Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Три части личности


Сегодня я хочу поделиться с вами размышлением о том, как "примирить" два направления иудаизма - литовское и хасидское и выйти на более глубокое понимание природы человека
Напомню некоторые из аспектов различий. 
В классическом (или литовском) иудаизме подчеркивается, что еврей должен выстраивать "прямую связь" со Вс-вышним, без посредников. 
И "классический" раввин - это толкователь закона или учитель. 
Когда более двухсот лет назад возникло хасидское движение, постепенно в нем сформировалась фигура хасидского Ребе, который отличается от "классического" раввина. 
В хасидизме у еврея возникает большая связь с Ребе. Ребе как бы играет роль духовного ОТЦА, он поддерживает своих хасидов во многих аспектов духовной жизни. 
И здесь возникает то самое разделение между литваками и хасидами. 
Литвак считает, что "он сам" справляется с религиозными "вызовами", хасид считает, что ему очень важна помощь Ребе в духовной жизни. 
Анализируя это различие я увидел, что оно в определенном смысле напоминает различие между взрослым и ребенком. 
Взрослый должен полагаться в жизни больше на свои силы. 
Ребенок знает, что он может просить помощь у родителя. 
И роль родителя может играть хасидский цадик. 
При этом в духовном мире роль "ребенка" имеет большой смысл, так как духовный рост очень напоминает взросление и созревание и помощь "духовного родителя" очень ценна для духовно растущего человека. 
И тут мне недавно пришла интересная идея. 
Дело в том, что современная психология развивает "модели", говорящие что в человеке одновременно присутствуют разные части личности - некоторые части "взрослые" (или зрелые), а некоторые части "детские" (или незрелые). 
А еще более интересно, что известный психолог Эрик Берн (он был евреем) разработал систему под названием "транзактный анализ", которая построена на идее, что в человеке есть части личности трех типов - "взрослый", "ребенок" и "родитель". 
И если воспользоваться этой идеей, то можно примирить оба направления иудаизма. 
Для "взрослых" частей личности более подходит классический (или литвакский) иудаизм в котором человек не нуждается в поддержке и сам выстраивает свой духовный путь. 
Для "детских" частей личности очень важно пользоваться поддержкой "духовного родителя", роль которого может в том числе играть хасидский Ребе. 
И развитый человек может ощутить в себе наличие этих разных частей (взрослых и детских) и в каждом случае опираться на ту модель иудаизма, которая соответствует той или иной части. 
И вместо противопоставления двух версий иудаизма мы можем получить их синтез. 
РЕБЕНОК ВНУТРИ НАС
Как выражают себя "детские" части нашей личности? 
Это само по себе очень интересное исследование - о нашем "внутреннем ребенке", которое может очень сильно помочь нам в самопознании. 
Кстати, в Пасхальной Аггаде есть сюжет о четырех сыновьях - мудрый сын, сын бунтарь, сын простак и сын не умеющий спросить. 
С точки зрения нашей концепции - это также четыре вида нашего "внутреннего ребенка". И каждый из этих типов нуждается в своем "родителе". 
Мудрый внутренний ребенок внутри нас - любит учиться, внутренний ребенок бунтарь - может использоваться, чтобы разрушать старое и строить на его месте новое. 
Сын простак - умеет наслаждаться простыми подходами к жизни. 
Сын, не задающий вопросов - та часть личности, которая доверяет и не сомневается (как маленький ребенок доверяет родителю). 
Это только часть вариантов использования идеи внутреннего ребенка. 
Также внутренний ребенок умеет непосредственно радоваться жизни, а внутренний взрослый умеет критически мыслить. 
РОДИТЕЛЬ ВНУТРИ НАС
А кто такой внутренний родитель?
С одной стороны - в нас может быть развит свой "внутренний Ребе" - часть, которая "изнутри" поддерживает внутреннего ребенка. 
С другой стороны, те из нас кто работает в еврейском образовании - преподает, консультирует, пишет статьи и книги для других - реализует функцию "родителя" для других. 
Хасидский Ребе - одна из самых ярких форм реализации роли "родителя". 
В светском мире роль родителя может играть психотерапевт и частично социальный работник. 
Роль родителя - нужно развивать и разнообразить. 
Чем более сложен мир вокруг нас, тем более важно иметь в мире - духовных родителей - и как "внешних" людей и как развитие "внутреннего" родителя каждому из нас для работы со своими детскими частями.

В избранное