Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - ключевой текст: Техника работы с искрами.


ПРОЕКТ "СВЕТ АВРААМА" ПРЕДСТАВЛЯЕТ
--------------------------------------------------------------
ключевой текст: Техника работы с искрами.
А также разбор трех христианских "искр", которые могут обогатить иудаизм
Сегодня 7 адара – День рождения и День ухода Моше-Рабейну. 
Хороший повод написать что-то фундаментальное.
=-=-=-=-=-=
Написанный текст освещает фундаментальную тему и при этом я попытался сделать его сравнительно компактным. 
Поэтому можно сказать, что текст: «открывает тему», а не «закрывает тему».
-=-=-=-=-=
Мы недавно писали о том как христианская идея Троицы смогла развить ценные и при этом аутентичные подходы в иудаизме. 
----
Сейчас мы сделаем две вещи. 
Мы сформулируем теоретические принципы работы с искрами. 
И мы выведем их из трех примеров того, как Христианские идеи могут быть трансформированы в Искры и инкорпорированы в иудаизм. 
-----
Тема эта будет интересна не только религиозным евреям, но и любому человеку, который увидит "кухню" одного из самых важных процессов, влияющих на прогресс человечества. 
-----
Чтобы нам лучше понять теорию, мы начнем с практики, 
при чём возьмем сразу три примера. 
-------
Мы увидим различие между классическим и динамическим подходами.
----
Классический иудаизм имел в частности три "претензии" к христианству, 
которые мы сейчас рассмотрим и проработаем. 
-----
Иудаизм имел следующие претензии:
(А) идея Троицы, 
которая на первый взгляд противоречит идее Единства Б-га;
(Б) идея обращения к Иисусу как к Б-гу, 
что приводит к "смешению" Абстрактного Б-га и "конкретного" земного персонажа;
(В) идея объявления Иисуса - Мессией и Спасителем, 
что противоречит тому, что Мошиах придет в конце дней и совершит полное исправление мира.
-----
На данном этапе мы не будем углубляться в эти три концепции, но отметим, что в самом Христианстве есть своя разработка этих тем.
И в принципе разработка глубинных христианских рассуждений тоже может быть интересной в том числе и как источник искр.
Но пока мы остановимся на самой простой формулировке. 
-----
Когда иудаизм выдвигает претензии к христианству в такой форме, то фиксируется различие между системами, которое препятствует продуктивным отношениям и даже провоцирует конфликт. 
------
Часть 2
Что такое "искра", согласно кабалистической схеме?
Это некая концепция внутри ситуации или процесса, которую можно вычленить и работать с ней (образно говоря - "раздувать искру" в "огонь" или «из искры разгорится пламя»), при чем эту концепцию можно «встраивать» в другие системы.
Рассмотрим вариант искры для первого примера с Троицей. 
(Могут быть и другие варианты/искры).
Работая с Троицей, мы не отрицаем идею Единства Б-га,
Но говорим, что есть более "низкий" уровень Б-жественного, 
который мы можем назвать - проявлением Б-га 
И в котором может появиться разнообразие, 
Не отвергающее Единства сути.
Полезный пример: 
Это похоже на человека у которого есть несколько ценных качеств характера. 
Человек один, но у него есть, например, доброта, смелость и чувство юмора. 
-----
Еще более полезный пример:
Когда человек ищет супруга/супругу, то он будет очень рад, если ему предъявят список "добродетелей" (хороших качеств) кандидата в супруги.
Кстати, в реальной жизни мы очень редко сталкиваемся с сознательным анализом партнера, когда нам предъявляют список качеств. 
Обычно молодежь ориентируется на внешние черты или на гормоны. 
Более того, сам человек не всегда знает свои сильные качества и может прожить всю жизнь не зная, что в нем есть хорошего. 
-------
Еще качества можно назвать гранями личности. 
-------
Итак, вариант искры из христианской Троицы -
это ценность идеи:
работы с разными гранями или проявлениями Б-га. 
========
Тема 2
Христиане обращаясь к Б-гу, могут также обратиться к Иисусу.
