Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость Восемь свечей Хануки как восемь уровней осмысления праздника


Восемь свечей можно рассматривать и как восемь ступеней развития человека: от маленького ребенка до лидера мирового масштаба.

Свеча 1: Детская
Свеча 2: Военно-патриотическая (Подростковая)
Свеча 3: Ритуальная
Свеча 4: Храмовая (высший Храм, Храм внутри нас)
Свеча 5: Идентификационная («Мы – это не они»)
Свеча 6: Интеграционная («Мы берем лучшее от них»)
Свеча 7: Антикризисная («На ошибках учимся»)
Свеча 8: Лидерская

Восемь тем-свечей делятся на две группы (по четыре «свечи»-темы):

Первая группа – это классический мир еврейства с его темами, доступными большинству.
Вторая группа – это «пост-пост-модерн», работа «по-взрослому», в рамках которой еврейский взгляд становится:
1) уместным для народов мира;
2) обогащенным мудростью народов мира;
3) защищенным от происков темных сил;
4) видна готовность взять ответственность за судьбы мира.

Свеча 1: Детская

Очень важно, чтобы из детства на нас смотрели позитивные и красивые, теплые и яркие сюжеты. Потом, будучи взрослыми, мы будем опираться на них, но не ограничивать себя только детским опытом.

В случае Хануки, это:

Наш «материальный» интерес к делу в виде хануке-гелт (в переводе с идиша «ханукальные деньги», на иврите — дмей Ханука), подарков, с помощью которых взрослые поддерживают наш интерес к теме.
Кстати, даже при советском режиме многие дедушки и бабушки давали Хануке-гелт своим внукам. Это было в том числе безопасно, так как не имело ярко выраженных еврейских атрибутов, и ребенок не мог «заложить» доброго дедушку в попытке «разложить» внука религиозным опиумом.

«Вкусовые» спецэффекты. Взрослые косятся на суровые требования диет, исключая, в первую очередь, жирное и жареное, а ханукальное меню – именно таким и балует. Но дети еще могут себе позволить чистую радость от жареных в масле латкес и пончиков с повидлом... и пронести воспоминания об этой радости в своей памяти через всю жизнь.

«Эстетические» спецэффекты (привет от греков-эстетов). В Хануку всегда все устраивали концерты, так как это не праздник из Торы, когда нельзя включать электричество и есть другие ограничения. В Хануку всегда все ходили на такие мероприятия, запоминая артистов на сцене, а в антракте - пончики и латкес.
«Игровой» символ Хануки – вертящийся волчок, называемый «дрейд» или «савивон».

Ну и, наконец, главное воспоминание – свечи или масляные светильники на окне, когда внутри дома тепло и уютно, а за окном – холодно, хмуро и негостеприимно. Очень контрастная картина – живой огонек свечи на фоне сугробов и ветров. Идеальная картинка для «загрузки» в память ребенка.

Детская Ханука – это радость, свет, тепло, вкусно и монетки звенят в кармане. К сожалению, «советские» евреи детский этап недополучили, но мы сейчас можем дать его нашим детям...

Свеча 2: Военно-патриотическая (Подростковая)

Из всех еврейских праздников только Ханука имеет в себе военно-победный аспект. Вообще и для большинства самих евреев и для европейцев, среди которых жили и живут евреи, далеко не очевиден факт того, что евреи могут быть воинственными.

Дадим кратчайший обзор еврейского героизма.

Авраам ввязывается в мировую войну, чтобы высвободить племянника Лота, и побеждает в этой войне.

В городе Шхем происходит изнасилование дочери Яакова – Дины. Влюбленный в нее принц, сын начальника города, берет девушку силой. Шимон и Леви – братья Дины и сыновья Яакова – вырезают весь город (не без помощи хитрости), демонстрируя, что нельзя оставлять безнаказанным подобные происки.

Далее, будучи в рабстве, евреи растеряли свой пыл.

Во время выхода из Египта в роли великого полководца был ближайший ученик Моше – Йеошуа бин-Нун, который начал свою военную карьеру, сражаясь с амалекитянами, напавшими на евреев в пустыне. В дальнейшем, когда евреи вошли в Землю Израиля, Йеошуа возглавил всю военную операцию по изгнанию и уничтожению хананейцев.

