Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Возрастные кризисы — новые вехи. Версия 1.1
В недавнем прошлом мы
разбирали еврейскую глубинную версию системы возрастных кризисов —
этапов жизненного роста. Основных — 7 кризисов — 1,3,7,13 и 40 лет.
Система была очень
информативная. Но ее принципиальный недостаток — для взрослого возраста
было сформулировано только 2 ключевых перехода:
13 лет — из детства во взрослость
40 лет — в глубинно-мистические измерения взрослости.
= - = - =
Большинство из читателей —
находятся между этими двумя вехами. Но стало очевидно, что внутри этого
интервала существует не одна, а по крайней мере три ступени.
Информация о них поможет:
а) продвигаться по ступеням;
б) преодолевать сопротивление предыдущих ступеней при продвижении к следующим ступеням.
В подробной модели появилось еще два возраста — 20 и 30 лет.
Эти возраста присутствуют в некоторых теориях психологов. Наша задача выделить глубинные измерения этих этапов.
Начнем с ключа, находящегося в Торе.
13 и 40 лет — это Авраам и Моше.
Логично сопоставить: 20 и 30 лет — Ицхак и Яаков.
Эти личности раскроют нам глубинную суть переходов.
Прежде всего отметим главные символы, связанные с Ицхаком и Яаковом.
У Ицхака — это связывание (акеда) [на жертвеннике].
У Яакова — это лестница в Небо — ко Вс-вышнему.
= - = - =
20 лет — Ицхак.
Согласно еврейским законам, с
20 лет молодой человек может идти в армию и может привлекаться к суду.
Это говорит о возможности дисциплины, которая проявляется на стадии
«Ицхак».
Связывание — это и есть
самоограничение, которое позволяет достичь многого, благодаря
организационным возможностям дисциплинирования.
В светском мире — одно из
важных проявлений — дисциплинированный студент, который вкладывает время
в учебу, чтобы добиться успеха.
В религиозном мире — человек, который стабильно
учится еврейской мудрости, например, регулярно учит Талмуд (в хеврутах
или на уроках), регулярно приходит на молитву, регулярно дает цдаку и
т. д.
ПОЗИТИВ: благодаря
дисциплине, человек может совершить гораздо больше, так как он меньше
отвлекается и преодолевает соблазны, которые съедают большинство
ресурсов у недисциплинированного человека.
Связывание — это и есть умение ограничить себя тем, что ведет к цели — он «не разбрасывается».
НЕГАТИВ — мы увидим, когда поймем, в чем суть следующего этапа.
ПРОБЛЕМА — дисциплина должна
быть направлена к позитивной (и желательно духовной) цели. Дисциплина —
на службе сил зла — особо опасна. Известный пример — Германия. Эта
страна всегда славилась порядком. Но когда власть захватил Гитлер, то
этот порядок дал Гитлеру силы для разрушения мира.
30 лет — Яаков.
Многие психологические
авторитеты говорят, что в 30 лет у человека появляется следующий уровень
зрелости, который позволяет ему подняться на следующую ступень.
Но очень редко эти авторитетам удается сформулировать в чем суть этой ступени.
Мы выделим только некоторые аспекты этого этапа — возможно развитие этой темы.
Главный символом Яакова является — лестница Яакова.
Мы уже видим разницу между символикой этапов — если связывание Ицхака — напоминает забор (или даже стены гетто) — ограничение на плоскости, то лестница — это выход в 3-е измерение, возможность роста - движения ко Вс-вышнему, при чем по ступенькам, т. е. по этапам.
а) если дисциплина — обычно жесткая (как характер Ицхака), то уровень Яакова — это гибкость, которая проявляется в том числе в хитрости. Имя Яаков — от слова обогнуть (или траектория в форме пятки).
По дороге к цели — не всегда оптимальным является «железный кулак,
идущий напролом». «Зигзагообразный» путь «слалома» - может быстрее и
легче довести до цели.
б) ключевым сюжетом в
истории Яакова — является история о том, как он боролся с ангелом
Эйсава. Согласно мнению мистиков, ангел Эйсава — это наша внутренняя
теневая сторона (ецер а-ра).
Когда человек начинает
наводить порядок в своем внутреннем мире, его эффективность резко
вырастает, так как он перестает тратить гигантские усилия на преодоления сопротивления и саботажа. Это напоминает смазывание системы, которое ликвидирует проблему трения.
(Возможно, одно из значений термина Мошиах — помазанник — указывает на эту идею.
Когда человек убирает
сопротивление своего внутреннего теневого оппонента, он перестает
противиться Высшей Силе. Это и есть идея Царя, которого все слушаются)
Говорится, что Яаков «прорабатывал» ангела, пока не вышло Солнце. т. е. Пока тень не перестала скрывать свет.
То что символом Якова является лестница — обозначает, что проработка теневых аспектов — может быть не одномоментной, но поступенчатой.