Мы сейчас не будем углубляться в христианское объяснение этой идеи. 
На первом уровне нам достаточно самой общей формулировки.
Как может выглядеть вариант искры для данной ситуации?
Мы в нашем анализе не говорим, что "внутри" Б-га присутствует человеческий Персонаж.
Но мы можем сказать, что в процессе общения с Б-гом нам может помочь человеческий персонаж.
Но не как посредник, а как ПОМОЩНИК.
------
Более того, вариант искры - изучить ситуацию, когда Персонаж уже не находится в мире живых (т. е. Умерший персонаж).
И мы, развивая эту тему, увидим, как может с большой пользой быть «подключен» человеческий персонаж к общению с Б-гом. 
----
Подчеркнем, что на этом уровне нас не будет интересовать христианская детализация этой темы. 
Мы будем "извлекать искру" из самой общей формулировки.
=====
Тема 3
Христиане называют Иисуса - мессией и спасителем 
(Христос в переводе с греческого - спаситель)
Классическая проблема классического иудаизма состоит в том, что Мессия (или Мошиах) прийдет в конце времен и полностью исправит мир.
А Иисус приходил в прошлом, он умер, а мир все еще не исправлен. 
--------
Вычленим вариант искры из базового анализа.
Вариант "искры" – 
работает схема "многосерийного" Мессии-Спасителя.
То есть кроме "окончательного" Мошиаха-спасителя
В истории появлялись важные личности,
Которые совершили какой-то революционный процесс,
Очень серьезно повлияли на мир,
Но исправление не закончилось при их жизни,
Они умерли, но "дело их живет" 
------
Можно также назвать этот процесс "командной" работой,
Когда эти важные люди приходят в мир поочередно,
Но как часть большого сценария. 
------
Можно также назвать этих людей "промежуточный Мошиах".
Более того, эти промежуточные Мошиахи могут не быть идеальными. 
Они не застрахованы от ошибок, которые мы должны стремиться исправлять,
Но не отвергать из-за ошибок всю концепцию "многосерийности". 
------
Эта концепция "многосерийного" (и возможно неидеального) Мошиаха
Нуждается в разработке и осознании.
========
Итак, мы вычленили в самом общем виде три искры из трех конфликтных ситуаций.
(А) Б-г Един, но многогранен
(Б) Б-г имеет "абстрактную" природу, но общаться с ним можно с помощью привлечения человеческих Персонажей. 
(В) Мошиах - может быть многосерийным и неидеальным.
========
Часть 3
Зафиксировав данные искры, мы теперь можем увидеть как работать с искрами в рамках иудаизма.
То есть мы "раздуваем пламя" из "искры" в нашей системе (в иудаизме).
--
Кстати, есть еще один чрезвычайно полезный образ. 
Это образ - "тлеющего угля".
Тлеющий уголь - это то, что можно раздуть, чтобы получился огонь.
Разница между искрой и тлеющим углем в том, что тлеющий уголь незаметен и его надо уметь "разворошить".
Искра - это уже заметный объект. 
----
В научном лексиконе в свое время разработали понятие - латентный.
Латентный - это и есть "тлеющий уголь", то есть ресурс присутствующий, но как бы в "спящем режиме" (еще одна полезная метафора).
И сейчас нашей задачей будет найти "тлеющие угли" в иудаизме.
То есть мы увидим, что три вышеупомянутые идеи есть в иудаизме,
Но классическая версия иудаизма их очень слабо развивала.
------
Более того, мы будем искать эти идеи:
А) В толкованиях Торы
Б) в схемах каббалы
В) в заповедях
-----
Тема 1
Многогранность Б-га.
Мы уже делали подробный разбор этой темы.
Поэтому сразу напомню, что в истории про то как Авраам принимал в гости трех путников/ангелов есть важная интерпретация.
Она объясняет, что эти три ангела были тремя гранями Вс-вышнего. 
-----
Отметим, что это относительно известная интерпретация. 
Но из нее не делали интересных практических следствий в рамках иудаизма.
