Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира -'Переступить порог'


Система порождения новых аспектов мудрости, предложенная равом Куком - естественным образом сталкивается с недоверием и неприятием — у носителей классических подходов к Торе.

 

Наша задача - осознать "переходные" процессы и ответить на вопросы — какова природа возможного неприятия новых идей представителями литовского и хасидского иудаизма.

 

= - = - =

 

Процесс развития иудаизма можно разделить на четыре этапа, параллельные четырем буквам имени Вс-вышнего (йуд — hэй — вав — hэй).

 

а) Первый этап - пророческий иудаизм. Тора и другие Б-жественные тексты - передавались через пророков.

Пророк - не автор, но передатчик.

Пророк - оценивался - по качеству "канала связи", насколько он мог передать послание, не исказив его.

Моше - самый выдащийся из Пророков, его канал был абсолютно чистым (аспаклярия меира). Поэтому Тора, переданная через Моше - имеет высший статус текста, наиболее приближенного к Первоисточнику — Вс-вышнему.

Пророческий уровень соответствует букве йуд - в имени Творца. (уровень — хохма).

 

б) Второй уровень - раввинистический иудаизм - эпоха мудрецов - авторитетов.

 

Б-г перестал работать с евреями "напрямую".

Вместо пророков, которые передавали «готовое» послание появились мудрецы, которые должны были понять и сформулировать мудрость.

 

Вместе с мудрецами появилась и «система защиты» от волюнтаризма.

Называлась она "авторитетность".

Не любой человек имел право внести свой вклад в еврейскую сокровищницу классической мудрости.

 

Каждый мудрец - должен был сначала пройти "официальное" обучение у мудрецов предыдущих поколений. В определенный момент он проходил церемонию "инициации".

 

В ранние времена это была смиха - "рукоположение", когда учитель, возлагая руки на голову ученика - демонстрировал этим свое доверие ему. Он был уверен, что ученик полноценно усвоил и освоил необходимые знания, чтобы высказываемые им мнения соответствовали традиции.

Авторитетность ученика базировалась на авторитетности его учителя.

 

Система авторитетности - позволяла остальным евреям уверенно чувствовать себя в мире еврейской мудрости. Люди могли доверять тому, что выходило из уст авторитетных мудрецов.

 

= - = - =

 

Мудрец теоретически мог и потерять авторитет, если он формулировал какое-то новшество, против которого выступали основные авторитеты его эпохи.

 

Широко известна история с Рамбамом, который решил интегрировать иудаизм с некоторыми аспектами философии. Его знаменитая книга "Морэ невухим" — (в переводе - Путеводитель заблудших) — с одной стороны помогла многим сомневающимся евреям укрепиться в иудаизме, с другой стороны - некоторые из авторитетов - очень яростно критиковали новшество Рамбама.

 

В дальнейшем когда в Европе произошло сожжение большого количества книг Талмуда в 1242 году - авторитеты, бывшие оппонентами Рамбама - восприняли это как знак свыше, что Вс-вышний недоволен конфликтом. Эти мудрецы раскаялись в своих гонениях Рамбама и постепенно авторитет Рамбама (уже после его смерти) восстановился.

http://toldot.ru/tora/articles/articles_2783.html?template=83

 

Система раввинистических авторитетов - была очень важна в ситуации разбросанности общин после римского изгнания и рассеяния евреев.

Еврейство не имело централизованного контроля и поэтому была уязвимо в случае появления "несанкционированных" мыслителей. Каждый раввин, приезжавший в город или местечко — должен был быть авторитетом, что позволяло общине доверять его мнениям — как мнениям всей системы.

 

= - = - =

 

Но эта же система - могла помешать ярким личностям - сказать новое слово в иудаизме.

Еще одним жертвой борьбы авторитетности с новизной - был выдающийся мудрец - Рамхаль.

 

К сожалению в отличие от Рамбама - гонения против Рамхаля - привели к тому, что его вынудили перестать писать наиболее творческие мистические тексты и он вынужден был вернуться к более классическим подходам.

