Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - Пуримская радость


Сказано в нашей традиции: когда начинается месяц адар — увеличивают радость. Эта радость проистекает из духовных энергий праздника Пурима.

Месяц адар по еврейской символике соответствует астрологическому знаку Рыб. Один из смыслов этого знака связан с тем, что рыбы живут под водой, то есть их жизнь скрыта от наших глаз. Это один из самых мистических знаков.
Вторым аспектом праздника, который заряжает нас энтузиазмом, является концепция переворота, когда судьба переворачивается и из негатива выныривает позитив. Этот момент переворота формируется как бы за кулисами или под водой, то есть он не виден обычному наблюдателю, но виден результат, который нас радует.
Можно также назвать этот феномен сюрпризом. Но сюрприз обычно локален, как приятная мелочь, а в данном случае речь идет о глобальном изменении в лучшую сторону.
Отличие Песаха от Пурима (с точки зрения сюжета) в том, что финал пасхальной истории произошел после годичного периода, в который с помощью десяти казней евреев готовили к развязке. Пуримский переворот произошел «вдруг», внезапно, и это внезапное облегчение вызывает особенный прилив радости.
Известная связь Пурима и Йом Кипура состоит в том, что в обоих сюжетах присутствует «пур» — жребий.
В Йом Кипур с помощью жребия выбирали одного из двух козлов, которого отсылали к Азазелю. Азазель — это загадочное обозначение теневых сил, которым как бы давали взятку, чтобы они не вмешивались в суд над нами и не приносили своих обвинений.
В Пурим сами теневые силы в лице Амана бросали жребий, чтобы выбрать месяц, в который они планировали антиеврейскую операцию. И соль ситуации в том, что Всевышний перевернул планы теневых сил. В тот месяц, когда враги планировали свою операцию, произошел триумф сил света.
Продуктивно сопоставить Пурим и с Ханукой.
Это два более поздних праздника, которых нет в Торе и которые выражают историческую эпоху Второго Храма, когда евреи активно сталкивались с мировыми империями и проявляли себя в контексте политических вызовов.
Интересно, что связка Ханука — Пурим имеет два (с виду противоположных) проявления. С одной стороны, события этих праздников выходят в самый внешний мир — мир политики. С другой стороны, у этих праздников есть очень глубинные смыслы, полные мистических концепций.
Оба праздника имеют сакрально-пищевые символы. Ханука связана с оливковым маслом, а Пурим связан с вином. У этих продуктов очень мощный символический слой.
Масло горит и излучает свет и тепло. Это символизирует духовного человека, который несет тепло и свет окружающим людям. То есть масло символизирует экстравертное духовное измерение.
Масло выражает путь человека, который живет для других людей, с помощью света и тепла помогает преодолевать тьму и холод, которые символизируют приземленный мир. Холод — это холодность отношений и равнодушие между людьми. Тьма — это (в том числе) неумение видеть добро в мире, ограниченность восприятия мира газетно-телевизионными подборками «цуресов» (неприятностей).
Когда мы создали нашу еврейскую общину при синагоге, нашей работой стало преодоление холода и тьмы. Мы привносим в жизнь еврейские позитивные смыслы (свет против тьмы). И мы приучаем членов общины выражать тепло друг к другу, радоваться радостям друг друга и сопереживать проблемам. Тепло против холода.
Пурим содержит символ вина. Как говорит традиция, «входит вино — выходит тайна». Если, конечно, эта тайна есть внутри человека.
Для простого человека вино символизирует забытье и уход от реальности. Для мудреца вино символизирует доступ к глубинным уровням мудрости, проведение духовных «раскопок» в тексте Торы и в нашей душе.
Углубившись в свою душу, начинаешь распознавать глубины Торы. Это модель для исследователя.
Углубившись в изучение глубин Торы, пробуждаешь глубины души. Это модель для слушателя/читателя, который следует за процессом исследования.
Таким образом, «раскопки» в тексте Торы соединяют погружение в свою душу автора и погружение в свои души слушателей/читателей.
Вернувшись к опыту нашей общины, отмечу, что каждую субботу после утренней молитвы, во время нашего традиционного урока мы совершаем совместное погружение в глубины Торы и в глубины своей души. Это и есть путь, в который нас приглашают Ханука и Пурим.

В избранное