С другой стороны, каждое усилие — поднимает на следующую ступень, следовательно любое усилие — уже осмысленно.
То что ангел хромал
некоторое время после терапии обозначает, что человек, привыкший к
своему теневому саботажнику — после удаления проблемы — чувствует
непривычное состояние, которое создает временное неравновесие (хромота). Но постепенно человек привыкает к новому более свободному чувству и хромота исчезает.
Уровень Яакова — более творческий,
чем уровень Ицхака. Яаков — получает 12 сыновей, все они были
продолжателями Отца. Это означает, что с уровня Яакова — появляется разнообразие (в полноте — 12 сыновей), которое позволяет варьировать выбором пути.
То что у Яакова есть два имени (кроме Яакова — еще и Израиль) — может обозначать в том числе и владение двумя мирами — внешним и внутренним.
Внутренний мир — имеет цель «Исра-эль» - «прямо к Б-гу» - удаляя саботаж теневой части личности.
СТОЛКНОВЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ИЦХАК И ЯАКОВ.
Три ключевых качества уровня Яаков — творческое начало, гибкость и умение работать с внутренним миром.
Жесткий уровень Ицхака — особенно агрессивно сопротивляется именно этим проявлениям.
Для жесткой справедливости (гвура) — умение поступать гибко — выглядит как нарушение закона.
Мы видим, что Яаков вынужден перехитрить Отца (Ицхака), чтобы получить законно причитающееся ему благословение.
= - =
С творчеством у уровня Ицхака тоже большие проблемы.
Если Вы спросите у человека, ограничивающего себя изучением Талмуда и Галахи — какое его личное мнение
по какому-то поводу — он возмутится и скажет «Какое у меня может быть
личное мнение?! У нас есть мудрецы — они все правильные мнения уже
высказали!».
То есть на этом уровне человек не берется искать свое мнение, но только — цитировать готовое мнение авторитетов.
Поэтому, взяв в руки любую
книгу такой человек сразу начнет искать кто из авторитетов «утвердил»
книгу, иначе — он книгу в руки не возьмет.
Интересный пример — в Литовском мире послевоенной Америки величайшим авторитетом стал рав Моше Файнштейн, который не боялся искать ответы
на сложнейшие проблемы, которые в том числе возникли после различных
вопиющих историй Холокоста. Большинство других раввинов просто
отказывались искать решения в нестандартных ситуациях, а рав Моше —
брался за эти задачи.
= - =
Самым проблемным является переход от Ицхака к Яакову — в вопросе внутренней работы.
Тут же нам дает подсказку Тора. Ицхак очень любил своего сына — Эйсава!
Одно из возможных объяснений — наше теневое оппонирующее начало (ецер а-ра) очень сильное. А гвура любит силу, так как сила — это основа дисциплины.
Проблема только в том, что
сила может служить чужому началу. Так и произошло. Эйсав свою силу
вложил не в направлении к Б-гу, а в противоположную сторону.
Рассмотрим интересные аспекты.
Классическое литовское еврейство больше фокусировалось на учебе, и меньше на работе над характером.
После появляения хасидизма —
одной из работ которого была работа с характером, литовский мир
выработал свою систему — которая называлась мусар — еврейская этика.
Это — очень важная система,
но у нее есть одна проблема, при всей гениальности книг мусара — они
смогли очень слабо повлиять на литовский мир, именно потому, что
сопротивление было особенно сильным.
Приведу реальный пример, свидетелем которого я был.
В Иерусалиме я учился в коллеле при ешиве «Швут Ами». У нас в группе были аврехим (взрослые студенты), которые много лет изучали Талмуд (с детства) и больше всего любили этим заниматься.
Один раз в неделю глава
коллеля проводил для нас урок мусара. Это был интереснейший урок, на
котором я наслаждался гениальностью материала.
Но... на всех уроках я наблюдал одну и ту же картину. Через 10-15 минут после начала урока — почти все студенты засыпали.
Я спросил своего хевруту, который тоже был из «талмудистов» - в чем причина? Он мне искренне ответил: «Тут нам говорят, какие мы плохие. Нам не хочется этого слышать и мы засыпаем».
Мы видим классическое проявление нашего теневого саботажника. Студент
Талмуда — будет сопротивляться работе над своим внутренним миром.
= - = - =
Мы видим, что переход от уровня Ицхак-20 к уровню Яаков-30 — это весьма серьезное преодоление множества факторов.
= - = - =
Постараемся проанализировать
еще некоторые возможные важные аспекты переходных моментов, в частности
переход к уровню «Ицхак-20».
Переход к дисциплине (к уровню Ицхак-20) также непростой. Человеку очень тяжело заставить себя быть дисциплинированным.
Один из примеров —
безалаберность российского менталитета. Мы видим, что Россия никак не
может перейти в конструктивный режим — ни при царе, ни при социализме,
ни при свободном рынке.
Все три режима — никак не могли преодолеть этот барьер.