----
Кабалистическое измерение.
Система сфирот - является схемой многогранного Б-га.
Но напомним, что в классическом этапе иудаизма каббала не входит в базовый набор ресурсов и поэтому система сфирот не была знакома большинству религиозных евреев на классическом этапе.
=====
Тема 2
Тема - человек (персонаж), помогающий в общении с Б-гом.
Эта тема также не присутствует в явном виде в тексте Торы и Танаха.
Но она имеется в наличии в мидрашах/толкованиях.
Приведем несколько мидрашей (толкующих Тору).
(А) Б-г говорил с Моисеем из горящего куста.
Мидраш говорит, что Б-г обращался к Моисею голосом папы Моисея.
(Б) евреи посылают разведчиков осмотреть Святую Землю.
Мидраш говорит, что один из разведчиков - Калев - посетил могилу Праотцов, чтобы получить поддержку и силу для выполнения своей миссии.
(В) когда Яаков спит, он видит лестницу, по которой поднимаются и спускаются ангелы.
Мидраш говорит, что у Б-га есть "трон" на котором Он "сидит". 
И трон украшен четырьмя изображениями - льва, орла, быка и человека.
И человек изображенный у подножия Трона Б-га - это изображение самого Яакова.
И говорит мидраш про ангелов и лестницу, что ангелы двигались вдоль лестницы, чтобы сравнить самого Яакова с его изображением на Троне. 
=-=-=-=-=-=
Итак, у нас в мидрашах на Тору в контексте связи человека и Б-га фигурируют:
Голос папы Моше
Могила Праотцов
Фигура Яакова в Троне Вс-вышнего.
-------
Эти примеры не столь очевидны без дальнейших объяснений.
Но в "первом чтении" мы уже видим, что в контексте общения Б-га и человека могут присутствовать какие-то аспекты личности Персонажей.
-------
В каббале ситуация становится гораздо более прозрачной.
Когда мы рассматриваем сфирот (которые являются в том числе гранями Б-га),
То мы узнаем, что семь нижних сфирот - связаны с семью персонажами Танаха -
от Авраама до Царя Давида.
То есть семь персонажей Танаха - имеют возможную функцию связи между Б-гом и человеком. 
------
Несколько практических сюжетов.
В Суккот мы приглашаем в Сукку семь Праотцов (по одному в каждый из дней Суккота). 
Один из вариантов - идет речь о семи гранях Б-га через образы Праотцов.
Есть важная идея молитвы на могиле праведников. 
Мы молимся Б-гу, но могила праведника как-то помогает нашей молитве. 
=====
Итак, мы нащупываем идею, что может быть уместным и полезным использовать образы важных Персонажей для помощи в нашей связи с Б-гом. 
------
Отметим, что есть три категории Персонажей:
А) высшая категория - Праотцы и Персонажи Танаха
Б) средняя категория - большие Праведники и Мудрецы
В) нижняя категория - наши родители и личные предки (дедушки и др.)
-------
Еще раз подчеркнем, что в иудаизме мы не молимся этим персонажам,
Но эти персонажи являются своеобразным "лифтом", который поднимает нас ближе к Творцу. 
--------
Отметим также, что главная еврейская молитва Амида - 
начинается с фразы "Б-г наш и Б-г Праотцов, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова".
То есть мы снова видим фигуры Праотцов в связке с Б-гом.
То что мы сейчас описали – это не окончательный «продукт», а «полуфабрикаты» - наброски идей из которых можно будет как из «искры» «раздуть» интересные и эффективные механизмы, оживляющие иудаизм.
--------
Но сразу же отметим, что в этих делах важна и аккуратность, так как не любая идея будет «кошерной».
Так евреи запрещают использование икон как визуальных изображений в процессе молитвы.
Поэтому в еврейском контексте мы должны «раздувать» «искру» кошерным образом, не выходя за рамки принципов иудаизма.
=====
Тема 3
Как увидеть «командного» Мошиаха в иудаизме?