В первую эпоху, до имперского периода истории, начавшегося с вавилонского изгнания, у евреев было немало героев. Самые яркие: пророчица Двора, организатор разгрома хананейцев, Шимшон (Самсон) – великий воин, Царь Давид – самый выдающийся полководец всех времен и народов (по совместительству – величайший поэт, автор-исполнитель своих псалмов).
Далее, началась эпоха, когда великие империи – Вавилон, Персия, Греция, Рим – владели почти всем миром, и Израиль стал провинцией в империи, потеряв государственность.

Евреи лишились репутации воинственного государства, но в частном порядке охотно воевали (часто, как наемники) в разных сражениях, и были весьма знамениты.

Ханукальный сюжет пробудил новое измерение боевого духа евреев.
Они боролись за саму возможность духовной самоидентификации. Греки, будучи народом с богатыми культурными традициями, обычно не навязывали силой свои ценности, их нравы мирным путем распространялись весьма эффективно и даже среди евреев было очень много эллинизировавшихся, привлеченных внешним блеском культуры эллинов.

Но тут «вмешался» Вс-вышний. Среди императоров греко-сирийского государства объявился религиозный фанатик, который решил силой навязать евреям греческий уклад и запретить еврейский образ жизни.
Это, конечно, плохо для евреев, что их заставляют отказаться от своего пути. Но в случае Хануки, к великому счастью евреев, они имели ярких вождей, семейство Хашмонаим, которые подняли народ на борьбу и победили греков, сохранив свои традиции и народное достоинство. К евреям вернулась вера в свои силы, они почувствовали поддержку Вс-вышнего.

В истории было множество чудес, приводивших евреев к победе. Ведь главный режиссер истории – Вс-вышний – знает, как развить сценарий в правильную сторону. Кстати, подобные чудеса помогли евреям победить и в наше время – в Шестидневную войну.

А что было между античностью и современностью?

Во времена Рима евреи были славными воинами, но Вс-вышний уже имел другой сценарий. И хотя героизм евреев был особенно ярко выражен (вспомним Массаду и восстание Бар-Кохбы) в борьбе с римлянами, но было суждено им проиграть в войне и отправиться в изгнание - галут, чтобы распространиться по миру и прославиться не воинскими доблестями, а чем-то более серьезным.

Евреи несли свет миру, но мир еще не был готов оценить свет, идущий от евреев. Почти две тысячи лет евреи в период активности христианской традиции в Европе усиленно принижались. Образ еврея превратился в слабого и беззащитного.

С одной стороны, евреев обижали дикие средневековые европейцы. С другой, христианская доктрина самоутверждалась за счет подавления еврейского духа, делала из еврея вечного «козла отпущения» и пытаясь стать «Новым Израилем», угнетала иудеев. Важно осознать, что до ХХ века евреи многие века свыкались с ролью униженных, а соседи евреев злоупотребляли этим положением.

ХХ век многое изменил в мире.

Что касается нашей темы, то стоит обратить внимание на две войны. В первой мировой войне евреи получили возможность воевать в обоих лагерях, и многие евреи совмещали чудеса героизма с еврейской смекалкой, прославившись как великие и мудрые воины.

Во второй мировой войне еврейский сценарий поменялся: фашизм развязал Холокост, но в антифашистской коалиции было множество евреев и, более того, у них появился объективный повод не просто воевать, а реально ненавидеть врага, что придавало их доблести еще больше героизма.

Многие из тех великих воинов стали костяком армии Израиля (ЦАХАЛ). Вс-вышний поддерживает нашу доблестную израильскую «военщину» и в современном мире: образ слабого и беззащитного еврея сменяется на образ израильтянина-воина.

Свеча 3: Ритуальная

Главное украшение Хануки - ритуал зажигания свечей.
В светском мире понятие ритуал было очень искажено. Ритуал в еврейской традиции – это инструмент взаимодействия между мирами – земным и Высшим. Ханукия и огонь ханукальных свечей - очень выразительны. Масло символизирует множество сакральных смыслов, включая идею Мошиаха (в переводе - помазанника [ритуальным маслом]).

Самые мощные возможности хранятся в мистических интерпретациях ритуалов.
Восемь свечей символизируют выход в бесконечность. Кстати, на языке математики бесконечность изображают как лежащую восьмерку.