 

Этап мудрецов - соответствует букве hэй - второй букве в имени Вс-вышнего. (уровень - бина)

 

в) третьим этапом развития иудаизма - является в частности хасидизм. (существуют и другие формы на этом этапе, например, этическое движение мусар - но мы сейчас сфокусируемся именно на хасидизме).

 

Хасидизм - внес множество революционных изменений в систему еврейской жизни.

Из-за множественности изменений наблюдателю не всегда легко понять - в чем же была суть нововведений хасидизма.

 

Мы сейчас вычленим только небольшую часть нововведений, но принципиальную - с точки зрения нашего анализа.

 

Мы назовем важный нам аспект хасидизма - "авторский подход".

 

Обратим внимание — основатель хасидизма Исраэль Бааль Шем-Тов (БЕШТ) - имел биографию, абсолютно противоположную биографиям классических мудрецов.

 

Он был сиротой, которого община отдала на учебу в хедер. В хедере он стал притворяться, что ничего не понимает в учебе - и его "перевели" на роль служки, который не обязан учиться, но может присутствовать во время занятий в помещении, где проходит урок.

 

БЕШТ - с детства «избежал» классического образования, но имел доступ к учебному процессу - в роли вольнослушателя.

Кроме этого позиция служки, который имел возможность остаться на ночлег в бейт-мидраше - позволяла ему по ночам изучать святые книги, не привлекая к себе внимания и не раскрывая своих "путешествий" в мир мистической еврейской мысли.

 

Кроме этого - он уходил в леса, где мог уединенно исследовать различные медитативные практики.

 

Его загадочное общение со скрытыми кабалистами - делает его еще более не похожим на классического авторитета, официально обучающегося у своих авторитетных предшественников.

 

Мы видим, что БЕШТ - не только учился совершенно нетрадиционным образом, но он еще скрывал сам факт своей учебы, что совершенно противоположно становлению классического авторитета.

Таким образом он избегал любой возможности связать свое учение - с каким бы то ни было авторитетом прошлого.

 

Это был асболютно "авторский", новаторский подход.

 

С этой точки зрения можно понять, почему БЕШТ создал такую резкую оппозицию к себе - со стороны классического еврейства.

 

Бешта невозможно было спросить - « У какого раввина Вы учились?» или «Какой раввин дал Вам разрешение - говорить оригинальные идеи?».

 

То есть спросить можно было бы - но ответ БЕШТа был бы очевидный, это были его личные разработки.

 

Путь БЕШТа полностью противоречил классической системе авторитетности знаний.

 

 

Можно найти еще много интересных моментов в карьере БЕШТа.

Он начинал свою деятельность - как лекарь-знахарь. Это привлекало к нему людей, нуждавшихся в исцелении. При этом - успешность исцеления - создавала ему другой вид авторитета — авторитет успешного целителя практика.

 

Но так как процесс исцеления является частью учения БЕШТа, то можно сказать, что БЕШТ создал другую систему авторитетности, построенную на критериях практики (в терапевтическом смысле).

 

Он исцелял не только тела, но и души. Работа с душой - является важнейшим путем к исцелению.

 

Кроме "медицинской практики" - вторым аспектом, способствовавшим распространению учения БЕШТа - была сама обстановка на Украине в те годы. Из-за разоренности этих мест Хмельниччиной - классическая система авторитетности - с ешивами и Бейт-Динами была разрушена.

Большинство евреев были неграмотными.

 

И их меньше «волновало» то, какой уровень теоретического авторитета был у БЕШТа.

 

Их вдохновляли его притчи и истории, и успехи его целительской практики.

 

Из-за отдаленности Украины от Литвы (центра классического иудаизма той эпохи) классический иудаизм не мог «подавить» столь радикальный очаг новаторства.

 

Но мы хорошо знаем о войнах между хасидами и миснагидами (само название которых обозначало противодействие хасидизму).

= - = - =

 

Давайте проанализируем - как изменился мир авторитетности в связи с появлением хасидизма.

 

Часть еврейства - осталась верной классическому подходу и в принципе не восприняла хасидских источников, не вписывающихся в традиционный подход.

 

Сам хасидский мир - после первых двух поколений (Бешт и Магид из Межирича) - разделился на множество авторских течений, которые во-многом развивались самостоятельно.