Частично это удалось «железному кулаку» репрессий при Сталине, когда за опоздание на работу человека могли отправить в лагерь.
Но неутомимый русский
человек всегда найдет выход. И при внешней дисциплине — народ научился
внутреннему саботажу. Люди приходили вовремя на работу и
«бездельничали» прямо на рабочем месте, чувствуя удовлетворение от того,
что им удалось обхитрить жестокую власть.
= - = - =
Одним из средств
дисциплинирования (а также тренажеров) является система соблюдения
мицвот. Мы можем увидеть как светский человек сопротивляется заповедям.
Он даже придумал идеологическое обоснование — исказив для своих нужд великое слово «свобода».
Изначально свобода означает возможность свободно двигаться к избранной цели.
В современной трактовке —
свободой стали называть отсутствие любых ограничений и запрет
навязывания любых действий. При такой трактовке — заповеди оказались
«врагами» свободы.
Это тоже пример борьбы с уровнем «Ицхак-20».
= - =
Приведем несколько примеров перехода от уровня Ицхака к уровню Яакова.
Согласно каббале, Яаков — это сфира тиферет, качества которой — истина и красота.
В чем разница между правдивым (гвура) и истинным (эмет)?
Правдивый скажет все как есть, невзирая на последствия. Стремящийся к истине - скажет то, что важно для правильного развития ситуации.
Классический пример — лашон а-ра.
Лашон а-ра — это реальность, знания о которой разрушают.
С уровня гвура — светский человек скажет лашон а-ра, потому что это «так и было».
Религиозный человек уровня «Ицхак-20» — не скажет лашон а-ра, потому что знает, что это грех.
Религиозный человек с уровня «Яаков-30» - сможет сделать более творческую
вещь при необходимости. Он сможет сформулировать такое послание,
которое не обязательно будет правдивым, но которое наилучшим образом исцелит и разовьет ситуацию.
То что делает такой человек — можно назвать «терапевтическим» воздействием.
Приведу интересный пример из своей юности.
Когда я был подростком, мы с
мамой решили пройти пешком через горный массив Кара-Даг в Крыму (тогда
он еще не был заповедником). Когда мы прошли около трети пути, мы
слегка устали и начали думать — пойти нам дальше или вернуться.
В этот момент мы встретили
человека и спросили его - «Далеко ли еще до конца маршрута?» Человек
оказался мудрым, он посмотрел на нас оценивающим взглядом и сказал: «Вы
прошли уже больше половины маршрута. Вам осталось не так далеко».
Услышав эту новость мы собрались с силами — и дошли до конца маршрута.
Потом мы переспросили наших знакомых и выяснили, что встретившийся нам
человек — нас обманул. Но благодаря его обману — мы смогли пройти весь
маршрут.
Задача человека с уровня «Яаков-30» - видеть всю картину, а не только локальный участок. Это важно не только в походе по горам, но особенно важно в выстраивании отношений между людьми.
Поэтому, когда мы говорим одним людям о других людях, мы должны стараться увидеть максимально глобальную перспективу.
= - = - =
Следующее качество уровня «Яаков-30» - красота.
Красота — довольно парадоксальное и не до конца понятное качество.
Можно заметить, что светское
представление о красоте часто довольно поверхностное (если зритель — не
профессиональный искусствовед).
В релегиозном сознании
уровня «Ицхак-20» - вообще мало места для красоты. Дисциплина и сила
воли — очень слабо связаны с красотой, и вообще не понимают о чем речь.
Сформулируем глубинные понятия красоты.
а) «в детали увидеть гармонию всего» или «показать бесконечность в конечном».
б) увидеть за творением его автора.
Второе качество — позволяет
нам научиться видеть не только автора-человека к его картине, но выйти в
большой мир — и увидеть Автора — Вс-вышнего в картине мира.
Можно развить эту тему с помощью имен четырех старших сыновей Яакова.
Реувен — умение увидеть Автора.
Шимон — умение услышать Автора.
Леви — умение сопровождать Автора.
Йегуда — умение поблагодарить Автора.
(Кстати, имя Йосеф — означает «добавить», и Йосеф выведет модель на следующий уровень — но об этом в других материалах» - о переходе в мистические высоты).
= - =
Возраста 20 и 30 лет — не
обязательно точные. Они обозначают следующую ступень и если человек
поднимается на нее несколько позже «планового срока» - это все равно
неплохо.
Проблема в том, что
большинство людей вообще останавливаются по дороге и успешно защищая
свое «право» не двигаться дальше — не проходят всего пути.
= - =
Уровень 40 лет я разбирал в
книге. Это уровень связанный с мистикой, а также с «руководительными»
функциями. Его можно вывести не только из Моше, но и из Йосефа и
Аарона.
2010-2011.Все права защищены. Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на http://meirbruk.net.
«Всякий, цитирующий со ссылкой на автора, несет избавление в мир» (Поучения Отцов 6:6).