С другой стороны, в каббалистической системе сфирот есть десять сфирот: из них семь считаются «приземленными», то есть более доступными нам, а начиная с восьмой сфиры – три верхние – принадлежат к Высшему миру, доступ к которому требует духовного опыта.

Свеча 4: Храмовая

Напомним, что духовная часть Хануки строится вокруг сюжета зажигания Меноры в Храме.
Когда греки захватили и осквернили Храм, они лишили его еврейской сущности. И когда евреи зажгли Менору с освященным маслом, они как бы заново оживили Храм.
Храм – как материальная реальность – остался в прошлом. Но как духовная концепция – существует в высшей реальности... Освящение Храма (ханукат а-байт) – возможность для каждого из нас раскрыть в себе новые горизонты – на фоне холодно-зимней ночи внешнего мира.

Изучая строение Храма, мы можем понять то, как мистики видят духовное устройство человека. Огонь и свет, идущие из Меноры, выражают, в том числе, суть и проявления души человека.

Храм – внутри нас.

Менора – внутри нас.

Масло – внутри нас.....

Свеча 5: Идентификация

Когда возникает духовный конфликт между системами, это позволяет глубже задуматься каждому носителю системы: что же нас определяет, чем мы отличаемся от наших оппонентов.
Именно Ханука дает нам повод задуматься о сути еврейского подхода к миру.
Что мы принесли миру? Что Вс-вышний вложил в понятие «еврейский народ»?

Интересно, что история говорит о двух этапах в греческом мировоззрении.
Первый этап - языческая Греция с множеством богов на Олимпе. Ей противостоит еврейский монотеизм.
Многобожие позволяет человеку оправдывать свои слабости, маневрируя между «интересами» богов.
Еврейский монотеизм имеет мощную этическую составляющую, которая освящена Б-гом и системой Заповедей, мы рассматриваем их как данные Вс-вышним и развитые нашими мудрецами.

С другой стороны, более поздняя Греция является родиной науки и логики.
И греки в своем мировоззрении не оставили места «чуду».
Мы же, евреи, верим в то, что Вс-вышний управляет миром и, хотя законы мира функционируют, Б-г себя не ограничивает законами. И чудо с ханукальным кувшинчиком с маслом символизирует мир, в котором есть место чуду и в котором разум не отменяет веру и выстраивание глубинных отношений со Вс-вышним.

Свеча 6: Интегральная («Мы берем лучшее от них»)

В первой половине ХХ века еврейская мудрость обогатилась подходом рава Кука, который разработал теоретическую методологию, позволяющую евреям черпать ценные инструменты у других систем, сохраняя свою идентичность.
Но сам процесс начался задолго до рава Кука.
Еврейский народ смог интегрировать множество греческих наработок, «откошеровывая» их и одухотворяя.

Согласно мнению исследователей, способ глубинного комментирования еврейских текстов частично был заимствован из греческих методов анализа текста, в частности, гомеровских творений; каббалистическая система сфирот была заимствована из греческой философско-мистической системы эманаций, разработанной неоплатониками, а Рамбам ввел в иудаизм логические подходы, взятые у Аристотеля.

При этом связь между подходами евреев и греков отражает благословение из Торы, данное сыновьям Ноаха. Сказано, что «Яфет (греки) будет жить в шатрах Шема (евреи)», то есть мудрость «греческого типа» станет ресурсом, развивающем еврейскую мудрость.

Свеча 7: Антикризисная («На ошибках учимся»)

Зрелые системы проходят в своем процессе развития через кризисы. Этот процесс стимулирует появление новых аспектов, а также требует умения защищаться от «происков» сил, злоупотребляющих ситуацией. В истории Хануки была масса поучительных моментов, изучая которые мы можем многому научиться.

Свеча 8: Лидерская

Для серьезных процессов очень важно наличие достойных лидеров. В истории Хануки семейство Хашмонаим и, в частности, Йегуда Маккаби являлись ярким примером лидеров, которые вели народ к победе. Лидер должен брать на себя ответственность за народ и за ситуацию. Он должен быть готовым к принятию неординарных решений. Ханука напоминает об этом.

Желаю всем читателям, чтобы свет Хануки одухотворил нас и помогал в течение всего года быть достойными людьми и достойными евреями.

В избранное