 

Возникла ситуация "авторского" иудаизма.

 

Как работала система?

 

Хасидский автор - мог создавать свои новаторские учения, согласовывая их только с рамками галахи. Автор — не считал себя обязанным согласовывать свои идеи с классиками.

 

Те евреи, которые доверяли автору, (невзирая на отсутствие «авторитетностей») - становились хасидами этого автора.

 

Главное в хасидуте - было личное доверие к автору.

 

При этом хасиды одного направления - могли принимать или не принимать идеи - других авторов (возникала свобода выбора — на интеллектуальном уровне).

 

Так, например, любавичский и брацлавский подходы - очень разные и их адепты часто не соглашаются с идеями друг друга.

 

= - = - =

 

Мы увидели, что хасидизм - в корне изменил подход к авторитетности, присущий классическому раввинистическому этапу и добавил возможность "авторского" подхода и свободы интеллектуального выбора.

= - = - =

 

Но гораздо более для нас важен ответ на вопрос - зачем?

Любое нововведение - нужно не ради слома старой системы, а ради появления нового качества.

 

И здесь нам помогут два ключа.

 

в1) с точки зрения нашей схемы - хасидизм соответствует третьей букве имени Б-га - букве вав (уровень — зер анпин)

 

Согласно каббале, эта буква и этап - соответствуют уровню Зер анпин, - который включает в себя шесть эмоциональных сфирот.

 

Суть этого объяснения в том, что хасидизм соединил каббалу с психологией, позволяя человеку работать над шестью эмоциональными качествами (хесед, гвура, тифрет, нецах, hод, йесод). Сфирот стали проявляться через мидот (черты характера).

И хасидизм дал возможность совершить тикун мидот - работу над характером.

(в дальнейшем литовское еврейство приняло вызов хасидизма и создало свою систему мусар - для тех же целей).

см. также статью рава А.Штейнзальца «Иудаизм и психоанализ»

http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/nahman.txt_with-big-pictures.html#28

= - = - =

 

Подчеркнем, что классическое еврейство уделяет большее внимание - учебе, в частности изучению Талмуда.

 

Талмуд - величайшая и мудрейшая книга, которая в частности позволяет человеку совершенствовать свою мудрость..

 

И во многих случаях - мудрость Талмуда приводит к совершенствованию характера человека.

 

Но это не происходит автоматически.

В период предшествовавший появлению хасидизма в системе назревал некоторый кризис, когда одного Талмуда стало недостаточно для полноценного развития личности.

 

В частности - многие стали критиковать метод пильпуля — утонченная логика ради логики, когда весь акцент концентрировался на изощренности рассуждений, которые из средства превращались в цель.

= - = - =

 

Ключом к пониманию проблемности ситуации является вопрос преодоления эгоизма (или говоря современным языком, переход от низшей личности к высшей).

 

Если человек "застрял" на уровне низшей личности, то развитие интеллекта даже на основе Талмуда - может привести к тому, что этот развитый интеллект начнет обслуживать эгоизм низшей личности и такой человек может упасть очень низко.

 

На эту тему есть в частности притча раби Нахмана из Брацлава «Умник и простак» из книги «Сипурэй маасийот».

http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/nahman.txt_with-big-pictures.html

 

Идея работы над мидот — начинается с того, что первая мида - хесед — требует переключения от эгоизма (все мне) - к пониманию важности отдачи другим...

 

Система работы с зер анпин (чертами характера) - позволяет активировать высшую личность.

 

И если к человеку с активированной высшей личностью - применить интеллектуальный процесс постижения Талмуда - то получится совершенно другой результат, чем применение Талмуда к личности с непроработанными мидот (чертами характера).

= - = - =

Эта проблема становится особенно актуальной в современном Израиле, когда резко выросло количество ешив и студентов изучающих Талмуд.

 

Для некоторых этот процесс учебы — приводит к стагнации и развитию низшего я, когда отрыв от внешнего мира и формальное изучение Талмуда без работы над собой - приводят к кризису.

