Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Тшува — классика и современника


Слово тшува — одно из ключевых в еврейском лексиконе.

В еврейском календаре наш месяц элул — называт месяцем тшувы.

Также следующие 10 дней — от Рош а-Шана до Йом-Кипура — называют 10 днями тшувы.

Итого — мы имеем в календаре 40 дней тшувы.

Слово тшува — имеет два значения.

Буквальное значение слова — возвращение.

Но очень часто оно используется в смысле — исправление как раскаяние.  (есть еще в иврите слово тикун — исправление как починка).

Как совместить идеи возвращения и исправления?

Одно из объяснений — мы возвращаемся к месту «травмы» (в виде вспоминания), чтобы исправить ситуацию.

То есть мы совершаем возвращение в наше прошлое (регрессию).

Как объясняют мудрецы, прошлое меняется благодаря изменению нашего отношения, совершаемого в настоящем.

Одно из значений Рош а-Шана — это День Суда.

Есть формула в нашей традиции — если человек помнит о своих промахах, то Б-г — «забывает» о них (т. е. - не припоминает нам), а если человек — забывает, то Б-г помнит (т. е. «припоминает»).

Перефразируя это на языке психотерапии — можно сказать, что если человек проработал свою ситуацию, то ее следы исчезли (и не влияют), а если человек пытается ее игнорировать, то следы — влияют.

Говорят мудрецы, что тшуву сделать очень непросто. Как это понять на более глубоком уровне?

Дело не только в том, что человеку непросто признать свою ошибку.

Современная психотерапия «пролила свет» на эту ситуацию.

Дело в том, что когда человек обидел кого-то или был обижен кем-то — если ситуация не «разрулилась», если люди не простили друг другу и не извинились и не исправились — то ситуация как бы «зависает». И человека это как бы «напрягает». И возникает психологический механизм «вытеснения» в подсознание.  Человек дает своему подсознанию указание «спрятать» ситуацию в «тень», чтобы она не вызывала напряжение у человека. 

Ситуация напоминает забывание. Но бывает два вида забывания. Обычно мы забываем те вещи, которые нам неважны. А здесь мы не совсем забываем, но вытесняем те ситуации, которые вызывают у нас негативные эмоции. И хотя связь с ситуацией остается, но эта связь спрятана в «глубинах нашего бессознательного».

И получается следующий феномен.  Человек возможно и готов был бы вернуться и проработать ситуацию, но простым вспоминанием он не может получить доступ к тому, что оказалось спрятано в «тени».

И здесь нужны специальные подходы.

Одним из таких подходов является техника, которую применяет р.Ефим Свирский

Он пользуется уникальной связкой «Б-г — тело — психотравма».

Ефим предлагает человеку подумать о Вс-вышнем и представить, что эта мысль о Вс-вышнем как бы «проецируется» на тело человека.  И почти всегда в этот момент в теле человека пробуждаются зоны, которые ощущаются как сопротивляющиеся ощущению Вс-вышнего.

В них чувствуется какой-то вид раздражения — на фоне общего позитива.

И оказывается, что это тело выдает нам подсказку, так как скрытые в тени воспоминания — проецируются на тело. Более того, многие болезни начинаются с того, что эта проекция на тело — превращается в очаг заболевания.

И далее — с помощью профессиональных навыков — терапевт переходит от телесных ощущений к «вскрытию» «теневой зоны памяти» и человек (часто неожиданно для себя) вспоминает ту ситуацию, которая являлась источником психотравмы.

Таких техник существует целый ряд — и освоив их можно сделать тшуву более конструктивной.

Более того, терапевт не только находит источник проблемы, но и помогает человеку пересмотреть ситуацию, сменить отношение — и прийти к настоящей тшуве, исправляющей психо-духовный мир человека.

Современные психо-духовные техники — очень обогащают еврейский духовный мир, позволяя более эффективно делать то, что раньше делалось с большим трудом и только особыми праведниками.

В идеале — современный раввин должен был бы освоить подобные методы и стать терапевтом для своей общины.

В рамках подобной терапии человек не только исправляет прошлые «загвоздки», но и может раскрыть в себе творческий потенциал, а также соединить творчество и духовность, направив Б-жественный Свет в те творческие проекты, которые он бы хотел осуществить.

===

Ефим Свирский снова приезжает в Нью-ЙОрк со 2 по 10 сентября.

9 сентября в воскресенье с 10 ам до 1 рм в JCBB (2915, Ocean Parkway) Ефим Свирский проводит мини-семинар, посвященный тшуве и Рош а-Шана.


В избранное