Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Об авторитетности и творчестве


Одна из проблемных тем для современных евреев - как понимать и принимать авторитетность мнений еврейских мудрецов. 
Тема эта обширная - мы наметим ключевые моменты. 
Сам предмет стоит разделить на две части - еврейский закон-Галаха (соблюдение заповедей) и еврейское мировоззрение (включая философские вопросы, толкование событий в сюжетах Танаха и др). 
В Галахических аспектах - подход гораздо более жесткий и разногласий гораздо меньше, в мировоззренческих аспектах - само разнообразие (при наличии авторитетности мнений) поощряется, так как расширяет смысловое поле и позволяет охватить больше аспектов и деталей. 
Этапы авторитетности стоит условно разделить на три эпохи: классическую, хасидскую и современную. 
Классическая эпоха - задала очень жесткий подход к авторитетности. Каждый автор, чье мнение иудаизм воспринимает всерьез - предварительно проходил "жесткую" школу учебы, изучая всю предыдущую классическую систему. У этих авторов также должен был быть личный наставник (из авторитетов предыдущего поколения), который проверял его понимание. В результате учебы и проверок - такой автор должен был пройти официальную процедуру "утверждения" другими мудрецами (условно говоря - вхождение в "клуб" авторитетов). Мнения наших авторитетов прошлого строились на мощном фундаменте и поэтому эти мнения и выводы вызывали в народе полное доверие. 
Хасидизм - привел новую ситуацию. 
Некоторые из хасидских учителей - не считались авторитетами в "классическом" понимании. И их идеи (в-основном мировоззренческого плана, а не галахического) могли выглядеть новаторскими и не "стоящими на плечах" классиков. В результате появления хасидизма - "аудитория" разделились на три (условные) группы. 
Возникали группы последователей хасидского мудреца. Они (внутри группы) воспринимали его как авторитета, принимая его идеи целиком. 
Благодаря ситуации - возникло "много хасидизмов", так как каждый хасидский мудрец мог создать свое "направление". 
Вторая группа - это "приверженцы старой классики" (называвшие себя литваками или миснагидами), которые сохраняли "верность" "старой школе" и в принципе не принимали "всерьез" хасидские идеи. 
И могла возникнуть третья группа (не хасиды и не литваки) - которые брали на себя "свободу выбора" интересоваться хасидскими идеями и выбирать для себя отдельные фрагменты творчества разных хасидских мудрецов (при этом понимая их меньшую авторитетность, чем мнение "классиков"). 
В современное время произошла еще одна "революция". К творчеству "приобщились" "народные массы". В частности возник жанр, который назвали "Бейт-Мидраш" (старый термин с новым наполнением). Можно описать этот процесс как создание "творчески-дискуссионных" групп из современных интеллигентных образованных и любознательных людей, которые не обязательно религиозны в строгом понимании, но имеют интерес и уважение к традиции и творческие взгляды. 
В рамках этого жанра - участники могут порождать новые идеи и смыслы, которые могут быть очень интересными и "свежими".
Важно только понимать, что плоды этих групп - свежи, но не претендуют на авторитетность. 
При этом, чем более образованы в иудаизме участники Бейт-мидрашей, тем больше "шансов", что их идеи будут находиться "в русле". 
В идеале - было бы замечательно совместить новаторство и авторитетность. Было бы хорошо, чтобы авторитетные "знатоки классики" рассматривали находки "народа" и оценивали их с точки зрения соответствия еврейским принципам. А с другой стороны, чтобы современные "креативные" генераторы идей - параллельно изучали классику (укрепляли свою "базу"). 

Также (в том числе благодаря идеям рава Кука) возникают тенденции параллельного рассмотрения еврейских идей и концепций разных наук и культур (что проливает "новый свет" на идеи Хануки), но это тема для отдельного материала.

« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 276

 


В избранное