 

Более того, в ешивах нет адекватной системы обратной связи, которая бы позволила правильно оценить текущее состояние ученика. Многие руководители ешив говорят следующее: «Окружающий мир настолько враждебен и некошерен, пусть лучше еврей сидит в ешиве, так будет лучше для чистоты его души...»

 

И в таких ситуациях особенно важно перейти от отвлеченного изучения Талмуда к более комплексной работе над личностью.

= - = - =

 

Итак, первым важным достижением хасидизма является расширение влияния иудаизма на личность человека.

 

Второе достижение хасидизма - можно понять используя концепцию пяти уровней души.

 

Обычно иудаизм ограничивается рассмотрением трех низших уровней души - нефеш, руах и нешама.

 

Но существует два еще более высших - хая и ехида.

 

У этих уровней есть разные объяснения.

 

Слово хая (от корня хай - жизнь) - можно перевести как ОЖИВЛЕНИЕ.

 

Существует два уровня оживления, которые принес хасидизм.

 

Первое - это уровень оживления личности, которая стала более активной, развитой и зрелой не только на интеллектуальном уровне (благодаря изучению Талмуда), но и на уровне черт характера..

 

Второе - это оживление Торы - в виде появления множества новых комментариев, созданных хасидскими авторами.

 

Многие из выдающихся хасидских цадиков - писали книги с новыми комментариями на Тору.

 

Эти комментарии также часто не опираются на классические трактовки, а являются оригинальными идеями авторов.

 

И здесь мы увидим еще одну разницу между классическим иудаизмом и хасидизмом.

 

Классический комментатор - всегда должен в своем комментарии опереться на мнения Ришоним - мудрецов, живших примерно в 10-15 веках (Раши, Рамбан, Сфорно, Абарбанель и многие другие).

 

Классические комментарии на Тору - всегда должны опираться на Ришоним, иначе их не примет классическое сообщество.

 

Хасидские комментарии на Тору - обладают гораздо большими "степенями свободы". Сам хасидский автор - может предложить новую и неожиданную трактовку известных сюжетов из Торы.

 

Она конечно может опираться на предшественников. Очень любят хасидские авторы ссылаться на идеи Аризаля. Но многие из комментариев - самобытные и свежие идеи

 

Приведем самые яркие источники.

 

Это - книга "Тора Ор" - Альтер Ребе, книга "Кдушат Леви" - Леви-Ицхака из Бердичева, книга "Ноам Элимелех" - ребе Элимелеха из Лижайска и др.

 

Недавно в Америке вышла книга "Торат Менахем" комментариев на Тору, скомпилированная из трудов Менахем-Мендла Шнеерсона с комментариями и пояснениями.

 

В ней редактор - соединил вопросы, взятые из классических источников и ответы, взятые из трудов Ребе.

 

Эта книга - стала популярной в самых разных общинах.

Я купил эту книгу для нашей синагоги и большинство моих коллег-литваков — черпают в ней идеи для своих уроков.

 

Еще раз подчеркнем - хасидский авторский подход к Торе - позволил резко увеличить количество смыслов, извлекаемых из текстов Торы и Танаха.

 

= - = - =

 

 

Подведем итог.

 

Мы видим, что появление хасидизма - изменило подход к авторитетности, что среди прочего привело к резкому оживлению - как самого еврейства, так и смысло-порождения текстов Торы и Танаха.

 

 

= - = - =

 

После длинного вступления, мы сможем понять - как нам подступиться к еще более новому этапу развития иудаизма - который раскрывается в наши дни.


г) Новый этап будет иметь различные способы развертывания.


Подход рава Кука - не единственный. Но он содержит методологию, которая позволит совершить множество ключевых трансформаций иудаизма.

 

Это уровень соответствует букве hэй — четвертой букве в имени Вс-вышнего (уровень - малхут).

Он связан с концепцией Мошиаха — и многие мудрецы называют его Мошиахальный этап.


В этом процессе нам сейчас важно будет осмыслить несколько принципиальных моментов.


Мы постараемся понять, почему правильное восприятие нового этапа
может быть заблокировано у литваков и хасидов.

 

Начнем с классического литовского иудаизма.


Проблема, которая встает у них - это необходимость авторитетности информации.