«Неокончательный» Мошиах – это человек, который:
- внес в процесс развития ВАЖНЫЙ аспект
- имел большое ВЛИЯНИЕ так что аспект не остался маргинальным, а стал мощным элементом «прорыва».
Наши Праотцы вполне годились на роль Мошиахов.
Но у них уже есть свой титул – Праотцы.
Первым после поколения Праотцов кто смог претендовать на роль Мошиаха был Йосиф.
Он был спасителем – и своей семьи и целого Египта и мира, который ходил в Египет за продуктами.
В команде Мошиаха был Моше, спаситель евреев из рабства.
В команду можно вписать Йеошуа бин-Нуна, руководившего захватом Израиля.
Из ключевых фигур Танаха в «команду» входят Цари Давид и Шломо (Соломон).
В команде Мошиаха может быть и герой Хануки – Йегуда Маккавей.
Из более поздних героев – в команду могут входить:
Раби Йегуда а-Наси – составитель Мишны, который в том числе отменил запрет записывать Устную Тору.
Это и Рашби – автор книги «Зоhар».
Это – и Аризаль.
Это – и БЕШТ.
Это – и последний Любавичский Ребе.
Кстати, с помощью «командной» модели мы можем снять напряжение в иудаизме, когда хабадники называют своего Ребе Мошиахом, а остальные евреи с ними не согласны.
Мы переходим от «эксклюзивной» модели к «инклюзивной» и тогда приход Мошиаха – это не одноразовое событие, а постепенный «пошаговый» путь.
И тогда Любавичский Ребе – один из членов команды, но не единственный.
=-=-=-=-=-=
Более того, Мошиах может совмещать важность и влиятельность с некоторыми ошибками.
Так, например, считается, что Йегуда Маккаби ошибся в том, что взял на себя Царскую власть.
Кроме того, ошибаться может не только сам член команды Мошаиха, но его последователи, которые могут быть не столь мудры как их учитель и поэтому имеют больше шансов ошибиться.
=-=-=-=-=-=
Отметим, что влияние члена команды Мошиаха – распространяется не только на евреев, но и на окружающие народы.
Так, например, Йосеф спас Египет от голода.
Поэтому Иисус вполне может рассматриваться как член «команды» Мошиаха, хотя Иисус не работал «на евреев».
Его роль велика, так как христианство смогло поменять доминирующую религию в мире с политеизма на монотеизм.
=-=-=-=-=-=
С точки зрения каббалы схема Мошиаха была усложнена.
В каббале есть разделение на два типа Мошиаха: Мошиах бен-Давид и Мошиах бен-Йосеф.
Мошиах бен-Йосеф – это «промежуточный» Мошиах, или член команды.
Кстати, интересно, что бен-Йосеф означает «сын Йосифа» а папу Иисуса звали Йосиф.
=-=-=-=-=
=-=-=-=-=-=-
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:
У нас вычленились три искры из трех конфликтных сюжетов в Христианстве, которые критиковались иудаизмом.
Для нашей первичной работы мы не шли слишком глубоко в христианскую интерпретацию. Нам вполне хватило краткой формулировки.
-----==
Когда мы формулируем искру (или другими словами – извлекаем ее), то искра должна выглядеть не как часть христианской доктрины, а как некая универсальная идея.
-----==
Когда мы «раздуваем» искру – или развиваем ее в рамках иудаизма – мы в принципе можем уже не апеллировать к Христианству.
-----===
Поэтому, если мы обращаемся к еврейской аудитории, которая не готова наблюдать за процессом «искро-образования», то мы можем ОПУСТИТЬ ПРЕДИСТОРИЮ и начать демонстрацию с уже «очищенной» искры.
------===
Но ради исторической объективности, мы должны знать, откуда искра появилась в нашем дискурсе.
=-=-=-=-=- 
Поэтому лучше всего текст делить на две части.
(А) историческая часть, подводящая к искре
другими словами – процесс сталкинга, обнаружения искры и ее вычленения.
