Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Возрастные кризисы — новые вехи. Версия 1.1


В недавнем прошлом мы разбирали еврейскую глубинную версию системы возрастных кризисов — этапов жизненного роста. Основных — 7 кризисов — 1,3,7,13 и 40 лет.

Система была очень информативная. Но ее принципиальный недостаток — для взрослого возраста было сформулировано только 2 ключевых перехода:

13 лет — из детства во взрослость

40 лет — в глубинно-мистические измерения взрослости.

= - = - =

Большинство из читателей — находятся между этими двумя вехами. Но стало очевидно, что внутри этого интервала существует не одна, а по крайней мере три ступени.

Информация о них поможет:

а) продвигаться по ступеням;

б) преодолевать сопротивление предыдущих ступеней при продвижении к следующим ступеням.


 

В подробной модели появилось еще два возраста — 20 и 30 лет.

Эти возраста присутствуют в некоторых теориях психологов. Наша задача выделить глубинные измерения этих этапов.


 

Начнем с ключа, находящегося в Торе.

13 и 40 лет — это Авраам и Моше.

Логично сопоставить: 20 и 30 лет — Ицхак и Яаков.

Эти личности раскроют нам глубинную суть переходов.

Прежде всего отметим главные символы, связанные с Ицхаком и Яаковом.

У Ицхака — это связывание (акеда) [на жертвеннике].

У Яакова — это лестница в Небо — ко Вс-вышнему.

= - = - =

20 лет — Ицхак.

Согласно еврейским законам, с 20 лет молодой человек может идти в армию и может привлекаться к суду. Это говорит о возможности дисциплины, которая проявляется на стадии «Ицхак».

Связывание — это и есть самоограничение, которое позволяет достичь многого, благодаря организационным возможностям дисциплинирования.

В светском мире — одно из важных проявлений — дисциплинированный студент, который вкладывает время в учебу, чтобы добиться успеха.

В религиозном мире — человек, который стабильно учится еврейской мудрости, например, регулярно учит Талмуд (в хеврутах или на уроках), регулярно приходит на молитву, регулярно дает цдаку и т. д.

ПОЗИТИВ: благодаря дисциплине, человек может совершить гораздо больше, так как он меньше отвлекается и преодолевает соблазны, которые съедают большинство ресурсов у недисциплинированного человека.

Связывание — это и есть умение ограничить себя тем, что ведет к цели — он «не разбрасывается».

НЕГАТИВ — мы увидим, когда поймем, в чем суть следующего этапа.

ПРОБЛЕМА — дисциплина должна быть направлена к позитивной (и желательно духовной) цели. Дисциплина — на службе сил зла — особо опасна. Известный пример — Германия. Эта страна всегда славилась порядком. Но когда власть захватил Гитлер, то этот порядок дал Гитлеру силы для разрушения мира.


 

30 лет — Яаков.


 

Многие психологические авторитеты говорят, что в 30 лет у человека появляется следующий уровень зрелости, который позволяет ему подняться на следующую ступень.

Но очень редко эти авторитетам удается сформулировать в чем суть этой ступени.

Мы выделим только некоторые аспекты этого этапа — возможно развитие этой темы.

Главный символом Яакова является — лестница Яакова.

Мы уже видим разницу между символикой этапов — если связывание Ицхака — напоминает забор (или даже стены гетто) — ограничение на плоскости, то лестница — это выход в 3-е измерение, возможность роста - движения ко Вс-вышнему, при чем по ступенькам, т. е. по этапам.

а) если дисциплина — обычно жесткая (как характер Ицхака), то уровень Яакова — это гибкость, которая проявляется в том числе в хитрости. Имя Яаков — от слова обогнуть (или траектория в форме пятки). По дороге к цели — не всегда оптимальным является «железный кулак, идущий напролом». «Зигзагообразный» путь «слалома» - может быстрее и легче довести до цели.


 

б) ключевым сюжетом в истории Яакова — является история о том, как он боролся с ангелом Эйсава. Согласно мнению мистиков, ангел Эйсава — это наша внутренняя теневая сторона (ецер а-ра).

Когда человек начинает наводить порядок в своем внутреннем мире, его эффективность резко вырастает, так как он перестает тратить гигантские усилия на преодоления сопротивления и саботажа. Это напоминает смазывание системы, которое ликвидирует проблему трения.

(Возможно, одно из значений термина Мошиах — помазанник — указывает на эту идею.

Когда человек убирает сопротивление своего внутреннего теневого оппонента, он перестает противиться Высшей Силе. Это и есть идея Царя, которого все слушаются)

Говорится, что Яаков «прорабатывал» ангела, пока не вышло Солнце. т. е. Пока тень не перестала скрывать свет.

То что символом Якова является лестница — обозначает, что проработка теневых аспектов — может быть не одномоментной, но поступенчатой.