Эта проблема
накм уже знакома - так как мы сотлкнулись с ней при появлении хасидизма.

Мы видим, что Вс-вышний ввел в иудаизм "авторский подход", когда новое знание - приходит не через "утвержденный" канал, а через новых мыслителей.


В этот месте можно задать важнейший вопрос - если Вс-вышний всемогущий, почему он не мог сделать так, чтобы новое знание пришло в мир - через головы классических авторитетов?


Почему Виленский Гаон - не мог
написать книгу "Тора Ор"?


И здесь мы получим ключевой ответ.


Вс-вышний может свободно распоряжаться внешним миром.

Внутренний мир человека - открывается Вс-вышнему только в результате свободного выбора самого человека.


И если человек
не готов или не хочет что-то сделать, Б-г не может совершить "хирургическую операцию" и вложить в голову человеку нужные мысли и идеи.


Один из еврейских мудрецов объяснял: Есть известный парадокс: "Может ли Б-г создать камень, который он не может поднять? Да, может. Этот «камень» - это человек!!! Б-г сотворил человека, но Б-г не может поднять человека помимо желания самого человека".


И здесь мы приходим к ключевому выводу.


Конечно - Б-гу было бы удобнее, чтобы хасидские идеи пришли в голову литвакскому мудрецу и тогда бы все евреи их восприняли без всяких проблем.


Но - литвакские мудрецы - в чем-то ограничены (при всей их гениальности) и нужны были люди с
нестандартным подходом - подобные БЕШТу, которые формировались в нестандартных условиях и которые благодаря этому могли сформулировать и сформировать новое знание.

 

И мир разделился на литваков, оставшихся в старой парадигме и тех, которые были открыты к хасидской мудрости.


Та же ситуация возникает и при формировании нового этапа мудрости.



Если бы классические мудрецы смогли воспринять подход рава Кука и создать новые концепции - все было бы гораздо легче.



Но для классиков - такой метод рассуждения непривычен и не соответствует классической парадигме.
Более того, чтобы черпать мудрость из источников в окружающем мире — необходимо знать эти источники.

 

Поэтому Вс-вышний ищет способы сформировать новый тип мыслителя (подобный хасидскому авторскому "коллективу") - который смог бы сформулировать новые идеи.


Таким образом - проблема барьера между классическим иудаизмом и подход
ом рава Кука будет той же что и при возникновении хасидизма, когда была нарушена система авторитетности идей.


= - = - =

Сейчас мы выйдем в более “гипотетическое” пространство и попытаемся найти ответ (или хотя бы часть ответов - мы не закрываем тему, а открываем ее) - почему стандартный хасидский ум также будет сопротивляться принятию идей, строящихся на подходе рава Кука.


Мы пришли к выводу, что хасидизм открыл мощный источник из которого можно черпать новые идеи на базе Торы и иудаизма. Этот источник - резко оживил еврейство.


А теперь совершим небольшой экскурс в
историю возникновения хасидизма.


= - = - =


Иудаизм периодически испытывал разные отношения с окружающим миром.


Существовало два основных типа воздействий внешнего мира.

 

 


1) военная угроза,
2) идейная угроза.

Военная угроза - обычно не
стимулировала идейного взаимодействия с источником угрозы.

Врага ненавидели и защищались от него по мере сил. Если враг совершал насилие, на него «обижались».

Идейная угроза - это серьезный вызов, который не только приводит к обороне, но и
стимулирует поиск новых путей.


Так книга Рамбама "
Морэ Невухим" - являлась результатом появления идейных оппонентов и т.д.

Рассмотрим ситуацию на Украине и в Польше - во время возникновния хасидизма.


1) врагами евреев были козаки.
- разбойники, которые не отличались большим интеллектом или идейной оригинальностью.


Поэтому они ни в коей мере не явля
лись идейным вызовом для евреев.


2) Украина - в самом своем названии несет идею "окраины" - то есть “глухого угла”, далекого от центров цивилизации.

Оба этих фактора - враждебность и глухость - привели к тому что при формировании хасидизма - не возникало никаких идей о взаимодействии с внешним миром -
мир был враждебный и отсталый.

