясь, что «вероятно» ковёр от этого испачкается или протрется, такой человек демонстрирует, что ценность ковра для него более важна, чем уважение к человеку.2

Рав Эльхонон Вассерман когда-то остановился в доме у богатого человека. Однажды, в дождливый день, рабби Эльхонон проходил мимо дома и заметил, что к его ботинкам прилипла дорожная грязь. Чтобы не испортить дорогие ковры хозяина, он вошёл через чёрный ход. Как только рабби переступил порог дома, хозяин воскликнул: «Ты разрушаешь мой дом!» А затем пояснил: «Мои дочери видят, что Рош Ешива вошел в дом через чёрный вход, дабы не испачкать ковры. Они, в таком случае, могут решить, что ковры важнее ешивы! Разве  это учит их кавод ѓа-Тора (почтению к Торе)! Пожалуйста, выйди снова и зайди в дом через парадную дверь, несмотря на то, что у тебя грязная обувь!» Этот эпизод произвел глубокое впечатление на дочерей хозяина, которые, заметим, позднее вышли замуж за руководителей ешив.

 

автор текста: Рабби Эли Шеллер


В избранное