С другой стороны, каждое усилие — поднимает на следующую ступень, следовательно любое усилие — уже осмысленно.

То что ангел хромал некоторое время после терапии обозначает, что человек, привыкший к своему теневому саботажнику — после удаления проблемы — чувствует непривычное состояние, которое создает временное неравновесие (хромота). Но постепенно человек привыкает к новому более свободному чувству и хромота исчезает.


 

Уровень Яакова — более творческий, чем уровень Ицхака. Яаков — получает 12 сыновей, все они были продолжателями Отца. Это означает, что с уровня Яакова — появляется разнообразие (в полноте — 12 сыновей), которое позволяет варьировать выбором пути.

То что у Яакова есть два имени (кроме Яакова — еще и Израиль) — может обозначать в том числе и владение двумя мирами — внешним и внутренним.

Внутренний мир — имеет цель «Исра-эль» - «прямо к Б-гу» - удаляя саботаж теневой части личности.


 

СТОЛКНОВЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ИЦХАК И ЯАКОВ.


 

Три ключевых качества уровня Яаков — творческое начало, гибкость и умение работать с внутренним миром.

Жесткий уровень Ицхака — особенно агрессивно сопротивляется именно этим проявлениям.


 

Для жесткой справедливости (гвура) — умение поступать гибко — выглядит как нарушение закона.

Мы видим, что Яаков вынужден перехитрить Отца (Ицхака), чтобы получить законно причитающееся ему благословение.

= - =


 

С творчеством у уровня Ицхака тоже большие проблемы.

Если Вы спросите у человека, ограничивающего себя изучением Талмуда и Галахи — какое его личное мнение по какому-то поводу — он возмутится и скажет «Какое у меня может быть личное мнение?! У нас есть мудрецы — они все правильные мнения уже высказали!».

То есть на этом уровне человек не берется искать свое мнение, но только — цитировать готовое мнение авторитетов.

Поэтому, взяв в руки любую книгу такой человек сразу начнет искать кто из авторитетов «утвердил» книгу, иначе — он книгу в руки не возьмет.

Интересный пример — в Литовском мире послевоенной Америки величайшим авторитетом стал рав Моше Файнштейн, который не боялся искать ответы на сложнейшие проблемы, которые в том числе возникли после различных вопиющих историй Холокоста. Большинство других раввинов просто отказывались искать решения в нестандартных ситуациях, а рав Моше — брался за эти задачи.


 

= - =


 

Самым проблемным является переход от Ицхака к Яакову — в вопросе внутренней работы.

Тут же нам дает подсказку Тора. Ицхак очень любил своего сына — Эйсава!

Одно из возможных объяснений — наше теневое оппонирующее начало (ецер а-ра) очень сильное. А гвура любит силу, так как сила — это основа дисциплины.

Проблема только в том, что сила может служить чужому началу. Так и произошло. Эйсав свою силу вложил не в направлении к Б-гу, а в противоположную сторону.

Рассмотрим интересные аспекты.

Классическое литовское еврейство больше фокусировалось на учебе, и меньше на работе над характером.

После появляения хасидизма — одной из работ которого была работа с характером, литовский мир выработал свою систему — которая называлась мусар — еврейская этика.

Это — очень важная система, но у нее есть одна проблема, при всей гениальности книг мусара — они смогли очень слабо повлиять на литовский мир, именно потому, что сопротивление было особенно сильным.


 

Приведу реальный пример, свидетелем которого я был.

В Иерусалиме я учился в коллеле при ешиве «Швут Ами». У нас в группе были аврехим (взрослые студенты), которые много лет изучали Талмуд (с детства) и больше всего любили этим заниматься.

Один раз в неделю глава коллеля проводил для нас урок мусара. Это был интереснейший урок, на котором я наслаждался гениальностью материала.

Но... на всех уроках я наблюдал одну и ту же картину. Через 10-15 минут после начала урока — почти все студенты засыпали.

Я спросил своего хевруту, который тоже был из «талмудистов» - в чем причина? Он мне искренне ответил: «Тут нам говорят, какие мы плохие. Нам не хочется этого слышать и мы засыпаем».
Мы видим классическое проявление нашего теневого саботажника. Студент Талмуда — будет сопротивляться работе над своим внутренним миром.

= - = - =

Мы видим, что переход от уровня Ицхак-20 к уровню Яаков-30 — это весьма серьезное преодоление множества факторов.

= - = - =

Постараемся проанализировать еще некоторые возможные важные аспекты переходных моментов, в частности переход к уровню «Ицхак-20».


 

Переход к дисциплине (к уровню Ицхак-20) также непростой. Человеку очень тяжело заставить себя быть дисциплинированным.

Один из примеров — безалаберность российского менталитета. Мы видим, что Россия никак не может перейти в конструктивный режим — ни при царе, ни при социализме, ни при свободном рынке.

Все три режима — никак не могли преодолеть этот барьер.