С одной стороны, это
помогло хасидизму сосредоточиться на внутреннем измерении - и создать настоящий взрыв новых идей - внутри иудаизма.


Но с другой стороны, это "атрофировало" возможность позитивного взгляда на окружающий мир.


Также можно сказать, что хасидизм родился вместе с "травмой", которая сопровождается обидой на внешний мир и желанием отгородиться от него.

= - = - =


У этой темы есть интересное продолжение.


Когда возник хасидизм, территория на которой он возник называлась
"Речь Посполита" и включала она Польшу и Украину.


При этом если Украина - была окраиной Европы, то Польша - была одним из культурных центров.


И возможно, что этот фактор сыграл интересную роль в развитии хасидизма
в более позднее время.


В середине 19 века
значительная часть хасидизма потеряла свой новаторский дух (исключением был Хабад, во главе которого стояли гиганты духа и мысли - в течение семи поколений).


Но возник ренессанс - в виде нескольких еще более новаторских школ - таких как Гурский хасидизм
(Сфат Эмет), школа Ижбицы (мэй Шилоах), Коцкий ребе и другие.


Все они возникли на территории Польши.
Возможно, что во-многом их появление было как-то синхронизировано с развитием Западной цивилизации, частью которой была Польша. Хотя формально Польша после разделов входила в состав Российской Империи, но духовно - она была частью Западной культуры.


Можно высказать гипотезу, что связь с внешним миром - дала новый импульс хасидизму Польши и позволила сформировать
новые и очень важные творческие идеи.


Кстати, хасидизм школы Ижбицы - содержит в себе очень глубокие психологические и метафизические идеи, которые становятся важным источником - для многих современных направлений мысли...


= - = - =


Сделаем важный вывод.


Мы видим, что в отличие от Западноевропейских евреев, которые последние двести лет жили в среде творческих вызовов извне - хасидский мир - развивался максимально интенсивно - внутри себя, и максимально отгороженно от внешнего мира, считая его
(по умолчанию) враждебным и дремучим.


Поэтому, ментальность современного хасида -
противится воспринятию идеи рава Кука - о возможности черпания искр извне - из мудростей народов мира.


У хасидов - сама эта идея вызывает резкий диссонанс с "встроенным" механизмом неприятия окружающей культуры.


И даже если Вы скажете хасиду о какой-то позитивной черте окружающего мира, у него автоматически на бессознательном уровне – включится защитный обвинительный механизм - выдачи компромата.
Эта автоматическая программа отгораживания от внешнего мира.


То есть частный случай - дикость Украины 17-18 веков и агрессивность казачества - заслоняют для хасида возможность принятия идеи - о том, что во внешнем мире могут существовать искры.

 

Мы можем сформулировать еще одну гипотезу. Когда в начале ХХ века множество молодых евреев ринулись в революцию, они интуитивно чувствовали закрытость хасидизма и это способствовало их разрыву с хасидскими корнями. Мы снова приходим к объяснению рава Кука о том, что еврейские души тянутся к искрам, и мы должны внимательно анализировать феномен притяжения евреев к «измам».

 

= - = - =

 

Возникает вопрос: почему эти молодые евреи променяли мощные еврейские искры, содержащиеся в хасидизме на искры «на стороне» (к тому же искаженные клипой).

 

Можно дать несколько ответов.

 

а) еврейская система образования «буксовала» и не смогла привить молодым людям — умение «черпать свет» их хасидизма.

 

б) «свет хасидизма» - это серьезный мистический опыт, доступный в зрелом возрасте. Возможно, что молодые люди — убежали из иудаизма до того как «дозрели» до серьезного глубинного уровня.

 

(известен феномен подросткового кризиса, когда подросток бунтует против старого, но еще не готов воспринимать новое).

 

в) Вс-вышний так устроил мир, что в эпоху перелома — он направил сердца евреев к новым искрам, чтобы через несколько поколений — появившаяся система рава Кука — смогла «обработать» этот процесс и привести в мир — новый свет.

 

 

 

= - = - =


Подведем итог: при создании нового знания, построенного на идеях рава Кука - нас ожидают два барьера.