(Б) динамическая часть, которая вживляет искру в основную систему, находит фрагменты Торы, каббалы, заповедей и др. Где эта искра может развиться и созидаются новые ресурсы на базе искры.
=-=-=-=-=-=-=
ИСКРА НА ПУТИ К БУДУЩЕМУ
У новых ресурсов, рожденных с помощью искрообразования может быть разный статус.
На первых порах – искро-ресурсы должны иметь факультативный статус, чтобы не создавать конфликта с адептами классического иудаизма.
Мы вполне оставляем классическому иудаизму возможность оставаться в своих исходных рамках – без привлечения новых искр.
=-=-=-=-=
Некоторые категории евреев могут создать группу внутри которой искро-ресурсы могут стать ключевыми и основополагающими.
---==
Так, например, в рамках хасидизма или даже отдельных его ветвей – хасидские искро-ресурсы становятся базовым фактором.
=-=-=-=-=
Так, например, в среде Хабада посещение могилы Ребе является ключевым и важным фактором.
Но вне Хабада визит к Ребе является возможным, но не обязательным.
-----===
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСКРОЙ
Чрезвычайно важный аспект: «раздувание искр» может привести к «ожогам» и другим неприятностям.
В переводе на понятный язык – «раздувание» может выйти из-под контроля и также может стать «почвой» для происков теневых сил......
-------==
В иудаизме техника безопасности при работе с искрами является ключевым понятием.
Но процесс распространения искр – может выйти за рамки иудаизма и тогда могут быть самые одиозные последствия.
-------==
Приведем несколько наиболее одиозных примеров.
Христианство – стартовало как важный духовный процесс.
Но в дальнейшем на почве христианства произрастали весьма одиозные проекты, такие как, например – крестовые походы, насильственное миссионерство индейцев с их массовым уничтожением, инквизиция, кровавые наветы против евреев и др.
=-=--=-=-=
Революция в России – тоже имеет «искровую» природу. Недаром большевики пользовались метафорой «Из искры разгорится пламя».
Но мы видим насколько много теневых сил воспользовалось революцией для реализации своих происков.
-------===
Тем не менее – основные идеи революции, такие как социальная поддержка слабых слоев воплотились в жизнь в большинстве стран современного мира....
---------===
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИСКР
Еще один чрезвычайно важный фактор.
Возможно, что существует почти стандартный сценарий «раздувания искр».
На начальном этапе искра с большой вероятностью может попасть в «плен» к деструктивным силам и это в некоторых случаях приведет к страданиям человечества.
Но дальше обязан вступить в силу принцип «На ошибках учатся» и цивилизация находит пути защитить искру, т.е. отделить искры от тене-происков и развить искро-процесс – но уже в ЗАЩИЩЕННОМ РЕЖИМЕ (protected mode).
УСКОРЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПЕРЕД ПРИХОДОМ МОШИАХА
Один из самых важных постулатов.
Мистики и эзотерики говорят об «ускоряющемся» времени.
Что полезного мы можем извлечь из этого принципа?
Самое ценное что мы должны реализовать – это уменьшение времени между моментом захвата искры тене-факторами и появления защиты против тене-факторов.
Приведем выразительный пример.
ХХ век – это век разгула мощных искр, но это и век разгула особо разрушительных теневых происков, которые паразитировали на искрах.
Время, пока человечество научалось защищать искру было весьма длительным и «по дороге» происходили разрушительные войны и другие катаклизмы.
Похоже на то, что человечество шло «интуитивным» путем – не осознавая природы процессов и поэтому все этапы шли зачастую спонтанно.
=-=-=-=-=
Наша задача – разработать теорию искр и тене-происков, и не только внедрять новые искры, но стремиться как можно быстрее создавать методы защиты искр и человечества от тене-происков, чтобы прогресс шел вперед, а деструктивные силы минимально вторгались в этот процесс.
=-=-=-=-=-=
Это – очень тезисная версия, но я постарался осветить ключевые процессы.
Задавайте вопросы и мы будем двигаться по пути познания и разработки новых методов на базе подхода «искро-извлечения»

В избранное