Частично это удалось «железному кулаку» репрессий при Сталине, когда за опоздание на работу человека могли отправить в лагерь.

Но неутомимый русский человек всегда найдет выход. И при внешней дисциплине — народ научился внутреннему саботажу. Люди приходили вовремя на работу и «бездельничали» прямо на рабочем месте, чувствуя удовлетворение от того, что им удалось обхитрить жестокую власть.


 

= - = - =

Одним из средств дисциплинирования (а также тренажеров) является система соблюдения мицвот. Мы можем увидеть как светский человек сопротивляется заповедям.

Он даже придумал идеологическое обоснование — исказив для своих нужд великое слово «свобода».

Изначально свобода означает возможность свободно двигаться к избранной цели.

В современной трактовке — свободой стали называть отсутствие любых ограничений и запрет навязывания любых действий. При такой трактовке — заповеди оказались «врагами» свободы.

Это тоже пример борьбы с уровнем «Ицхак-20».

= - =

Приведем несколько примеров перехода от уровня Ицхака к уровню Яакова.

Согласно каббале, Яаков — это сфира тиферет, качества которой — истина и красота.

В чем разница между правдивым (гвура) и истинным (эмет)?

Правдивый скажет все как есть, невзирая на последствия. Стремящийся к истине - скажет то, что важно для правильного развития ситуации.

Классический пример — лашон а-ра.

Лашон а-ра — это реальность, знания о которой разрушают.

С уровня гвура — светский человек скажет лашон а-ра, потому что это «так и было».

Религиозный человек уровня «Ицхак-20» — не скажет лашон а-ра, потому что знает, что это грех.

Религиозный человек с уровня «Яаков-30» - сможет сделать более творческую вещь при необходимости. Он сможет сформулировать такое послание, которое не обязательно будет правдивым, но которое наилучшим образом исцелит и разовьет ситуацию.

То что делает такой человек — можно назвать «терапевтическим» воздействием.

Приведу интересный пример из своей юности.

Когда я был подростком, мы с мамой решили пройти пешком через горный массив Кара-Даг в Крыму (тогда он еще не был заповедником). Когда мы прошли около трети пути, мы слегка устали и начали думать — пойти нам дальше или вернуться.

В этот момент мы встретили человека и спросили его - «Далеко ли еще до конца маршрута?» Человек оказался мудрым, он посмотрел на нас оценивающим взглядом и сказал: «Вы прошли уже больше половины маршрута. Вам осталось не так далеко». Услышав эту новость мы собрались с силами — и дошли до конца маршрута. Потом мы переспросили наших знакомых и выяснили, что встретившийся нам человек — нас обманул. Но благодаря его обману — мы смогли пройти весь маршрут.

Задача человека с уровня «Яаков-30» - видеть всю картину, а не только локальный участок. Это важно не только в походе по горам, но особенно важно в выстраивании отношений между людьми.

Поэтому, когда мы говорим одним людям о других людях, мы должны стараться увидеть максимально глобальную перспективу.

= - = - =

Следующее качество уровня «Яаков-30» - красота.

Красота — довольно парадоксальное и не до конца понятное качество.

Можно заметить, что светское представление о красоте часто довольно поверхностное (если зритель — не профессиональный искусствовед).

В релегиозном сознании уровня «Ицхак-20» - вообще мало места для красоты. Дисциплина и сила воли — очень слабо связаны с красотой, и вообще не понимают о чем речь.


 

Сформулируем глубинные понятия красоты.

а) «в детали увидеть гармонию всего» или «показать бесконечность в конечном».

б) увидеть за творением его автора.

Второе качество — позволяет нам научиться видеть не только автора-человека к его картине, но выйти в большой мир — и увидеть Автора — Вс-вышнего в картине мира.


 

Можно развить эту тему с помощью имен четырех старших сыновей Яакова.

Реувен — умение увидеть Автора.

Шимон — умение услышать Автора.

Леви — умение сопровождать Автора.

Йегуда — умение поблагодарить Автора.

(Кстати, имя Йосеф — означает «добавить», и Йосеф выведет модель на следующий уровень — но об этом в других материалах» - о переходе в мистические высоты).

= - =

Возраста 20 и 30 лет — не обязательно точные. Они обозначают следующую ступень и если человек поднимается на нее несколько позже «планового срока» - это все равно неплохо.

Проблема в том, что большинство людей вообще останавливаются по дороге и успешно защищая свое «право» не двигаться дальше — не проходят всего пути.

= - =

Уровень 40 лет я разбирал в книге. Это уровень связанный с мистикой, а также с «руководительными» функциями. Его можно вывести не только из Моше, но и из Йосефа и Аарона.

2010-2011.Все права защищены.
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на http://meirbruk.net.
«Всякий, цитирующий со ссылкой на автора, несет избавление в мир» (Поучения Отцов 6:6). 


В избранное