а) классический литвакский еврей застопорится на вопросе: "А какой авторитетный раввин стоит за Вашими идеями?" и услышав, что авторитетные раввины отдельно а новая система отдельно - литвакский еврей "закроет дверь" так же как это было при встрече с хасидизмом, которого до сих пор - большинство литваков не признает по той же причине.


б) хасидский еврей - не смутится отсутствием авторитет
ности, так как сам хасидизм - был авторски-новаторским подходом, не строившимся на авторитете классиков.

 

Но хасидский еврей - несет в себе (на архетипном уровне) родовую травму и обиду на внешний мир - и поэтому сама идея поиска искр вовне - вызовет в нем чувство оскорбленности и включит "прокурорский канал" обвиняющий окружающий мир. Этим потоком обвинений (которые правильные, но не описывают весь процесс, а только травматическую его часть) - он тоже "закроет дверь", оставаясь в своем мире.


Уточним, и мир литвака и мир хасида - это замечательные, светлые и святые миры.


Но - при всей их святости и гениальности - они все еще
обладают возможностью дальнейшего совершенствования.


Мир литвака - может стать еще более оживленным.


Мир хасида - может избавиться от “
родовой» психотравмы замкнутости, идущей от исторических факторов.

= - = - =


Наша задача - не отменяя предыдущие этапы, выйти на Мошиахальный этап развития человечества, который будет включать в себя все ценное из предыдущих этапов, но и все ценное - что Вс-вышний
запланировал включить в новый мир.

 

= - = - =

 

Я понимаю, что пока мы не развернули серьезных искро-извлекательных процессов, людям тяжело представить себе суть концепции.


Но я хочу привести в качестве конструктивного примера - главного раввина Англии - рава Сакса - который активно пользуется данным подходом.


Каждая статья рава Сакса по недельным главам Торы - цитирует 2-3 книги современных психологов, философов, экономистов, антропологов.


Идеи из этих книг - дают возможность раву Саксу
создавать новые комментарии к Торе.


Эти комментарии - дают возможность, во-первых увидеть новые идеи в самой Торе, а во-вторых, увидеть решения сложных мировых проблем с помощью мудрости Торы.


Рав Гинзбург называет этот процесс взаимным оплодотворением.


= - = - =


Есть ли возможность
религиозным евреям преодолеть те барьеры, которые мы описали в тексте?


Возможно, что наша позиция русскоязычных
баалей-тшува может дать нам более открытую перспективу.


Когда мы писали о двух барьерах - эта проблема гораздо более сложн
о решаема в случае людей, родившихся и воспитывавшихся в религиозном мире. Таким людям очень тяжело - поменять принципы восприятия мира.


Мы - русскоязычные
баалей-тшува - имели большой жизненный опыт - до прихода в еврейство. И наше воспитание не было сопряжено с «встраиванием» в нас тех систем, которые мы упомянули (привязанность к авторитету и «родовая» травма).


Более того, мы имели уникальный опыт смены окружающей системы, при чем - даже два опыта.


Это - опыт демонтажа советской системы и это опыт смены совковой системы на западную модель.


Это позволяет нам более гибко воспринимать окружающую реальность.


И если Вс-вышний сделал так, что мы "
выпали" из классических моделей 3-4 поколения назад, то возможно что главная цель этой болезненной операции - не в «жестком» возвращении в старую модель, а в созидании новой, которая будет содержать в себе предыдущие модели - но при этом новая система сможет овладеть Мошиахальными ресурсами.


Благодаря тому, что мы можем проанализировать переходные процессы на прошлых этапах - это дает нам возможность
преодолеть возможные травматические факторы, которые обычно действуют на подсознательных уровнях.


Мы также должны понимать, что в отличие от тех систем - в которых новое должно "разрушить старое до основания, а затем..." - иудаизм должен выходить на новый уровень - сохраняя все ценные ресурсы классических моделей.


Но при этом - мы
получаем возможность найти общий язык с ушедшими евреями, восстановив единство еврейского народа на новом уровне.


И также мы сможем взять на себя роль "
свет народам", которая должна развернуться в Мошиахальном периоде, в который мы вступаем при жизни нашего поколения.


(продолжение следует).

В избранное